Четыре дхармы

Анкуша, стрекало, которое держит Господь Ганеша в правой руке, используется для устранения препятствий с пути дхармы. Это — сила, посредством которой все не­праведное отметается от нас, это — острие, которое за­ставляет нерадивых двигаться вперед. Аум.

Что такое дхарма? Каковы ее формы?

ШЛОКА 56

Дхарма — это закон существования, закон правиль­ной реализации внутренней природы и судьбы. Дхарма состоит из четырех основных разделов, которые являются действующими законами Бога на четырех уровнях нашего существования: универсальном, человеческом, социаль­ном и личном. Аум.

БХАШЬЯ

Когда Бог создал вселенную, Он наделил ее порядком, дал законы, управляющие мирозданием. Дхарма — это божественный закон Бога, действующий на каждом уров­не существования, от поддержания космического порядка до религиозных и моральных законов, которые обеспечи­вают нам гармонию с этим порядком. Нас поддерживает дхарма, обеспечивающая нашу наиболее совершенную связь со сложной вселенной. Каждая форма жизни, каж­дая группа людей имеет дхарму — закон существования. Когда мы следуем дхарме, мы находимся в гармонии с Ис­тиной, которая присуща вселенной и направляет ее, и ес­тественным образом пребываем в близости к Богу. Адхарма — это противоположность божественному закону. Дхарма преобладает в законах природы и выражается в нашей культуре. Она состоит в благочестии и этике, в дол­ге и обязанностях. Это путь, который ведет нас к освобож­дению. Универсальная дхарма известна как puma. Соци­альная дхарма — это варна-дхарма. Человеческая дхарма известна как ашрама-дхарма. Наша личная дхарма — свад-харма. Индуизм, чистейшее выражение этих четырех вне­временных дхарм, называется Санатана Дхарма. Веды учат: «Нет ничего выше дхармы. Воистину, то, что есть дхарма, есть Истина». Аум Намах Шивайя.

Что такое универсальная дхарма?

ШЛОКА 57

Универсальный закон, известный в Ведах как puma, — это космический порядок, закон Бога, действующий на физическом плане. Это бесконечный разум, или сознание в природе, основополагающий космический замысел и организующая сила. Аум.

БХАШЬЯ

Рита — это основополагающий божественный принцип и универсальный закон, регулирующий природу от движения звезд по галактическим орбитам до потока энергии мельчайших субатомных частиц. Рита — это Дао. Это — судьба и путь к судьбе. Когда мы находимся в гармонии с универсальной дхармой и осознаем, что чело­век является неотъемлемой частью природы, а не доми­нирует над ней, — мы находимся в гармонии с Богом. Все индуисты считают, что они гости на земле, ответственные перед природой. Когда эта ответственность выполняется, то сохраняется равновесие. Физическое тело берется у природы и возвращается в нее. Природа чрезвычайно сложна и упорядочена. Из кокосового ореха всегда вырас­тает кокосовая пальма, лотос дает лотос, роза — розу, а не какой-либо другой вид растения. До чего же постоянна и в то же время до чего же разнообразна природа — в массе ее созданий не найдется и пары абсолютно идентичных экземпляров! Каждый индуист осознает, что он является частью природы, и пытается гармонизировать свою жизнь с универсальным путем, основополагающей кос­мической силой. Веды учат: «Земля поддерживается Ис­тиной, небо поддерживается солнцем, солнечные системы поддерживаются вечными законами, ритой. Эликсир бо­жественной любви господствует на небесах». Аум Намах Шивайя.

Какова природа социальной дхармы?

ШЛОКА 58

Социальный закон, или варна-дхарма, включает за­нятия, обязанности и ответственность, которые мы долж­ны принимать, будучи членами нации, сообщества или семьи. Важный аспект этой дхармы — это религиозные и моральные законы. Аум.

БХАШЬЯ

Каждое человеческое общество вырабатывает слож­ную структуру социальных взаимодействий. Ученые на­божные души, обладающие исключительными знаниями, — это мудрые брахманы. Законодатели и претворяющие законы в жизнь — это наши защитники, кшатрии. Бан­киры и бизнесмены — это купцы-вайшьи. Рабочие и ре­месленники — это шудры. Помимо этих четырех классов, или варн, есть сотни каст, или джати. В индуистских сооб­ществах класс и каста, определяющие занятия и положе­ние в сообществе, в основном передаются по наследству. Однако честолюбивые люди, вступающие на новое по­прище благодаря образованию, мастерству и упорству, выходят за рамки этих наследуемых категорий. Социаль­ная дхарма выполняется в соответствии с законами нашей страны, обязанностями внутри сообщества и в соответ­ствии с нашим долгом по отношению к семье и к друзьям. Всеобъемлющая система обязанностей, моральных норм и религиозных правил составляет действующий божест­венный закон нашей повседневной жизни. При правиль­ном исполнении этого закона, варна-дхармы, личный и семейный прогресс растет и обеспечивается преемствен­ность культуры. Веды говорят: «Когда человек рождается, кем бы он ни был, одновременно рождается долг перед Богом, мудрецами, предками и людьми». Аум Намах Шивайя.

Какова природа человеческой дхармы?

ШЛОКА 59

Человеческий закон, или ашрама-дхарма, есть естест­венное выражение и зрелость тела, души и эмоций, про­ходящих четыре прогрессивные стадии мирской жизни: ученик, домохозяин, старейшина-советник и религиоз­ный отшельник. Аум.

БХАШЬЯ

Четыре ашрамы — это стадии усилий в поисках пурушартх: праведности, богатства, удовольствий и освобож­дения. Первые 24 года нашей жизни — это время интен­сивного обучения. Примерно в 12 лет мы формально всту­паем в брахмачарья-ашраму и приобретаем знания и мас­терство, которые послужат нам в дальнейшей жизни. От 24 до 48 лет в грихастха-ашраме мы работаем совместно как муж и жена, воспитывая детей и приумножая богатст­во и знания, связанные с нашей профессией, служа общес­тву и поддерживая членов трех других ашрам. В ванапрастха-ашраме в возрасте от 48 до 72 лет мы постепенно от­ходим от общественной жизни, делимся опытом с моло­дежью, давая им советы и руководя ими. После 72 лет, когда физические силы иссякают, мы всецело обращаемся к писаниям, поклонению и йоге. Эта стадия называется санньяса-ашрама, и она отличается от формальной жизни монахов, одетых в одежды цвета охры. Таким образом, наша человеческая дхарма — это естественное пробуж­дение, самовыражение, созревание и отход от мирской жизни. Веды говорят: «Исполнение обязанностей того пе­риода жизни, к которому каждый из нас принадлежит, вот воистину главное правило! Остальные правила — как ветви ствола. Соблюдая это правило, вы стремитесь вверх, в противном случае — вниз». Аум Намах Шивайя.

Какова природа личной дхармы?

ШЛОКА 60

Личный закон, или свадхарма, — это наш совершен­ный индивидуальный способ жизни. Это сумма собран­ных семян кармы, связанных с совместным действием на нас риты, ашрама- и варна-дхармы. Аум Намах Шивайя.

БХАШЬЯ

Каждый человек имеет индивидуальную, личную дхарму. Эта дхарма определяется двумя вещами: кармами, как хорошими, так и плохими, из прошлой жизни и тремя дхармами нашей жизни —универсальной, человеческой и социальной. Свадхарма, «собственный закон человека», складывается из нашей истории, опыта, склонностей и желаний, указанных астрологией, — все это определяет нашу личность, профессию и связи. Ключ к раскрытию и пониманию личной дхармы лежит в почитании Господа Ганеши, бога памяти, времени и мудрости, который знает наши прошлые жизни и может прояснить наиболее со­вершенные закономерности и указать правильный путь в жизни. Когда мы следуем этому уникальному закону, ру­ководимые гуру, мудрыми старейшинами и знающим го­лосом нашей души, мы удовлетворены и находимся в ми­ре с самими собой и с окружающим. Дхарма для отдель­ного человека равнозначна нормальному развитию семе­ни, то есть правильному выполнению внутренней природы и судьбы. Ведическая молитва просит: «То вели­колепие, которое обнаруживается у слона, у царя, у людей, у вод, то великолепие, с которым боги достигли своего божественного состояния, дай мне, о Господь, и сделай меня великолепным». Аум Намах Шивайя.

Писания говорят о четырех дхармах

У нас всех есть различные мысли и планы и разнообраз­ные призвания. Плотник ищет трещину, врач — болезнь, священник — сому.

Ригведа

Дочь неба проявила себя на востоке, одетая в свет. Она преданно следует пути рита-дхармы. Она — всепонимающая, Она отмеряет стороны света.

Ригведа

Обе руки одинаковы, но они отличаются в работе. Так и две коровы, родившиеся от одной матери, могут давать раз­ные удои молока. Даже близнецы имеют разную силу, а род­ственники обладают разной степенью щедрости.

Ригведа

Человек должен думать о богатстве и пытаться добиться его поклонением на пути порядка, он должен руководство­ваться своим собственным внутренним видением и моби­лизовать еще большую энергию благодаря своему духу.

Ригведа

Тот, кто, пройдя обучение у брахмана, полностью изу­чив Веды, освобождается своим учителем, которому он все­гда был послушен, такой человек называется ашрамин. Вы­брав себе жену, равную ему по происхождению, он должен возжечь священные огни и приносить божествам жертво­приношения брахмана день и ночь до тех пор, пока он не разделит среди детей свою собственность и не оставит удо­вольствия супружества, уйдя в лесную жизнь, скитаясь по чистой земле. Питаясь водой и воздухом и приемлемыми плодами, с огнем внутри тела, он живет на земле без обяза­тельств, без слез.

Атхарваведа

Сотня неинициированных равна одному брахмачари. Сотня брахмачари равна одному грихастхе. Сотня грихастх равна одному ванапрастхе. Сотня ванапрастх равна одно­му санньясину.

Атхарваведа

Во сколько частей был Он преображен, когда Пурушу расчленили на куски? Что стало с Его ртом? Во что превра­тились Его руки, Его бедра, Его ступни? Его рот стал брахма­нами, из Его рук возникли раджаньи, из Его ног — вайшьи, а из ступней — шудры.

Ригведа

Дела брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр различны в соответствии с тремя силами их рожденной природы. Дела брахмана — это мир, внутренняя гармония, аскетизм и чистота, любящее прощение и праведность, видение, муд­рость и вера. А вот дела кшатриев: героический ум, внут­ренний огонь, постоянство, находчивость, храбрость в бою, щедрость и благородное лидерство. Торговля, сельское хо­зяйство и скотоводство — это работа вайшьев. Работа шудр — это служение. Все они достигают совершенства, когда находят радость в своей работе.

Бхагавад-гита

Человек достигает совершенства, когда его работа состо­ит в поклонении Богу, от которого возникли все вещи и ко­торый есть все. Даже если он скромен, его работа тогда бо­лее велика, чем работа другого человека, даже если он велик. Когда человек выполняет работу, которую дал ему Бог, ни­какой грех не может его коснуться.

Бхагавад-гита

Он саттвичен, его мысли сосредоточены на Парататтве, он ясно зрит сквозь враждующие веры, его отвращают возвращающиеся циклы рождений, и он прямо и с легкос­тью идет по пути дхармы. Такой человек — воистину хоро­ший и истинный ученик.

Тирумантирам

Тот, кто понимает свой долг перед обществом, живет истинно. Всех других нужно считать пребывающими среди мертвых.

Тирукурал

Следуя законам дхармы, которые управляют телом и ду­шой, вы должны бояться греха и поступать праведно. Муд­рые люди, думая и поступая таким образом, заслуживают блаженство сейчас и потом.

Натчинтанай


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: