Ассортиментный минимум

Ассортиментный минимум (перечень) – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

В условиях дефицита по этому показателю проверяли работу магазинов. По мере насыщения рынка товарами ка­залось, что надобность в этом показателе отпала. Однако при приватизации многие торговые предприятия измени­ли профиль или реальный ассортимент, исключив из него дешевые товары повседневного спроса. Для предотвраще­ния таких негативных.явлений вернулись к этому показа­телю, переименовав его в «ассортиментный перечень». За­мена термина «минимум» на «перечень» не очень удачна в сочетании с прилагательным «ассортиментный» (напомним, ассортимент – набор или перечень товаров).

Ассортиментный перечень утверждается органами мест­ного самоуправления. Он включает два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его счита­ется нарушением правил торговли.

Рациональность ассортимента – способность набо­ра товаров наиболее полно удовлетворять реально обосно­ванные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности – средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений показателей широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициен­ты весомости.

При определении коэффициента рациональности ассор­тимента должны учитываться все вышеперечисленные по­казатели с учетом степени значимости или коэффициента весомости (в) для каждого показателя. Коэффициенты весо­мости определяют экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребитель­ских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хотя бы для группы товаров коэффициентов весо­мости. Они индивидуальны для каждого товара.

С определенной степенью достоверности коэффициент рациональности может свидетельствовать о рациональном ассортименте. Вероятная погрешность показывает разницу между потребностями, предполагаемыми при формирова­нии ассортимента (прогнозируемый ассортимент), и реаль­ными, подкрепленными покупательским спросом.

Гармоничность ассортимента – свойство набора то­варов разных групп, характеризующее степень их близос­ти по обеспечению рационального товародвижения, реали­зации и/или использования.

Наибольшей гармоничностью отличается групповой ас­сортимент и его разновидности, наименьшей – смешанный. Гармоничность обеспечивает качественную характерис­тику ассортимента и не измеряется количественно, вслед­ствие чего это свойство носит описательный характер. Стремление к гармоничности при формировании ассор­тимента выражается в специализации магазина или от­дельных его секций. К преимуществам гармоничного ас­сортимента следует отнести наименьшие затраты изгото­вителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя – на поиск и приобретение товаров, близ­ких по назначению или дополняющих друг друга. Например, в магазинах типа «Все для досуга», «Все для дома (сада)» и т.п. покупатель может найти необходимые товары целевого назначения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: