Тема. Торговая организация как субъект предпринимательской деятельности

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Экономика торговой организации

Тема. ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СУБЪЕКТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Минилексикон: торговая организация (предприятие), розничные и оптовые организации, организации общественного питания, организационно-правовые формы торговых организаций, коммерческие и некоммерческие организации, хозяйственные общества и товарищества, признаки и принципы предпринимательской деятельности, модели предпринимательства, права и обязанности предпринимателя

Понятие торговой организации (предприятия) и отличительные характеристики. Предприятие ─ это первичное звено национальной экономики, выступающее в качестве основного субъекта как предпринимательской, так и хозяйственной деятельности. Именно предприятия являются главными структурными составляющими в сфере деловой активности людей, конечное звено которой ─ торговля. В условиях развития рыночных отношений, характеризующихся многообразием форм собственности, конкуренцией и отсутствием жесткого контроля за производством и распределением произведенной продукции, возрастает роль основной структурной составляющей общественного воспроизводства ─ предприятия (организации).

Само слово «предприятие» происходит от слова «предпринимать что-либо», «вести дело».

В Гражданском Кодексе Республики Беларусь (ст.132) предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, но в качестве субъекта гражданских прав рассматриваются коммерческие и некоммерческие организации (исключение делается лишь для унитарных предприятий).

В литературе понятие «организация» имеет несколько трактовок. В американском учебнике Мескона М., Альберта М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента» под организацией понимается группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

В менеджменте термин «организация» используется не только для обозначения процесса, действий, но и для одной из общих функций менеджмента.

Поскольку по своему значению понятия «предприятие» и «организация» близки, то в контексте излагаемого материала они могут использоваться как синонимы.

Раскрывая сущность предприятия (организации), необходимо рассматривать его в 3-х аспектах: юридическом, хозяйственной и отраслевом.

Наиболее общий характер имеет юридический аспект. Признаками юридического лица являются:

1)организационное единство, т.е. наличие единой организационной структуры, соподчиненности органов управления организацией (единоличных или коллегиальных). Характер и степень организованности юридического лица закрепляется в его уставе либо учредительном договоре;

2) имущественная обособленность, т.е. наличие обособленного, только ему принадлежащего имущества (основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается на балансе предприятия), которое ограничено от имущества других субъектов хозяйствования;

3) самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица, т.е. ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, на которое может быть обращено взыскание;

4) выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени,т.е.возможность юридического лица от своего имени заключать сделки, приобретать для себя и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, а также возможность самостоятельно распоряжаться своим имуществом. Юридическому лицу не требуется согласие вышестоящего органа для вступления в договорные отношения и доверенности на заключение сделок.

Хозяйственный аспект имеет большую степень конкретизации. С этой точки зрения, организация (предприятие) ─ самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства определенного вида продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей, а также обеспечения функционирования самого предприятия и его работников.

Учредителями предприятия (организации) могут быть: 1) государство в лице соответствующих органов, 2) физические и юридические лица Республики Беларусь, 3) иностранные физические и юридические лица.

Процесс создания предприятия включает: 1) принятие решения собственником имущества о создании предприятия; 2) разработка Устава и Учредительного договора и других документов, регулирующих деятельность предприятия; 3) регистрация предприятия в исполкомах местных советов по месту нахождения предприятия; 4) открытие счетов в банках и изготовление печатей. Все предприятия, создаваемые на территории Республики Беларусь, а также предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, подлежат государственной регистрации.

Специфика организаций (предприятий) в максимальной степени раскрывается через отраслевой аспект их деятельности.

Торговая организация ─ самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который закупает, реализует товары и оказывает услуги населению, осуществляет другие виды деятельности, не запрещенные законом с целью получения прибыли на основе удовлетворения потребностей.

Товары ─ имущество (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество), предназначенное для продажи.

Торговое предприятие выступает важнейшим участником рыночных отношений, что обусловлено главной функцией, которую оно выполняет, ─ реализацией товаров, выступающих средством удовлетворения рыночного спроса.

 

Торговая организация (предприятие) как субъект предпринимательской деятельности. Определяющие признаки и принципы функционирования. Торговля предпринимательская деятельность,направленная на приобретение и продажу товаров с оказанием или без оказания услуг, связанных с продажей товаров.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания» от 8 января 2014 г., №128-З выделяют два вида торговли: оптовую и розничную.

Оптовая торговля ─ вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

Розничная торговля ─ вид торговли, связанный с приобретением и продажей товаров для личного, семейного, домашнего и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь.

В сфере товарного обращения также функционируют предприятия общественного питания. Выполнение функций производства, реализации и организации потребления дает основание отнести их также к сферам материального производства, услуг и потребления.

Общественное питание ─ предпринимательская деятельность, направленная на производство продукции общественного питания, продажу и организацию потребления продукции общественного питания и товаров с оказанием либо без оказания услуг, связанных с осуществлением общественного питания.

Субъектами торговли и общественного питания являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю и (или) общественное питание на территории Республики Беларусь (Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания»).

Определяющие признаки торгового предприятия (организации):

1) наличие обособленного имущества в виде основных и оборотных активов;

2) наличие трудового коллектива;

3) наличие прав юридического лица;

4) полная самостоятельность в принятии хозяйственных решений и самоуправление;

5) осуществление хозяйственной деятельности на принципах самоокупаемости и самофинансирования;

6) отсутствие в составе предприятий других юридических лиц.

Принципы функционирования:

1)соблюдение правовых норм и действующего законодательства, регулирующего торговую деятельность в Республике Беларусь;

2)свободная и добросовестная конкуренция между субъектами торговой деятельности всех форм собственности;

3)соблюдение интересов потребителей, субъектов хозяйствования и государства;

4)рентабельность торговой деятельности при высокой культуре торгового обслуживания:

5)свободный выбор партнеров торговой деятельности;

6)гибкая политика ценообразования с учетом конъюнктуры рынка и действующего законодательства в области ценообразования.

Социально ориентированная экономика требует от сферы торговли непрерывного поиска путей совершенствования коммерческой и экономической деятельности и управления организацией торговли и общественного питания в контексте повышения качества продукции и услуг, обслуживания населения.

Организационно-правовые формы, типы и виды организаций торговли. В зависимости от целей деятельности Гражданский Кодекс Республики Беларусь различает коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими организациями являются юридические лица, целью которых является извлечение прибыли и которые распределяют полученную прибыль между участниками после уплаты налогов.

Некоммерческие организации ─ это юридические лица, основной целью которых не является получение прибыли, а выступает решение социальных задач.

Подавляющее большинство торговых организаций признаются коммерческими. А вот организации потребительской кооперации относятся к некоммерческим (ст.116 ГК РБ), поскольку они выполняют социальную функцию по обслуживанию сельского населения. Более того, потребительские кооперативы исторически создавались не для получения прибыли, а для удовлетворения материальных потребностей его участников путем объединения паевых взносов.

 

 

Коммерческие организации
Хозяйственные товарищества 1. Полное товарищество (ст. 66 ГК РБ) 2. Коммандитное товарищество (ст. 81 ГК РБ) Хозяйственные общества 3. Общество с ограниченной ответственностью (ст. 86 ГК РБ) 4. Общество с дополнительной ответственностью (ст. 94 ГК РБ) Акционерные общества 5. Закрытое акционерное общество (ст. 97 ГК РБ, минимальный размер Уставного фонда – 100 базовых величин) 6. Открытое акционерное общество (ст. 97 ГК РБ, минимальный размер Уставного фонда – 400 базовых величин) Хозяйственные кооперативы 7. Производственные кооперативы (ст. 107 ГК РБ) Унитарные предприятия 8. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 113 ГК РБ) 9. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (ст. 113 ГК РБ)
Некоммерческие организации
10. Потребительский кооператив 11. Общественная организация 12. Религиозная организация 13. Фонд 14. Учреждение 15. Ассоциации и союзы
Организации, не являющиеся юридическими лицами
16. Простое товарищество 17. Общественная группа 18. Религиозная группа и т.д.

Рисунок 1 – Организационно-правовые формы организаций (согласно ГК Республики Беларусь)

Общепризнано, что наиболее важным признаком классификации хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является деление по признаку организационно-правовых форм. См. рис. 1.

Организационная форма организаций вообще и торговых в частности характеризует порядок первоначального создания имущества и последующего изменения его роли в процессе использования полученной прибыли. Правовая форма характеризует права и ответственность собственников организации в ходе функционирования, реорганизации или ликвидации.

В зависимости от формы собственности в соответствии со ст. 213 ГК РБ всякая торговая организация относится к следующей категории:

1) государственные (республиканские и коммунальные);

2) частные.

Поскольку форма собственности не отражает организационно-правового статуса торгового предприятия, то в рамках многообразия типов собственности могут быть созданы предприятия различных организационно-правовых форм.

С позиций размеров торговые организации можно рассматривать как:

1) крупные ─ со средней численностью работников за календарный год более 201 чел.;

2) средние ─ со средней численностью работников за календарный год от 101 до 200 чел.;

3) малые ─ со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 чел.;

4) микроорганизации ─ со средней численностью работников за календарный год до 15 чел.

Эта норма законодательно определена Законом Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 14.07.2010 г. До этого действовал отраслевой критерий, устанавливающий следующую градацию: крупные – предприятия с коллективом работающих более 100 чел.; средние – от 30 до 100 работников; малые – до 30 чел. в розничной торговле и общественном питании, до 50 чел. в оптовой торговле.

В связи с широким распространением практики концентрации капитала в современной белорусской экономике распространяются такие формы корпоративных отношений как холдинговые компании, финансово-промышленные группы, ассоциации, консорциумы, синдикаты, тресты.

По степени участия иностранного капитала различают:

1) иностранные;

2) совместные.

В силу разделения труда в сфере обращения (отраслевой признак) торговые субъекты подразделяются на:

1) оптовые;

2) розничные;

3) предприятия общественного питания (в России ─ внедомашнего питания).

Организации оптовой торговли могут классифицироваться по масштабам деятельности, товарной специализации, объему выполняемых функций.

По масштабам деятельности различают оптовые предприятия общенационального и регионального уровня.

В соответствии с товарной специализацией оптовые организации бывают специализированные и универсальные.

По объему выполняемых функций и формам расчетов различают:

1) организации, приобретающие права собственности на товар и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций;

2) предприятия без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники (брокерские конторы, торговые агенты и т.п.);

3) организации, создающие условия для оптовой торговли (товарные биржи, оптовые рынки и т.п.).

Розничные торговые организации можно классифицировать по таким критериям как товарная специализация, методы торговли и формы обслуживания, виды и особенности устройства, функциональные особенности, уровень цен, контингент обслуживаемых потребителей, по месту расположения и др.

По товарной специализации выделяют предприятия следующих видов:

1) смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами;

2) специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткани, обувь, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты и т.п.);

3) узкоспециализированные, ассортимент которых включает отдельные товары какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, хлеб, женская одежда и т.п.);

4) комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо – рыба – овощи, трикотаж – галантерея и т.п.);

5) универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты).

По методам торговли и формам обслуживания различают: магазины самообслуживания; мелкооптовые магазины-склады; магазины традиционного типа; супер, гипермаркеты; фирмы и базы посылочной торговли; прямая продажа товаров; торговля через автоматы; интернет- торговля.

По месту расположения выделяют: соседние магазины; магазины, рассчитанные на обслуживание районов и микрорайонов; магазины сельской местности; автолавки, автомагазины; павильоны, киоски, стойки на рынках.

Особое место на потребительском рынке занимает общественное питание. На практике выделяют следующие типы организаций общественного питания: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная.

Несмотря на разнообразие типов и видов торговых организаций, с позиции экономики предприятия принципиальной разницы в деятельности субъектов торговли не наблюдается. В любом из них осуществляются сходные торгово-технологические и организационно-экономические процессы, измеряемые теми же экономическими показателями и охваченные единой системой экономических методов управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: