Вопросы к семинару № 9

1. Можно ли рассматривать конституционные права, свободы как дозволения на том основании,

что они исходят от государства?

2. Конституции советского периода осуществляли идею симметричности основных прав и обязанностей (право на труд - обязанность трудиться и т. д.). Оцените названную идею. Используется ли она в настоящее время?

3. Глава 2 Конституции Российской Федерации называется «Права и свободы человека и гражданина». Почему, на ваш взгляд, в этом названии разведены права и свободы, человек и гражданин?

4. Каково значение используемых в гл. 2 Конституции Российской Федерации терминов «свобода», «свободы» и производных от них?

5. Что означают категории «признание», «соблюдение», «защита» (ст. 2 Конституции РФ)?

6. Зачем человеку права? Зачем государству закреплять за людьми широкий набор прав?

7. Почему в гл. 2 Конституции Российской Федерации отсутствует право на власть?

8. Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, исчерпывающим?

9. Какие термины использует Конституция для обозначения субъектов основных прав, свобод, обязанностей?

10.Права человека - это всегда права индивидов или они включают также коллективные права?

11. Что означает принцип равноправия? Можно ли наряду с равноправием говорить и о «равнообязанности»? Равноправие и равенство прав - понятия тождественные?

12. Сформулируйте определения следующих понятий: ограничение права, умаление права, лишение права, отмена права, отрицание права. Поясните в чем разница между ними.

13. Где проходит законодательная граница между общественными и религиозными объедине­ниями, а также общественными и коммерческими объединениями? Какими признаками общественного объединения обладают нотариальная палата, саморегулируемая организация арбитражных управляю­щих, потребительский кооператив, трудовой коллектив?

14. Криминальные объединения - это общественные объединения?

15. В свободное время вы постоянно собираетесь с друзьями, чтобы поболтать, послушать музы­ку, обсудить планы на будущее. Можно ли ваш дружеский союз считать общественным объединением?

16. Уличное шествие - это общественное объединение?

17. Способны ли экологические объединения (так называемые «зеленые») достичь своих целей без вхождения в область политических отношений?

18. Вправе ли общественные объединения обратиться в суд с заявлением в защиту законных ин­тересов других лиц по их просьбе?

19. Несколько зачинщиков и участников массовых беспорядков (организаторы, исполнители взрыва и т. п.) признались, что принадлежат к одному общественному объединению. Могут ли их про­тивоправные действия служить основанием для его роспуска?

20. Законно ли закрепление в уставе общественного объединения максимального численного со­става участников?

21. Нарушаются ли конституционные права и свободы гражданина решением политической пар­тии об его исключении из состава членов?

22. Вправе ли несовершеннолетний Петров, в отношении которою применена эмансипация (гра­жданско-правовой институт), стать членом политической партии?

23. В чем, на ваш взгляд, смысл разделения законодателем религиозных объединений на религи­озные организации и религиозные группы?

24. Вправе ли религиозные объединения заниматься предпринимательской деятельностью, а об­щественно-политической?

25. Вправе ли религиозные объединения выступать учредителями общественных объединений, например, политических партий, органов общественной самодеятельности по месту жительства граж­дан?

26. Как соотносятся между собой конфессионально-публичное право и церковное право как кор­поративное право отдельных религиозных объединений? Защищает ли государство внутренние решения религиозных объединений как свои собственные?

27. Вправе ли светское государство вступать в какие-либо отношения с действующими на его территории религиозными объединениями?

28. Почему, на ваш взгляд, законодатель, определяя порядок регистрации религиозных объеди­нений, большое внимание уделяет вопросам религиоведческой экспертизы?

29. Может ли религиозная группа действовать без уведомления о своем существовании органов государственной власти или органов местного самоуправления?Вправе ли иностранные религиозные объединения осуществлять религиозную деятельность на территории Российской Федерации?

30. Любое ли религиозное объединение для обретения статуса религиозной организации должно пятнадцать лет пребывать в статусе религиозной группы?

31. Вправе ли религиозные организации проводить религиозные обряды в органах государствен­ной власти?

32. Раскройте содержание конституционного права граждан на информацию. Назовите основные федеральные нормативные акты, конкретизирующие это право и дайте их краткую характеристику.

33. Существуют ли ограничения в праве граждан на информацию и в чем они выражаются?

34. Сформулируйте легальную дефиницию понятия "цензура". Как вы относитесь к созданию Высшего совета по защите нравственности на телевидении и радиовещании?

35. Что понимает законодатель под "государственной тайной"? Назовите перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

36. Каким нормативным актом определяется правовой режим "информационных ресурсов"? Сформулируйте определение и виды информационных ресурсов.

37. Назовите перечень сведений, которые запрещено законом относить к "информации с ограни­ченным доступом". К какой категории информации относится информация о гражданах (персональные данные)?

38. Раскройте правовой статус СМИ в России по действующему законодательству. Считаете ли вы необходимым его совершенствование и если да, то в каком направлении?

39. Расскажите о порядке освещения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в СМИ.

40. Чем отличается митинг от собрания, демонстрация от шествия, пикет от митинга?

41. Вправе ли организовать митинги в России лица без гражданства, беженцы, иностранные гра­ждане?

42. Может ли организовать митинг группа школьников?

43. Можно ли организовывать и проводить митинги, шествия в населенных пунктах, не являю­щихся местом постоянного проживания организаторов? В чем состоит содержание конституционного права граждан на судебную защиту?

44. Раскройте элементы взаимодействия судов с органами законодательной и исполнительной власти.

45. Каким образом граждане участвуют в отправлении правосудия?

46. Как развивался институт мировых судей в России?

47. Предусмотрено ли создание в Российской Федерации специализированных судов?

48. Что собой представляет «административная юстиция» и есть ли она в России?

49. Каковы характеристики организации и деятельности судейского сообщества и его органов?

50. На основании Постановления Конституционного Суда от 16 июня 1998 г. раскройте содер­жание взаимоотношений Конституционного Суда РФ и иных федеральных судов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: