II. Новая тема

Учитель: После Саламинской битвы через год греки победили персов на суше при Платеях. Однако война продолжалась еще 30 лет. Гре­ки боролись за освобождение захваченных персами островов Эгейского моря и греческих городов на побережье Малой Азии.

Для борьбы с персами греки создали морской союз. Греческие приморские государства объединили свои флоты. Афины были самыми сильными из союзников. Спарта, не имевшая значительного флота, в союз не вступила.

Все вошедшие в морской союз государства считались равноправными.

Крупные полисы должны были строить и снаряжать корабли. Не­большие, не имевшие собственного флота, - делать ежегодные денежные взносы в казну союза, которая находилась на острове Делос в Эгейском море в храме Аполлона. Сюда съезжались представители государств, где на собрании выбиралось руководство союзом, определялся размер взносов.

Морской союз довел войну до победного конца: все греческие госу­дарства стали независимыми от персов, военным кораблям персов запрещено было плавать в Эгейском море. Союз захватил в свои руки торговые пути, по которым с берегов Черного моря привозили хлеб и рабов.

Вскоре необходимость в союзе отпала, но Афины запретили вы­ходить из него греческим государствам. А кто пытался это сделать, туда направлялся военный флот и наказывал непокорных.

Так участие в союзе, сначала добровольное, стало обязательным. Афиняне и казну перевезли с острова Делос в Афины, как бы в целях безо­пасности. Таким образом, Афины стали во главе военного морского союза и подчинили себе десятки государств.

Главным портом афинского государства стал порт Пирей (см. стр. 165 в учебнике). В Пирее находились две военные и одна торговая гавани.

Задание: Прочитайте п. 1 §36.

Кто по закону считался гражданином? Почему к службе на ко­раблях допускали только граждан? (Вспомните, почему аристократы противились участию в войне бедноты. Что означал бы для бедноты этот шаг?) (Они становились полноправными представителями полиса. )

- Кого называли «корабельной чернью»?

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 165. Что вы видите на рисунке?

(Торговая гавань, длинные стены тянутся от порта Пирея до Афин, рынок, ведется оживленная торговля.)

Какими товарами торгуют?

В документе сказано: «Сколько товаров прибывает в Пирей! Из Причерноморья - солёная рыба; из Северной Греции - зерно и мясо; сици­лийцы доставляют свиней и сыр; из Египта - паруса и папирус; из Сирии - благовония; остров Крит шлет дорогое дерево; острова - тучных бара­нов и фрукты. Из Малой Азии везут рабов и миндаль. Финикия шлет пше­ничную муку и финики».

Найдите на карте названные в документе страны (форзац учебника). Когда и поче­му особенно возросла афинская морская торговля? Докажите, что мор­ская торговля способствовала могуществу и богатству Афин.

- На каких условиях торговцы, прибывающие в Пирей, вели торговлю?

На доске: Граждане - коренные афиняне, у которых оба родителя были

гражданами. Верфь - место, где строили новые и чинили старые корабли. Совет пятисот - орган, следивший за порядком и за всеми работами в военных гаванях. Пошлина (налог) - денежный сбор за право торговать в Афинах. Метеки - переселенцы из других областей Греции, платившие налог за право проживания в Афинах.

Почему, несмотря на уплату налога, метекам выгодно было жить в Афинах? Ведь они не считались гражданами полиса, а значит, не участвовали в управлении государством.

Им было выгодно жить именно в Афинах, т.к. после войны с персами афиняне стали хозяевами на Эгейском море. Богатство и могущество афинян было связано с морем.

Большие доходы приносила продажа рабов, которая была в то вре­мя обычным явлением. В результате побед греков над персами резко увели­чилось количество военнопленных, которых обращали в рабство. Современ­ник рассказывает, что лишь во время одного удачного нападения греков на побережье Персии они взяли в плен 20 тыс. человек.

Вопрос: О каком источнике рабства идет речь? (Классическом).

Основным источником рабства для Греции, как и для других стран древности, являлась война. В V в. до н.э. во многих полисах долгового рабст­ва уже не было. Самый бедный гражданин твердо знал, что его, свободного эллина, рабом-должником не сделают, и гордился этим.

Рабов называли «живым товаром». Их доставляли из разных стран. Сюда привозили фракийцев, сирийцев, скифов, персов, египтян, даже негров.

Где же применялся рабский труд?

Задание: Прочитайте п. 3 §36.

В Греции, как и повсюду в древности, рабов прежде всего застав­ляли выполнять тяжелую и вредную для здоровья работу. Их труд приме­нялся на серебряных рудниках, на подсобных работах в мастерских и в сельском хозяйстве.

Работу, которая требовала выдержки и творчества, заинтересо­ванности, рабам не поручали. Так, рабов не использовали в качестве греб­цов на триерах. Созданием ремесленных изделий, выращиванием виногра­да и оливок занимались свободные люди.

Вопрос:

-Как вы думаете, почему рабов не допускали к этим работам?

-В «Одиссее» сказано: «Раб нерадив, не принудь господин повеле­нием строгим к делу его, за работу он сам не возьмется с охотой...»

Можно ли предположить на основе этого высказывания, какими были отношения между рабами и рабовладельцами? О каком принуждении идет речь? Почему рабы не были заинтересованы в своем труде?

- О каких категориях населения в Афинах мы узнали сегодня на уроке? Каково было их положение?

На доске:

 

Социальный состав Афин в V в. до н.э.

Домашнее задание.

1)Прочитайте §36, ответьте на вопросы к параграфу.

2)Выпишите в тетрадь новые понятия, выучите их.

Вариант 1.

1.Какое государство стремилось завоевать Грецию в начале V в. до н.э.?

2.Что требовали персидские послы, прибывшие в греческие города?

3.Какие полисы Греции не подчинились персам?

4.Как они поступили с послами?

Вариант 1.

1.Какое государство стремилось завоевать Грецию в начале V в. до н.э.?

2.Что требовали персидские послы, прибывшие в греческие города?

3.Какие полисы Греции не подчинились персам?

4.Как они поступили с послами?

Вариант 1.

1.Какое государство стремилось завоевать Грецию в начале V в. до н.э.?

2.Что требовали персидские послы, прибывшие в греческие города?

3.Какие полисы Греции не подчинились персам?

4.Как они поступили с послами?

Вариант 1.

1.Какое государство стремилось завоевать Грецию в начале V в. до н.э.?

2.Что требовали персидские послы, прибывшие в греческие города?

3.Какие полисы Греции не подчинились персам?

4.Как они поступили с послами?

Вариант 1.

1.Какое государство стремилось завоевать Грецию в начале V в. до н.э.?

2.Что требовали персидские послы, прибывшие в греческие города?

3.Какие полисы Греции не подчинились персам?

4.Как они поступили с послами?

Вариант 1.

1.Какое государство стремилось завоевать Грецию в начале V в. до н.э.?

2.Что требовали персидские послы, прибывшие в греческие города?

3.Какие полисы Греции не подчинились персам?

4.Как они поступили с послами?

Вариант 2.

1.К чему привели действия афинян и спартанцев?

2.Когда и где произошло первое сражение? Кто возглавил армию афинян?

3.Откуда произошло выражение «марафонский бег»?

4.В каком году вы посоветовали бы грекам отметить 2500-летие победы в Марафонской битве?

Вариант 2.

1.К чему привели действия афинян и спартанцев?

2.Когда и где произошло первое сражение? Кто возглавил армию афинян?

3.Откуда произошло выражение «марафонский бег»?

4.В каком году вы посоветовали бы грекам отметить 2500-летие победы в Марафонской битве?

Вариант 2.

1.К чему привели действия афинян и спартанцев?

2.Когда и где произошло первое сражение? Кто возглавил армию афинян?

3.Откуда произошло выражение «марафонский бег»?

4.В каком году вы посоветовали бы грекам отметить 2500-летие победы в Марафонской битве?

Вариант 2.

1.К чему привели действия афинян и спартанцев?

2.Когда и где произошло первое сражение? Кто возглавил армию афинян?

3.Откуда произошло выражение «марафонский бег»?

4.В каком году вы посоветовали бы грекам отметить 2500-летие победы в Марафонской битве?

Вариант 2.

1.К чему привели действия афинян и спартанцев?

2.Когда и где произошло первое сражение? Кто возглавил армию афинян?

3.Откуда произошло выражение «марафонский бег»?

4.В каком году вы посоветовали бы грекам отметить 2500-летие победы в Марафонской битве?

Вариант 2.

1.К чему привели действия афинян и спартанцев?

2.Когда и где произошло первое сражение? Кто возглавил армию афинян?

3.Откуда произошло выражение «марафонский бег»?

4.В каком году вы посоветовали бы грекам отметить 2500-летие победы в Марафонской битве?

Вариант 3.

1.Кто после Марафонской битвы призывал греков готовиться к новой войне с персами?

2.Как удалось ему создать армию и флот греческих государств?

3.Кто возглавил армию греков?

4.Где произошло следующее сражение с персами? Кто командовал вой­ском?

Вариант 3.

1.Кто после Марафонской битвы призывал греков готовиться к новой войне с персами?

2.Как удалось ему создать армию и флот греческих государств?

3.Кто возглавил армию греков?

4.Где произошло следующее сражение с персами? Кто командовал вой­ском?

Вариант 3.

1.Кто после Марафонской битвы призывал греков готовиться к новой войне с персами?

2.Как удалось ему создать армию и флот греческих государств?

3.Кто возглавил армию греков?

4.Где произошло следующее сражение с персами? Кто командовал вой­ском?

Вариант 3.

1.Кто после Марафонской битвы призывал греков готовиться к новой войне с персами?

2.Как удалось ему создать армию и флот греческих государств?

3.Кто возглавил армию греков?

4.Где произошло следующее сражение с персами? Кто командовал вой­ском?

Вариант 3.

1.Кто после Марафонской битвы призывал греков готовиться к новой войне с персами?

2.Как удалось ему создать армию и флот греческих государств?

3.Кто возглавил армию греков?

4.Где произошло следующее сражение с персами? Кто командовал вой­ском?

Вариант 3.

1.Кто после Марафонской битвы призывал греков готовиться к новой войне с персами?

2.Как удалось ему создать армию и флот греческих государств?

3.Кто возглавил армию греков?

4.Где произошло следующее сражение с персами? Кто командовал вой­ском?

Вариант 4.

1.Какое решение приняли спартанцы после сражения в Фермопильском ущелье? Как это решение отразилось на положении жителей Аттики?

2.Куда были переправлены афинские женщины, дети и старики?

3.Какое значение имела победа при о. Саламин?

4.Когда и где была одержана окончательная победа над персами?

Вариант 4.

1.Какое решение приняли спартанцы после сражения в Фермопильском ущелье? Как это решение отразилось на положении жителей Аттики?

2.Куда были переправлены афинские женщины, дети и старики?

3.Какое значение имела победа при о. Саламин?

4.Когда и где была одержана окончательная победа над персами?

Вариант 4.

1.Какое решение приняли спартанцы после сражения в Фермопильском ущелье? Как это решение отразилось на положении жителей Аттики?

2.Куда были переправлены афинские женщины, дети и старики?

3.Какое значение имела победа при о. Саламин?

4.Когда и где была одержана окончательная победа над персами?

Вариант 4.

1.Какое решение приняли спартанцы после сражения в Фермопильском ущелье? Как это решение отразилось на положении жителей Аттики?

2.Куда были переправлены афинские женщины, дети и старики?

3.Какое значение имела победа при о. Саламин?

4.Когда и где была одержана окончательная победа над персами?

Вариант 4.

1.Какое решение приняли спартанцы после сражения в Фермопильском ущелье? Как это решение отразилось на положении жителей Аттики?

2.Куда были переправлены афинские женщины, дети и старики?

3.Какое значение имела победа при о. Саламин?

4.Когда и где была одержана окончательная победа над персами?

Вариант 4.

1.Какое решение приняли спартанцы после сражения в Фермопильском ущелье? Как это решение отразилось на положении жителей Аттики?

2.Куда были переправлены афинские женщины, дети и старики?

3.Какое значение имела победа при о. Саламин?

4.Когда и где была одержана окончательная победа над персами?

Дополнительное задание.

Соотнесите события и даты:

1) 546г. до н.э. А. Покорение персами ионийских областей на западе Малой Азии
2)522-485гг. до н.э. Б. Начало греко-персидских войн
3) 490г. до н.э. В. Морское сражение у о.Саламин
4) 490г. до н.э. Г. Сражение при Платеях
5) 480г. до н.э. Д. Сражение в Фермопильском проходе
6) 480г. дон.з. Е. Марафонское сражение
7) 479г. до н.э. Ж. Правление персидского царя Дария!

Дополнительное задание.

Соотнесите события и даты:

1) 546г. до н.э. А. Покорение персами ионийских областей на западе Малой Азии
2)522-485гг. до н.э. Б. Начало греко-персидских войн
3) 490г. до н.э. В. Морское сражение у о.Саламин
4) 490г. до н.э. Г. Сражение при Платеях
5) 480г. до н.э. Д. Сражение в Фермопильском проходе
6) 480г. дон.з. Е. Марафонское сражение
7) 479г. до н.э. Ж. Правление персидского царя Дария!

Дополнительное задание.

Соотнесите события и даты:

1) 546г. до н.э. А. Покорение персами ионийских областей на западе Малой Азии
2)522-485гг. до н.э. Б. Начало греко-персидских войн
3) 490г. до н.э. В. Морское сражение у о.Саламин
4) 490г. до н.э. Г. Сражение при Платеях
5) 480г. до н.э. Д. Сражение в Фермопильском проходе
6) 480г. дон.з. Е. Марафонское сражение
7) 479г. до н.э. Ж. Правление персидского царя Дария!

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: