Какое отношение вызвали к себе идеи 3. Фрейда? Когда будущий историк культуры задумается над умственной жизнью нашего бурного века, он, безусловно, выделит концепцию психоанализа как явление особого порядка, понять существо и судьбу которого нелегко. Основанием для такой оценки явится для него прежде всего беспрецедентное расхождение мнений по вопросу об отношениях к психоанализу, проявившееся по разным поводам в разных странах. Можно уверенно сказать, что ни одно из больших умственных течений в области общей и клинической психологии, психотерапии, психиатрии не вызывало столь разных, взаимоисключающих суждений, не создавало такой разноголосицы в оценках, такой ожесточенности в спорах, как идеи, провозглашенные на заре нашего века| Фрейдом.
С одной стороны, существуют в западноевропейской и американское печати многочисленные указания на то, что идеи Фрейда по глубине влияния, оказанного ими на психологию западного человека, могут быть приравнены к идеям Коперника, Дарвина, Эйнштейна; что большая часть создаваемых в наши дни на Западе произведений психологии, философии и искусства несет на себе в той или иной степени отпечаток фрейдизма (Д. Олдридж); что традиционные схемы психоанализа настолько проникли в “кровь” западной культуры, что ее представителям значительно легче мыслить ими, чем игнорировать их (С. Цвейг) и т. д.
|
|
С другой же стороны, остается фактом, что в самых разных странах ученые первого ранга резко порицали и порицают фрейдизм, подвергая критике, а иногда и полностью отвергая его социологические и медицинские основы.
Как же можно объяснить такое различие подходов, сопровождаемое к тому же необыкновенной страстностью вызываемых им споров?
Выше уже было указано на некоторые из обстоятельств, способствовавших широкому положительному отклику на идеи Фрейда. Одним из них явился, несомненно, очень своеобразный характер вопросов, поднятых Фрейдом, жизненность и практическая важность которых выгодно контрастировали со многими направлениями в исследованиях поведения и сознания.
Неоспоримо, что фрейдизм явился одной из первых концепций, настойчиво пытавшихся разобраться в проблеме скрытых мотивов поведения человека и в роли этого фактора в клинике. Им было привлечено внимание к сложности внутреннего мира человека, к последствиям неудовлетворенных влечений, к противоречиям между желаемым и должным. Он обратился в этой связи к жизни во всей ее реальности, к ее радостям и печалям, тревогам и стремлениям, обещая помощь в условиях душевного надлома и требуя для этого всего лишь наведения определенного “порядка” в душе. И долгое время его идеи воспринимались многими как единственно способные осветить все эти жизненные вопросы, которые никогда не переставали волновать людей. Фрейдизм шел тем самым, по крайней мере по видимости, навстречу глубоким душевным запросам многих. Следует ли удивляться, что положительный резонанс, который получили в определенных социальных кругах его идеи, оказался таким широким? И в то же время в идеях Фрейда содержались внутренние противоречия, которые очень осложнили отношение к теории психоанализа даже со стороны тех, кто выступал на ранних этапах формирования этой теории в качестве ее страстных адептов.
|
|
После второй мировой войны психоанализ в его новейших вариациях продолжает оставаться в западных странах одним из наиболее распространенных течений в психологии, психотерапии и философии. Он глубоко проникает в художественную литературу, в искусство, в кино, его влияние со все большей отчетливостью проявляется в так называемой психосоматической медицине. Фрейдизм постепенно добивается признания даже в католических религиозных кругах, это особенно ярко проявилось на совещании католических деятелей высшего ранга, происходившем в 1965 г. в Ватикане, в связи с попыткой епископа Р. П. Грегуара легализовать использование психоанализа в монастырях.
И в то же время неуклонно нарастает волна критического отношения к психоанализу. Эта критика выступает в разных формах. Иногда она носит ограниченный характер, призывая не столько к полному отклонению психоаналитического направления, сколько к компромиссу с ним, к принятию отдельных его положений (прежде всего его теории бессознательного). Иногда же ее проводят решительно и непримиримо, ставя акценты на научной несостоятельности психоанализа и на его терапевтической неэффективности.
Особый интерес представляют работы, в которых обсуждение вопроса о терапевтической ценности психоанализа производится на основе изучения относительно крупных клинических контингентов. Из этих работ вытекает, что благоприятные исходы, наблюдаемые при психоаналитическом лечении, связаны большей частью со спонтанным выздоровлением, с последствиями изменения социальных условий, с незаметно вкрадывающимися в психоаналитическую процедуру элементами суггестии и с разнообразными другими факторами, чуждыми по своей природе этой процедуре. Связь же выздоровления с существом психоаналитического лечения остается во многих случаях недостаточно ясной.
Проверка показала, что объективных признаков существования Эдипова комплекса, играющего столь большую роль в системе воззрений Фрейда, а также других постулируемых фрейдизмом особенностей инфантильной сексуальности не удается обнаруживать у значительного количества детей даже при самом тщательном психологическом исследовании. Есть поэтому основания полагать, что в основу представления об Эдиповом комплексе как об обязательном компоненте инфантильной психики на определенном этапе онтогенеза Фрейдом были положены особенности детской сексуальности, скорее характерные для каких-то отдельных, своеобразных клинических случаев или, возможно, для нравов определенной социальной среды. А если это так, то невольно возникает мысль, как легко делал Фрейд широкие выводы из эксквизитных клинических фактов и насколько переоценивалось исходным психоаналитическим направлением значение априорно постулированных биологических факторов в ущерб влияниям, которые могут оказывать на сексуальное развитие ребенка случайные особенности окружающей обстановки и воспитания.
И вместе с тем наиболее типичной для западных исследователей а послевоенный период является позиция не огульного отклонения представлений психоанализа, а скорее их частичного принятия, позиция поиска различных форм компромисса с ними. Такое отношение было характерно для исследователей, которые, не приемля фрейдизм как законченную философско-психологическую систему, полагали вместе с тем, что в нем скрыто рациональное ядро и что его положительные элементы могут быть без противоречий связаны с другими теориями, освещающими работу мозга и сознания. Центральным аргументом, который выдвигался в пользу такого понимания, являлось обычно то, что метод Фрейда — это важный путь к раскрытию природы скрытых душевных движений, природы бессознательного и что поэтому, какими бы недостатками он ни обладал, к каким бы теоретическим трудностям ни приводил, его отвергать нельзя.
|
|
Таково мнение Н. Винера, выдающегося канадского нейрохирурга В. Пенфилда и др. Наряду с многочисленными работами психологического, клинического и кибернетического плана, где высказываются соображения о желательности компромисса между фрейдизмом и другими направлениями, на Западе звучат острокритические голоса. По мнению весьма авторитетного французского психиатра А. Барюка, “с медицинской точки зрения догматические установки некоторых психоаналитиков и психосоматиков могут представлять иногда подлинную опасность” *. Барюк признает, что идеи Фрейда наложили глубокий отпечаток на пси-
----------------------------------------------------------------------
* Barak Н. Entretion de Bichat. P., 1965. Р. 7.
----------------------------------------------------------------------
хиатрию, медицину, философию и всю интеллектуальную жизнь современного общества. Но в чем это влияние прежде всего сказалось? Распространение идей Фрейда имело, по мнению Барюка, лишь отрицательные социальные последствия...
Барюк останавливается далее и на психологическом анализе самой психоаналитической процедуры. Больной чувствует себя в условиях этой процедуры пассивным, расслабленным, находящимся во власти чужой воли, насильственно проникающей в глубины его психики. А в результате продолжительного применения психоаналитических приемов лечения (длящихся иногда многие месяцы, если не годы) возникает риск постепенного понижения психологической сопротивляемости больного, его фиксированности на интимных переживаниях и его превращения в личность, малоспособную к активному преодолению трудностей жизни, терпящую фиаско при первом же соприкосновении со сколько-нибудь грубой действительностью. Слишком высокое аффективное напряжение, замечает Барюк, бесспорно может привести к неврозу, но не меньшие опасности таит в себе и чрезмерное аффективное расслабление, и неизвестно, какую из этих крайностей выгодно предпочесть.
|
|
Барюк видит отрицательные черты психоанализа и в том, что последний часто связывает генез невроза с особенностями семейной жизни больного и поэтому нередко на этой жизни отрицательно сказывается. В целом же психоаналитическая концепция — это, по Барюку, “скорее религия, чем наука”, религия, имеющая свои догмы, свои ритуалы и свою оригинальную систему неконтролируемых истолкований.
Небезынтересно, что даже из уст той, которая на протяжении десятилетий была строжайшей блюстительницей психоаналитической ортодоксии,— дочери 3. Фрейда, Анны Фрейд,— вырвалось характерное признание, подчеркивающее трудности, с которыми сталкивается в современных условиях распространение идей психоанализа: современная молодежь, говорила Анна Фрейд, “интересуется борьбой человека не с самим собой, и борьбой человека против общества”.
О сомнениях самих приверженцев психоаналитической терапии в ее эффективности говорит высказывание одного из авторитетных современных французских психоаналитиков С. Видермана. “Среди самих психоаналитиков все больше проявляются признаки разлада — оговорки, оспариваемые положения, а в последнее десятилетие все более внятно звучат голоса, указывающие на прогрессирующую растерянность... Но в конце концов на фундаментальный вопрос нужно будет отвечать без уверток. Являются ли клинические симптомы эффектом вытеснения? Вполне вероятно. Становится ли устранение вытеснения невозможным или затрудненным вследствие контрсилы, называемой сопротивлением? Уверенный ответ здесь невозможен. Являются ли устранение вытеснения путем интерпретации (симптомов) и ликвидация (на этой основе) клинических нарушений твердо установленными достижениями психоанализа? Строго говоря, ответ должен быть отрицательным” *.
* Viederman S. Confrontation // Amer. J. of Psychol. 3. 1980. P. 24-26.
Для тех, кто знаком с представлениями о природе бессознательного, о роли вытеснения, о терапии, основанной на его осознании, и т. п., звучавшими в западной литературе последнего десятилетия, должно быть очевидно из приведенного отрывка, какой глубокий кризис переживает современная западная клиническая психология, затрагивая проблему бессознательного, и какой трудный процесс переоценки традиционных для нее толкований в ней происходит. Это, конечно, не может не укреплять уверенность в том, что перед совсем иным подходом к проблеме бессознательного, характерным для советской психологии, а прежде всего перед подходом, разрабатываемым на протяжении десятилетий в школе Д. Н. Узнадзе, открыты широкие и благоприятные перспективы дальнейшего развития.
4. О ЛИЧНОСТИ ФРЕЙДА И О ТРАГЕДИИ ФРЕЙДИЗМА
В западной литературе можно нередко встретить высказывания, по которым отклонение советскими исследователями общей позиции, представлений и установок психоаналитической школы объясняется различного рода поверхностными, ситуационными моментами или даже каким-то предвзятым отношением к ее основателю. Трудно представить себе более неправильную оценку.
Вряд ли может кто-либо сомневаться в том, что Фрейд был выдающимся мыслителем, одним из крупнейших ученых своего времени, отличавшимся редкой наблюдательностью и блестящей клинической интуицией. Он был также человеком принципиальным и глубоко преданным науке. Об этом говорит вся история его жизни и прежде всего та непреклонная решимость, с которой он отказался от уже завоеванной им к 90-м то\ дам XIX в. репутации европейски известного невропатолога для tofol чтобы посвятить себя каким-то странным, никому на первых порах не понятным изысканиям, работам, поднимавшим столь необычные, столь шокирующие вопросы, что даже его близкие друзья долгие годы не решались следовать за ним в эту новую область.
И однако, эта привлекательность личности, духовного облика Фрейда отнюдь не означает, что в такой же степени должна импонировать созданная им после многих лет настойчивого труда психологическая концепция. Хорошо известно, что расхождения, очень подчас резкие, между личностью создателя и характером созданного наблюдались в науке и ^литературе неоднократно. Биография и творчество Ф. Ницше, этого — в годы душевного здоровья — мягкого в личной жизни, застенчивого человека, создавшего тем не менее систему представлений, которая спустя десятилетия была превращена в основу варварского нацистского мировоззрения — яркий тому пример.
Трагедия Фрейда как мыслителя заключалась в том, что он значительно опередил свою эпоху, обратив внимание на клинические проявления, для раскрытия природы которых психология, нейрофизиология, психотерапия его времени были совершенно не подготовлены. После же того, как эти проявления — активность бессознательного,— были им подмечены, перед ним возникла нелегкая альтернатива: либо пытаться объяснять выявленные им феномены на основе общей теории бессознательного, которую следовало, однако, еще только начинать создавать, либо объяснять их на основе предположений, создаваемых ad hoc, т. е. независимо от более общего концептуального подхода, способного осветить, помимо тех частных проявлений бессознательного, которые единственно приковывали внимание Фрейда, также гораздо более широкую роль этого фактора в системе сознания человека в целом.
Фрейд не мог пойти по первому пути хотя бы потому, что создание общей теории бессознательного немыслимо без опоры на экспериментальный метод в широком понимании, всегда остававшийся для него чуждым, без опоры на теоретические представления, вошедшие в психологию лишь десятилетия спустя (мы имеем в виду, в частности, понятие так называемой психологической установки, введенное в психологию Д. Н. Узнадзе и его школой). Идя же вторым путем, Фрейд не мог не придать в высшей степени сложным процессам участия бессознательного как в условиях нормальной психики, так и в формировании невротических расстройств истолкование упрощенное, сбивающееся на своеобразный антропоморфизм.
Можно, конечно, сказать, что вся эта антропоморфизация бессознательного была для Фрейда только своего рода изобразительным приемом. Но беда заключалась в том, что она имела свою логику развития, пленником которой Фрейд постепенно стал. Все более и более усложняясь, все более опираясь на метафоры, к которым Фрейд, как известно, очень широко прибегал, замещая ими отсутствующие у него строгие доказательства, эти антропоморфизирующие конструкции привели их автора к созданию множества причудливых и одновременно наивных мифов в работе мозга, к представлению о фатальной гегемонии бессознательного над сознанием; к идее только антагонистических отношений между бессознательным и сознанием; к учению о вытеснении, не сопровождающемуся, однако, разъяснением, во что же преобразуется как психологический феномен аффективное переживание после того, как оно подвергалось вытеснению. А тот, кто веру в эти мифы разделял, превращался — иногда даже без ясного сознания этого — в последователя мистифицированной системы социальной психологии, не оставляющей никакой надежды человеку на его конечное освобождение от власти господствующих якобы над ним биологически примитивных, иррациональных сил.
Таким рисуется своеобразный путь Фрейда в науке. Он был трагичным и притом в двойном смысле. Трагедия Фрейда заключалась не только в том, что подмеченные им факты — факты, приоткрывавшие завесу над еще очень мало известной и очень важной стороной психики человека,— были оставлены им без должного осмысления. Если бы дело исчерпывалось только этим, надлежало бы говорить лишь о личной трагедии Фрейда как исследователя. В действительности же трагическое имело здесь иной характер и иной масштаб.
Можно не во всем соглашаться с критикой идей Фрейда, звучащей сегодня в западной литературе,— ее примеры мы приводили выше,— но довольно трудно отвергнуть указание на аффект, вызываемый признанием примитивных биологических влечений главным в конечном счете фактором, который направляет и определяет поведение человека,— в то время, как на долю сознания отводится лишь иллюзия управления деятельностью. А ведь именно так (в пользу этого может быть приведено значительное количество доказательств) прозвучала для очень и очень многих основная идея психоанализа. И это глубоко пессимистическое понимание широко утвердилось независимо от того, что, возможно, хотел, но не сумел достаточно отчетливо сказать Фрейд.
Все это в целом: отсутствие у теории психоанализа строго разработанной научной основы и специфический колорит, который придается психоанализом представлениям о духовной жизни человека, о том, что эту жизнь направляет и движет,— наполняет глубоким смыслом слова одного из крупнейших психологов современной Франции П. Фресса, решительно отказавшего фрейдизму в праве на статус науки: “Психоанализ — это вера, а чтобы верить, надо сначала „встать на колени"”. С характерным галльским лаконизмом здесь коротко сказано многое.
Думается, что в свете такого общего понимания дефектов научного обоснования фрейдизма и своеобразия социальной роли идей психоанализа, отрицательное отношение к этому направлению, звучащее в советской литературе на протяжении уже многих десятилетий, становится более понятным. ' /
5. О ПРИЧИНАХ ПАРАДОКСАЛЬНОЙ “ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ” ПСИХОАНАЛИЗА
И наконец, вопрос, которым мы хотели бы завершить настоящий очерк.
Какие обстоятельства придали психоанализу неоспоримую сопротивляемость, хотя ни одно, пожалуй, направление психологической мысли не подвергалось такой резкой и никогда не прекращавшейся критике, как со стороны тех, кто идеи этого направления в той или иной степени признавал, так и тем более со стороны тех, кто эти идеи отвергал. Пестрота мнений, которая поныне наблюдается в его рамках, делает нелегким ответ даже на такой, казалось бы, простой вопрос: является ли психоанализ, несмотря на все перипетии и парадоксы его истории, более или менее единой теоретической конструкцией или же, рассматривая его сегодня, мы оказываемся скорее лишь перед поверхностно объединенным конгломератом течений, лишенным специфического для него концептуального ядра?
Ответ на этот вопрос тем более затруднителен, что, с одной стороны, теоретические позиции, которые характеризуют различные направления современного психоанализа, никогда не были ранее так трудно совместимыми, а с другой — то, что, несмотря на эту свою внутреннюю разнородность и даже расщепленность, психоанализ продолжает оставаться в рамках западной культуры течением качественно особым, противостоящим большинству других направлений, которые в той или иной степени символизируют или выражают эту культуру.
Сегодня можно уверенно сказать, что, завоевав с боями определенное место в западной культуре как течение, имевшее вначале психотерапевтическую, а затем также философскую и социологическую ориентацию, психоанализ стал постепенно наталкиваться в возрастающих масштабах на довольно резкое сопротивление его дальнейшей экспансии. При всей “модности” некоторых его понятий и призывов, их популярности на страницах невзыскательной массовой печати, он остается тем не менее в условиях современной культуры Запада скорее изолированной сферой мысли. Подлинного оплодотворения идеями психоанализа других концептуальных направлений, проникновения этих идей в иные философские или психологические течения (если не считать известного влияния на сартровский экзистенциализм, персонализм Э. Мунье и левистроссовскую антропологию) не произошло. И тем более, конечно, не приходится говорить о каком бы то ни было влиянии идей психоанализа (если отвлечься от уже полузабытой ситуации 20-х годов) на работы советских исследователей.
Такое положение вещей не может не заострить естественно возникающий вопрос: чем же обусловливается эта парадоксальная жизнеспособность системы, которая сама по себе, т. е. при ретроспективном взгляде на ее собственные внутренние противоречия, обрисовывается как крайне неустойчивая? Что позволяет этой системе сохранять определенную степень исторически выраженной стабильности при отнюдь не сочувственном принятии ее миром других идей, при явном наличии в ней сильных критических тенденций, направленных на переосмысление ее основных исходных положений?
Отвечая, следует прежде всего подчеркнуть, что своеобразие судьбы психоанализа объясняется своеобразием спектра идей, которые он пытается утвердить, существованием в этом спектре как важных идей, имеющих серьезное значение для дальнейшего развития наших знаний, так и идей малой и даже негативной научной ценности, идей-эфемеров, о которых перестают говорить и думать очень скоро после того, как они сформулированы. Если последние придают истории психоанализа облик динамичной мозаики, неустанной смены программ и декораций, то первые выступают как основа неоспоримой сопротивляемости, которую это течение оказывало на протяжении десятилетий самым разнообразным попыткам его критики.
Каковы же эти “стабилизирующие” психоанализ идеи? Ответ требует глубокого анализа, потому что они нелегко воспринимаемы: согласие с ними возможно лишь при отказе от трактовок, уже давно ставших традиционными, т. е. при условии нового взгляда на целый ряд психологических и клинических проблем.
Почти уже вековая история психоанализа убедительно говорит в пользу того, что, сколь бы ярко ни проявлялась изменчивость направлений психоаналитической мысли, все эти направления, начиная от созданных первыми “отступниками” А. Адлером и К. Юнгом и кончая наиболее известными современными теоретиками психоанализа Дж. Клайном и Ж. Лаканом, основываются так или иначе на одной и той же общей для них идее существования бессознательного, понимаемого как категория принципиально психологическая.
Если утверждается, что неосознаваемая психическая деятельность обнаруживается в том или ином виде в структуре любой формы человеческого реагирования, в структуре любого поведенческого феномена, то становится очевидной невозможность понять в отвлечении от- этой идеи ни одно, по существу, из проявлений целенаправленной активности человека.
Именно эта опора на категорию бессознательного, которая объединяет самые различные направления психоаналитической мысли, позволила психоанализу уцелеть как специфическому концептуальному течению на протяжении почти уже целого века.
Скептическое отношение Фрейда к экспериментальной психологии могло быть обусловлено тем, что центральная для него проблема мотивации первоначально не подвергалась серьезному экспериментальному изучению. Лишь впоследствии в ряде исследований (в частности, у К. Левина и его школы) эта проблема становится областью применения экспериментальных методов.
Фрейд постоянно подчеркивал, что психоанализ открыл область бессознательных душевных процессов, тогда как все остальные концепции идентифицируют психику и сознание. Рассматривая эту позицию в исторической перспективе, следует подчеркнуть, что Фрейд неадекватно оценивал общую ситуацию в психологической науке. Понятие бессознательной психики были введено Лейбницем, философскую концепцию которого Гербарт перевел на язык доступной эмпирическому анализу “статики и динамики представлений”. Переход от умозрительных конструкций, включавших понятие о бессознательной психике (в частности, философии Шопенгауэра), к использованию в экспериментальной науке наметился в середине XIX в., когда изучение функций органов чувств и высших нервных центров побудило естествоиспытателей обратиться к указанному понятию с целью объяснения фактов, несовместимых со взглядом на психику как область явлений сознания. Гельмгольц выдвигает понятие о “бессознательных умозаключениях” как механизме построения сенсорного образа. Предположение о бессознательной психике лежало в основе психофизики Фехнера. Согласно Сеченову, “бессознательные ощущения” или чувствования служат регуляторами двигательной активности. Отождествление психики и сознания отвергали и многие другие исследователи. Действительная новизна концепции Фрейда связана с разработкой проблем неосознаваемой мотивации, изучением неосознаваемых компонентов в структуре личности и динамических отношений между ними.
Психоанализ, как явствует из этих положений, не ограничивался притязанием на построение новой психологии и нового учения об этиологии нервных и психических заболеваний. Выйдя за границы этих направлений, он стал претендовать на объяснение движущих сил развития человеческого общества и отношений между личностью и культурой. Такое отношение трактовалось как изначально антагонистическое. Это следовало уже из исходных позиций Фрейда, согласно которым сексуальные влечения и агрессивные инстинкты, образуя глубинные, биологические по своей сущности основы личности, несовместимы с теми требованиями, которые навязывают ей социальная среда с ее нравственными нормами.