С западной точки зрения дивидендная политика – это принятие решения о том, выплачивать ли заработанные средства в виде дивидендов или оставить их и реинвестировать в активы. С российской точки зрения дивидендная политика – это механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия.
Дивидендная политика – составная часть общей политики управления прибылью, заключающаяся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости. Дивидендная политика оказывает влияние на отношения с инвесторами. Акционеры негативно относятся к компаниям, которые сокращают дивиденды, потому что связывают такое сокращение с финансовыми трудностями компании и могут продать свои акции, влияя на снижение их рыночной цены.
Важнейшей задачей дивидендной политики является обеспечение оптимального сочетания интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия.
|
|
1.Теория независимости дивидендов.
Авторы: Модильяни и Миллер.
Основные выводы теории:
Избранная дивидендная политика не влияет на рыночную стоимость компании, а также на благосостояние собственников. В соответствии с теорией дивиденды должны выплачивать по остаточному принципу.
2.Теория предпочтительности дивидендов (или «синица в руках»).
Авторы: Гордон и Линтнер
Исходя из этой теории максимизация дивидендных выплат предпочтительней, чем капитализация прибыли.
3.Теория минимизации дивидендов (или теория налоговых предпочтений).
Авторы: Вестон и Брайэм.
В соответствии с теорией эффективность дивидендной политики определяется критерием минимизации налоговых выплат по текущим и предстоящим доходам собственников.
Так как налогообложение текущих доходов в виде дивидендов всегда выше, чем предстоящих (с учетом факторов времени) дивидендная политика должна быть направлена на минимизацию дивидендов, а соотв. на максимизацию капитализации прибыли.
4.Сигнальная теория дивидендов (теория сигнализирования). Эта теория построена на том, что рост уровня дивидендов определяется автоматическим возрастанием стоимости акций.
5.Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров (Теория клиентуры).
В соответствии с этой теорией компания осуществляет дивидендную политику, которая соответствует ожиданиям большинства акционеров и их менталитету.