Тесты для самоконтроля:
- Энергия, образующаяся в организме в результате обмена веществ, используется на:
А. Нормальная температура в аксиллярной области находится в пределах 36-37оС (36,6±0,4оС), колебания ее в течение суток в первые дни жизни - до 0,3оС, в 2-3 месяца – до 0,6оС, в 3-5 лет – до 0,8–1оС с минимальными величинами в 3-6 часов и максимальными –
в 17-19 часов.
Ректальная температура на 0,6-1,0оС, оральная и тимпаническая ( во внешнем слуховом проходе) – на 0,3-0,6оС выше аксиллярной температуры.
Температура тела, определенная в аксиллярной области, меньше 36оС трактуется как субнормальная (гипотермия), а больше 37оС – повышенная (гипертермия, лихорадка,).
При ректальном измерении температуры лихорадка диагностируется при величине 38оС и выше.
Основные причины гипотермий у детей:
- переохлаждение;
- недоношенность Ш-ІУ ст.;
- гипотрофия П-Ш ст.;
- выраженная сердечная и/или сосудистая недостаточность, печеночная и почечная недостаточность;
- выраженная гипогликемия;
- снижение функции щитовидной железы и надпочечников.
|
|
Основные причины гипертермий у детей:
1. Инфекционные лихорадки (вирусы, бактерии, микоплазма, хламидии, риккетсии, патогенные грибы, простейшие, вакцины).
2. Неинфекционные лихорадки:
- перегревание, обезвоживание организма;
- прорезывание зубов;
- патология центральной нервной системы (кровотечения, травмы, опухоли, отек мозга, наследственные болезни);
- эндокринопатии (гипертиреоз, феохромацитома);
- психогенные факторы (неврозы, психические расстройства, эмоциональное
напряжение);
- тяжелые аллергические реакции, метаболические расстройства; диффузные
заболевания соединительной ткани;
- посттрансфузионные состояния, применение некоторых медикаментов (кофеина, эфедрина, гиперосмолярных растворов и др.);
- резорбционные факторы (ушиб, сдавление, ожог, некроз, гемолиз);
- рефлекторные причины (болевой синдром);
- опухолевые процессы;
- наследственные факторы (семейная средиземноморськая лихорадка).
По клиническому течению различают 2 варианта лихорадки: “розовую” и “бледную”. При “розовой” лихорадке общее состояние ребенка нарушается незначительно, кожа гиперемирована, горячая на ощупь, влажная, конечности теплые. Увеличение частоты пульса и дыхания соответствует уровню подъема температуры тела (на каждый градус частота дыхания увеличивается на 4 дых./мин и сердечных сокращений на 8-10 уд/мин, у маленьких детей на
5 уд/мин). При “бледной” лихорадке вследствие периферического спазма кожа бледная, “мраморная”, сухая, акроцианоз, положительный симптом “белого пятна”. Конечности холодные. Тахикардия, одышка, повышается систолическое АД, увеличивается разница между аксиллярной и ректальной температурой больше 1оС, озноб. Общее состояние ребенка нарушено – заторможенность, вялость, сонливость или возбуждение, галлюцинации, фебрильные судороги.
|
|
Транзиторная гипотермия. При рождении ребенка окружающая температура ниже на 12-15оС, вследствие чего уже в течение первых 30 минут жизни температура кожи может снижаться на 0,3оС, а ректальная – на 0,1оС за 1 мин. Максимального снижения температура тела новорожденного достигает через 1-2 часа псле рождения. Далее она постепенно повышается и к середине первых суток соответствует нормальным показателям. У глубоко недоношенных детей гипотермия может быть более выраженной и длительной.
Транзиторная гипертермия. У части новорожденных (0,3-0,5 %) на 3-5 сутки жизни температура тела может повышаться до 38-39оС при оптимальных условиях ухода, что может быть обусловлено бактериальным заселением кишечника и обезвоживанием организма. Транзиторной гипертермии способствует также перегревание. Ребенок беспокоен, много пьет, теряет массу тела, отмечается сухость кожи и слизистых. В первые дни жизни температура тела новорожденного нестойкая, может быстро изменяться после крика, кормления, пеленания.
Уход за больными детьми с нарушениями теплового баланса.
Температурная кривая отражает течение основного заболевания, помогает определить тяжесть состояния больного ребенка и эффективность лечения.
Температуру тела у детей чаще измеряют с помощью ртутных термометров в аксиллярной области, паховой складке или в прямой кишке. Специальные термодатчики дают возможность измерения оральной и тимпанической температуры. Перед регистрацией кожной температуры в месте измерения (аксиллярной или паховой области) необходимо протереть полотенцем. Термометр перед использованием следует протереть спиртом, стряхнуть до опущения ртутного столба ниже 35оС. Термометр удерживается в месте регистрации температуры прижиманием согнутой руки, или ноги ребенка. Перед измерением ректальной температуры желатльно поставить очистительную клизму, уложить ребенка на бок и ввести смазанный вазелином ртутный конец термометра в задний проход, ягодицы осторожно сжимают и в таком положении удерживают ребенка весь период регистрации температуры. Продолжительность измерения температуры в аксиллярной области, паховой складке – около 10 мин, ректально – 5мин. После измерения температуры термометр промывают теплой водой, насухо вытирают, дезинфицируют спиртом.
Температуру тела измеряют обычно 2 раза в день: утром, натощак в 7-8 час и вечером в 17-18 час (перед последним приемом пищи). При необходимости температуру измеряют каждые 2-3 часа.
С целью профилактики переохлаждения новорожденного сразу после родов укутывают в подогретую стерильную пеленку и помещают под искусственный источник тепла.
Недоношенных, незрелых и больных детей с нарушениями терморегуляции выхаживают с помощью кювезов с автоматической поддержкой оптимальной температуры и влажности воздуха, при необходимости и кислородного обеспечения.
Уход за детьми с “розовой” гипертермией:
1. Ребенка раскрыть, обеспечить доступ свежего воздуха.
2.Дать достаточное количество жидкости, поить теплым чаем, минеральной водой, отварами малины, шиповника и др. Объем жидкости определяется физиологическими потребностями ребенка, а также из рассчета 10 мл/кг массы тела на каждый градус повышения температуры.
3. Физические методы охлаждения:
- обдувание вентилятором;
- обтирание тела водой температуры 24-28оС;
- охлаждение головы, холод на область проекции магистральных сосудов (шейные и паховые) и печени;
- значительно реже используют клизмы с прохладной водой (10-20оС), промывания желудка физиологическим раствором (18-20оС).
|
|
4. Антипиретические препараты показаны при:
- температуре тела в аксиллярной области выше 39оС;
- температуре тела выше 38оС у детей группы риска развития патологического типа лихорадки:
- возрасте ребенка меньше 2-х месяцев (хуже переносят гипертермию);
- фебрильных судорогах в анамнезе или чрезмерной возбудимости либо заторможенности при повышении температуры;
- наследственной предрасположенности к гиперпирексии, эпилепсии, судорогам другого генеза;
- перинатальной патологии центральной нерной системы (энцефалопатии, пороки развития мозга; гипертензионный и гидроцефальный синдромы, последствия поражения мозга внутриутробными инфекциями);
- пороках сердца, особенно в стадии декомпенсации;
- наследственных аномалиях обмена веществ (галактоземия, фенилкетонурия, гликогенозы и др.);
- тяжелых заболеваниях (сепсис, шок, менингит, менингоэнцефалит и др.).
Уход за детьми с “бледной” гипертермией:
- жаропонижающие Основной обмен.
В. Пластический обмен.
С. Переваривание и всасывание пищевых продуктов.
D. Деятельность мышечной системы.
E. Все перечисленное.
- В каком периоде жизни ребенка основной обмен наиболее преобладает над пластическим?
А. Первое полугодие жизни.
В. Второе полугодие жизни.
С. 1-2 года
D. Преддошкольный и дошкольный период.
E. Период полового созревания.
- В каком возрасте процессы основного обмена соответствуют уровню взрослого человека?
А. 1 – 3 года.
В. 4 – 6 лет.
С. 7 – 10 лет.
D. 11 – 15 лет.
Е. 16 – 17 лет.
- Наиболее интенсивный обмен веществ и энергии в грудном возрасте происходит
в связи с:
А. Ростом ребенка.
В. Развитием функциональных систем.
С. Постепенной отменой грудного вскармливания.
D. Стабилизацией иммунитета.
E. Всем перечисленным.
- На какие компоненты пищевых продуктов наибольшие расходы энергии на процессы
расщепления и усвоения?
А. Белки.
В. Жиры.
С. Углеводы
D. Микроэлементы.
Е. Витамины.
- Энергетический обмен у детей имеет определенные особенности, обусловленные:
А. Интенсивным ростом.
|
|
В. Высоким уровнем биосинтетической деятельности.
С. Функциональной незрелостью регуляторных систем.
D. Особенностями обмена белков, жиров и углеводов.
E. Всем перечисленным.
7. В форме каких соединений осуществляется сохранение энергии, образующейся в
организме при расщеплении пищевых продуктов?
А. Лактат, пируват.
В. Жирные кислоты, глицерин.
С. Аминокислоты.
D. Ацетил-коэнзим А.
E. Фосфорные соединения (аденозинтрифосфорная кислота –АТФ).
8. В каком возрасте ребенка первого года жизни наибольший расход энергии на
поддержание постоянной температуры тела?
А. 0 – 1 мес.
В. 2 – 3 мес.
С. 4 - 6 мес.
D. 7 – 9 мес.
E. 10 – 12 мес.
9. В каком возрасте из перечисленных расход энергии на мышечную работу больше?
А. 1 – 3 года.
В. 4 – 6 лет.
С. 7 – 9 лет.
D. 10 – 12 лет.
Е. 13 – 15 лет.
10. К трудноучитываемым потерям относятся:
А. Потери с фекалиями пищеварительных соков и секретов, вырабатываемых в стенке
пищеварительного тракта и в железах.
В. Потери со слущивающимися эпителиальными клетками.
С. Потери с отпадающими покровными клетками кожи.
D. Потери с волосами, ногтями и потом.
E. Все перечисленное.
11. Какой процент энергетических затрат из перечисленных составляют трудноучитываемые потери?
А. 1 – 2 %
В. 3 – 4 %
С. 5 – 6 %
D. 7 – 9 %
E. 10 – 12%
12. В каком возрасте ребенка первого года жзни (мес.) из перечисленных расход энергии на
пластический обмен (рост ребенка) наибольший?
А. 0 -1 мес.
В. 2 – 3 мес.
С. 4 – 6 мес.
D. 7 – 9 мес.
E. 10 – 12 мес.
Эталоны ответов:
Е | С | Е | Е | А | Е | Е | Е | Е | Е | А | А |
Ситуационные задачи:
Задача 1: Ребенок 5 мес., резко пониженного питания (полностью отсутствует подкожная жировая клетчатка, в т.ч. комочков Биша), заостренные черты лица, выраженное снижение мышечного тонуса; температура тела - 35,5°С.
Объяснить причину снижения температуры тела у ребенка.
Задача 2: Девочка 12 лет жалуется на сердцебиение, боли в сердце, мелкий тремор, потливость, раздражительность, слабость, утомляемость, ощущение жара, исхудание при повышенном аппетите; температура тела – 37,4°С. Основной обмен повышен.
Для какого клинического синдрома характерны представленные данные?
Задача 3: Характерными клиническими признаками гипертиреоза является снижение массы тела, ощущение жара, повышение температуры тела до субфебрильной.
Объясните причину повышения температуры тела в данном состоянии.
Задача 4: При выраженной декомпенсации сахарного диабета в связи с абсолютной
недостаточностью инсулина развивается кетоацидоз, сопровождающийся образованием в организме большого количества кетонових тел (ацетон, ацетоуксусная и бета-оксимасляная кислоты). Последние являются недоокисленными продуктами жиров.
Чем можно объяснить развитие данного состояния?
Задача 5: Ребенок 1 г. Не ходит, сидит нестойко, не говорит, не интересуется игрушками, вялый, неактивный. Головку удерживает с 10 мес. Бледный, отечный, седловидный нос, язык высунутый изо рта. Кожа сухая, голос грубый, зубов нет, температура тела – 35,5 С. Основной обмен снижен.
Какому клиническому синдрому соответствуют представленные данные?
Эталоны ответов:
Задача 1: Снижение температуры тела можно объяснить дефицитом энергии, обусловленным выраженной недостаточностью поступления пищевых ингредиентов (белки, жиры, углеводы) в организм особенно при гипотрофии выраженной степени тяжести.
Задача 2: Представленные данные соответствуют синдрому гипертиреоза.
Задача 3: Гормоны щитовидной железы повышенной концентрации вызывают разъединение тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования, что приводит к выходу энергии в виде тепла.
Задача 4: Нарушение проникновения глюкозы в клетки вследствие абсолютной инсулиновой недостаточности приводит к выраженному дефициту в них глюкозы и, соответственно, энергии. Усиленный липолиз на фоне выраженного энергетического дефицита при сахарном диабете приводит к образованию недоокисленных продуктов жиров.
Кроме того, организм пытается использовать кетоновые тела в виде источника энергии
Задача 5: Представленные данные характерны для синдрома гипотиреоза.
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. В.Д.Чеботарева, В.Г.Майданник. Пропедевтична педіатрія.- К., 1999.- 578 c.
2. Т.В. Капітан. Пропедевтика дитячих хвороб з доглядом за дітьми: Підручник для студентів вищих навчальних закладів. - Вінниця – Київ. – 2002.- 719 с.
Дополнительная:
1.Пропедевтика детских болезней. /Под ред.. А.А.Баранова. – М.: “Медицина”. - 1998.-
2. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб.: “Фолиант”,
1999.- 928 с.
3. Пропедевтична педіатрія. /за ред. проф. Ю.В.Марушка. Посібник для самостійної
роботи студентів. – К., 2004.- 120 с.
°°°