Материалы для самоконтроля

Тесты для самоконтроля:

  1. Энергия, образующаяся в организме в результате обмена веществ, используется на:

А. Нормальная температура в аксиллярной области находится в пределах 36-37оС (36,6±0,4оС), колебания ее в течение суток в первые дни жизни - до 0,3оС, в 2-3 месяца – до 0,6оС, в 3-5 лет – до 0,8–1оС с минимальными величинами в 3-6 часов и максимальными –

в 17-19 часов.

Ректальная температура на 0,6-1,0оС, оральная и тимпаническая ( во внешнем слуховом проходе) – на 0,3-0,6оС выше аксиллярной температуры.

Температура тела, определенная в аксиллярной области, меньше 36оС трактуется как субнормальная (гипотермия), а больше 37оС – повышенная (гипертермия, лихорадка,).

При ректальном измерении температуры лихорадка диагностируется при величине 38оС и выше.

Основные причины гипотермий у детей:

- переохлаждение;

- недоношенность Ш-ІУ ст.;

- гипотрофия П-Ш ст.;

- выраженная сердечная и/или сосудистая недостаточность, печеночная и почечная недостаточность;

- выраженная гипогликемия;

- снижение функции щитовидной железы и надпочечников.

Основные причины гипертермий у детей:

1. Инфекционные лихорадки (вирусы, бактерии, микоплазма, хламидии, риккетсии, патогенные грибы, простейшие, вакцины).

2. Неинфекционные лихорадки:

- перегревание, обезвоживание организма;

- прорезывание зубов;

- патология центральной нервной системы (кровотечения, травмы, опухоли, отек мозга, наследственные болезни);

- эндокринопатии (гипертиреоз, феохромацитома);

- психогенные факторы (неврозы, психические расстройства, эмоциональное

напряжение);

- тяжелые аллергические реакции, метаболические расстройства; диффузные

заболевания соединительной ткани;

- посттрансфузионные состояния, применение некоторых медикаментов (кофеина, эфедрина, гиперосмолярных растворов и др.);

- резорбционные факторы (ушиб, сдавление, ожог, некроз, гемолиз);

- рефлекторные причины (болевой синдром);

- опухолевые процессы;

- наследственные факторы (семейная средиземноморськая лихорадка).

По клиническому течению различают 2 варианта лихорадки: “розовую” и “бледную”. При “розовой” лихорадке общее состояние ребенка нарушается незначительно, кожа гиперемирована, горячая на ощупь, влажная, конечности теплые. Увеличение частоты пульса и дыхания соответствует уровню подъема температуры тела (на каждый градус частота дыхания увеличивается на 4 дых./мин и сердечных сокращений на 8-10 уд/мин, у маленьких детей на

5 уд/мин). При “бледной” лихорадке вследствие периферического спазма кожа бледная, “мраморная”, сухая, акроцианоз, положительный симптом “белого пятна”. Конечности холодные. Тахикардия, одышка, повышается систолическое АД, увеличивается разница между аксиллярной и ректальной температурой больше 1оС, озноб. Общее состояние ребенка нарушено – заторможенность, вялость, сонливость или возбуждение, галлюцинации, фебрильные судороги.

Транзиторная гипотермия. При рождении ребенка окружающая температура ниже на 12-15оС, вследствие чего уже в течение первых 30 минут жизни температура кожи может снижаться на 0,3оС, а ректальная – на 0,1оС за 1 мин. Максимального снижения температура тела новорожденного достигает через 1-2 часа псле рождения. Далее она постепенно повышается и к середине первых суток соответствует нормальным показателям. У глубоко недоношенных детей гипотермия может быть более выраженной и длительной.

Транзиторная гипертермия. У части новорожденных (0,3-0,5 %) на 3-5 сутки жизни температура тела может повышаться до 38-39оС при оптимальных условиях ухода, что может быть обусловлено бактериальным заселением кишечника и обезвоживанием организма. Транзиторной гипертермии способствует также перегревание. Ребенок беспокоен, много пьет, теряет массу тела, отмечается сухость кожи и слизистых. В первые дни жизни температура тела новорожденного нестойкая, может быстро изменяться после крика, кормления, пеленания.

Уход за больными детьми с нарушениями теплового баланса.

Температурная кривая отражает течение основного заболевания, помогает определить тяжесть состояния больного ребенка и эффективность лечения.

Температуру тела у детей чаще измеряют с помощью ртутных термометров в аксиллярной области, паховой складке или в прямой кишке. Специальные термодатчики дают возможность измерения оральной и тимпанической температуры. Перед регистрацией кожной температуры в месте измерения (аксиллярной или паховой области) необходимо протереть полотенцем. Термометр перед использованием следует протереть спиртом, стряхнуть до опущения ртутного столба ниже 35оС. Термометр удерживается в месте регистрации температуры прижиманием согнутой руки, или ноги ребенка. Перед измерением ректальной температуры желатльно поставить очистительную клизму, уложить ребенка на бок и ввести смазанный вазелином ртутный конец термометра в задний проход, ягодицы осторожно сжимают и в таком положении удерживают ребенка весь период регистрации температуры. Продолжительность измерения температуры в аксиллярной области, паховой складке – около 10 мин, ректально – 5мин. После измерения температуры термометр промывают теплой водой, насухо вытирают, дезинфицируют спиртом.

Температуру тела измеряют обычно 2 раза в день: утром, натощак в 7-8 час и вечером в 17-18 час (перед последним приемом пищи). При необходимости температуру измеряют каждые 2-3 часа.

С целью профилактики переохлаждения новорожденного сразу после родов укутывают в подогретую стерильную пеленку и помещают под искусственный источник тепла.

Недоношенных, незрелых и больных детей с нарушениями терморегуляции выхаживают с помощью кювезов с автоматической поддержкой оптимальной температуры и влажности воздуха, при необходимости и кислородного обеспечения.

Уход за детьми с “розовой” гипертермией:

1. Ребенка раскрыть, обеспечить доступ свежего воздуха.

2.Дать достаточное количество жидкости, поить теплым чаем, минеральной водой, отварами малины, шиповника и др. Объем жидкости определяется физиологическими потребностями ребенка, а также из рассчета 10 мл/кг массы тела на каждый градус повышения температуры.

3. Физические методы охлаждения:

- обдувание вентилятором;

- обтирание тела водой температуры 24-28оС;

- охлаждение головы, холод на область проекции магистральных сосудов (шейные и паховые) и печени;

- значительно реже используют клизмы с прохладной водой (10-20оС), промывания желудка физиологическим раствором (18-20оС).

4. Антипиретические препараты показаны при:

- температуре тела в аксиллярной области выше 39оС;

- температуре тела выше 38оС у детей группы риска развития патологического типа лихорадки:

- возрасте ребенка меньше 2-х месяцев (хуже переносят гипертермию);

- фебрильных судорогах в анамнезе или чрезмерной возбудимости либо заторможенности при повышении температуры;

- наследственной предрасположенности к гиперпирексии, эпилепсии, судорогам другого генеза;

- перинатальной патологии центральной нерной системы (энцефалопатии, пороки развития мозга; гипертензионный и гидроцефальный синдромы, последствия поражения мозга внутриутробными инфекциями);

- пороках сердца, особенно в стадии декомпенсации;

- наследственных аномалиях обмена веществ (галактоземия, фенилкетонурия, гликогенозы и др.);

- тяжелых заболеваниях (сепсис, шок, менингит, менингоэнцефалит и др.).

Уход за детьми с “бледной” гипертермией:

- жаропонижающие Основной обмен.

В. Пластический обмен.

С. Переваривание и всасывание пищевых продуктов.

D. Деятельность мышечной системы.

E. Все перечисленное.

  1. В каком периоде жизни ребенка основной обмен наиболее преобладает над пластическим?

А. Первое полугодие жизни.

В. Второе полугодие жизни.

С. 1-2 года

D. Преддошкольный и дошкольный период.

E. Период полового созревания.

  1. В каком возрасте процессы основного обмена соответствуют уровню взрослого человека?

А. 1 – 3 года.

В. 4 – 6 лет.

С. 7 – 10 лет.

D. 11 – 15 лет.

Е. 16 – 17 лет.

  1. Наиболее интенсивный обмен веществ и энергии в грудном возрасте происходит

в связи с:

А. Ростом ребенка.

В. Развитием функциональных систем.

С. Постепенной отменой грудного вскармливания.

D. Стабилизацией иммунитета.

E. Всем перечисленным.

  1. На какие компоненты пищевых продуктов наибольшие расходы энергии на процессы

расщепления и усвоения?

А. Белки.

В. Жиры.

С. Углеводы

D. Микроэлементы.

Е. Витамины.

  1. Энергетический обмен у детей имеет определенные особенности, обусловленные:

А. Интенсивным ростом.

В. Высоким уровнем биосинтетической деятельности.

С. Функциональной незрелостью регуляторных систем.

D. Особенностями обмена белков, жиров и углеводов.

E. Всем перечисленным.

7. В форме каких соединений осуществляется сохранение энергии, образующейся в

организме при расщеплении пищевых продуктов?

А. Лактат, пируват.

В. Жирные кислоты, глицерин.

С. Аминокислоты.

D. Ацетил-коэнзим А.

E. Фосфорные соединения (аденозинтрифосфорная кислота –АТФ).

8. В каком возрасте ребенка первого года жизни наибольший расход энергии на

поддержание постоянной температуры тела?

А. 0 – 1 мес.

В. 2 – 3 мес.

С. 4 - 6 мес.

D. 7 – 9 мес.

E. 10 – 12 мес.

9. В каком возрасте из перечисленных расход энергии на мышечную работу больше?

А. 1 – 3 года.

В. 4 – 6 лет.

С. 7 – 9 лет.

D. 10 – 12 лет.

Е. 13 – 15 лет.

10. К трудноучитываемым потерям относятся:

А. Потери с фекалиями пищеварительных соков и секретов, вырабатываемых в стенке

пищеварительного тракта и в железах.

В. Потери со слущивающимися эпителиальными клетками.

С. Потери с отпадающими покровными клетками кожи.

D. Потери с волосами, ногтями и потом.

E. Все перечисленное.

11. Какой процент энергетических затрат из перечисленных составляют трудноучитываемые потери?

А. 1 – 2 %

В. 3 – 4 %

С. 5 – 6 %

D. 7 – 9 %

E. 10 – 12%

12. В каком возрасте ребенка первого года жзни (мес.) из перечисленных расход энергии на

пластический обмен (рост ребенка) наибольший?

А. 0 -1 мес.

В. 2 – 3 мес.

С. 4 – 6 мес.

D. 7 – 9 мес.

E. 10 – 12 мес.

Эталоны ответов:

                       
Е С Е Е А Е Е Е Е Е А А

Ситуационные задачи:

Задача 1: Ребенок 5 мес., резко пониженного питания (полностью отсутствует подкожная жировая клетчатка, в т.ч. комочков Биша), заостренные черты лица, выраженное снижение мышечного тонуса; температура тела - 35,5°С.

Объяснить причину снижения температуры тела у ребенка.

Задача 2: Девочка 12 лет жалуется на сердцебиение, боли в сердце, мелкий тремор, потливость, раздражительность, слабость, утомляемость, ощущение жара, исхудание при повышенном аппетите; температура тела – 37,4°С. Основной обмен повышен.

Для какого клинического синдрома характерны представленные данные?

Задача 3: Характерными клиническими признаками гипертиреоза является снижение массы тела, ощущение жара, повышение температуры тела до субфебрильной.

Объясните причину повышения температуры тела в данном состоянии.

Задача 4: При выраженной декомпенсации сахарного диабета в связи с абсолютной

недостаточностью инсулина развивается кетоацидоз, сопровождающийся образованием в организме большого количества кетонових тел (ацетон, ацетоуксусная и бета-оксимасляная кислоты). Последние являются недоокисленными продуктами жиров.

Чем можно объяснить развитие данного состояния?

Задача 5: Ребенок 1 г. Не ходит, сидит нестойко, не говорит, не интересуется игрушками, вялый, неактивный. Головку удерживает с 10 мес. Бледный, отечный, седловидный нос, язык высунутый изо рта. Кожа сухая, голос грубый, зубов нет, температура тела – 35,5 С. Основной обмен снижен.

Какому клиническому синдрому соответствуют представленные данные?

Эталоны ответов:

Задача 1: Снижение температуры тела можно объяснить дефицитом энергии, обусловленным выраженной недостаточностью поступления пищевых ингредиентов (белки, жиры, углеводы) в организм особенно при гипотрофии выраженной степени тяжести.

Задача 2: Представленные данные соответствуют синдрому гипертиреоза.

Задача 3: Гормоны щитовидной железы повышенной концентрации вызывают разъединение тканевого дыхания и окислительного фосфорилирования, что приводит к выходу энергии в виде тепла.

Задача 4: Нарушение проникновения глюкозы в клетки вследствие абсолютной инсулиновой недостаточности приводит к выраженному дефициту в них глюкозы и, соответственно, энергии. Усиленный липолиз на фоне выраженного энергетического дефицита при сахарном диабете приводит к образованию недоокисленных продуктов жиров.

Кроме того, организм пытается использовать кетоновые тела в виде источника энергии

Задача 5: Представленные данные характерны для синдрома гипотиреоза.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. В.Д.Чеботарева, В.Г.Майданник. Пропедевтична педіатрія.- К., 1999.- 578 c.

2. Т.В. Капітан. Пропедевтика дитячих хвороб з доглядом за дітьми: Підручник для студентів вищих навчальних закладів. - Вінниця – Київ. – 2002.- 719 с.

Дополнительная:

1.Пропедевтика детских болезней. /Под ред.. А.А.Баранова. – М.: “Медицина”. - 1998.-

2. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – СПб.: “Фолиант”,

1999.- 928 с.

3. Пропедевтична педіатрія. /за ред. проф. Ю.В.Марушка. Посібник для самостійної

роботи студентів. – К., 2004.- 120 с.

°°°


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: