Басовая педаль в примере, несомненно, на всем протяжении принадлежит тональности E-dur, ибо, как сказано выше, сущность органного пункта и состоит в подчеркивании, усилении значения данной звукоступени (а не в его умалении, тем более изменении). В верхних же голосах происходит явное отклонение в fis-moll — в другую тональность. В результате получается как будто бы совмещение двух тональностей, то есть политональность. Однако, как и в предшествующем случае, необходимо решительно возразить против распространенной теоретической ошибки в истолковании этого явления. Научное объяснение не заключается в констатации разрозненных фактов
(одна тональность, другая тональность); гармония состоит в согласовании двух структур, в сложении из них одной, единой полиструктуры, а не, наоборот, в разъятии гармонии на разрозненные звуковые элементы. Поэтому в объяснении примера 59 прежде всего необходимо констатировать неравноправие субструктур. E-dur настолько мощнее, что по сравнению с ним fis-moll вообще и не является тональностью; аккорд fis-moll в данном случае не звучит как тоника, а только как II ступень (Sp). Поэтому такая часто встречающаяся при органных пунктах тональная полиструктурность, единотональная двухслойность, по существу, не может называться словом «политональность», ибо тональностей здесь не «много», а только одна, даже если отдельные ступени и привлекают собственный субсистемный хроматизм (eis-fis). Тональность всегда состоит из нескольких элементов-аккордов. Обычно они чередуются, следуя один после другого. В случае же органного пункта они могут совмещаться (например, как здесь — I ступень внизу, II наверху), но тональность у них одна, и, следовательно, нет оснований говорить о политональности.
|
|