Основные категории ладовой структуры**:
♦ звукоряд с1 h a g f e d с;
♦ объем (амбитус) с-с 1;
* Буквально: «По началу кантуса ты не знаешь, что последует; по концу же видишь [понимаешь], что ему предшествовало». И далее: «Поэтому финальный звук — тот, на который мы должны ориентироваться» (перевод Р. Л. Поспеловой). GS — принятое в научной литературе обозначение собрания музыкальных трактатов на латинском языке, изданных М. Гербертом: Gerbert M. Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum. T. I-III. St. Blasien, 1784.
** Подробнее о системе грегорианских ладов см. в статье «Средневековые лады» в 5 томе Музыкальной энциклопедии (ср. также с примерами 110Г, Д).
♦ устой-финалис (конечный тон) — e;
♦ местоположение финалиса — в середине звукоряда: звуки f-c 1 выше устоя, d-c ниже его;
♦ финалис в середине объема звуков обладает некоторым (небольшим) регистровым напряжением;
♦ четко выраженная вторая опора лада (реперкусса) — на а; кварта а -e — важнейшая интонация лада (его реперкуссия);
♦ лад — гипофригийский e, или IV тон (см. пример 110Д, такт 3);
♦ «вмонтированные» в мелодию попевки (см. пример 111Б) характерны для данного лада вообще (они встречаются во множестве других мелодий того же IV тона), совокупно исполняют роль мелодии-модели, по которой составляются развитые мелодии.