double arrow

A - Воскресная стихира знаменного роспева II гласа (длительности уменьшены вдвое)

одинаковой структуры) обиходного звукоряда GAHcdefgabcldl лад — малый d (см. пример 116); положение конечного в середине при слабо выраженных динамических свойствах регистра связано скорее с «па­рящим» характером мелодии, чем с неполным спадом напряжения; вторая опора лада (господствующий тон) — звук g;интервал g-d ретроспективно образует важнейший ладоинтонационный «ствол» мелодии; вся мелодия соткана из сцепленных друг с другом попевок (пример ИЗБ), характерных для ладов данного гласа и встречаю­щихся во множестве других мелодий того же гласа;* совокупно ком­плекс попевок (среди которых встречается даже дифференциация на i-m-t, то есть на начальные, срединные и заключительные) выпол­няет роль мелодии-модели высшего порядка.

Следует специально обратить внимание на резко выраженное различие между ладами в мелодиях, приведенных в примерах 112 и 113, — несмотря на точное совпадение звукорядной основы. Подоб­ное различие доказывает, что звукоряд сам по себе, хотя и является основой и исходным пунктом модальности, еще не предопределяет собой механически сложения лада. Лад формуется благодаря той или иной конкретной структуре звукоряда, его определенному ис­толкованию (то есть слышанию), в особенности же — благодаря ин­тервалике мелодии и конкретным попевкам,интонационно-мело­дическим моделям лада (а они полностью не совпадают в сравнивае­мых мелодиях). Различие в названиях при тех же звукорядах (см. в примерах 110-113) как раз и отражает разницу в интонационном наполнении формально тождественных звукорядов, то есть разницу между звукорядом и ладом.

* Монтаж попевок как принцип формообразования может быть охарактеризован термином «центон» (букв., «лоскутное одеяло», название одной из литературных форм). Метод сочинения по типу «мелодия-модель» в древнерусской музыке носил название «на подобен».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: