И. С. Бах. Кантата № 159

Решающим признаком S является фундаментальный ход баса, 4-1, типичный для сильно выраженной S и нарушающий обычное ведение звука 4 в функции D.

Изредка субдоминантовый уменьшенный встречается и в обыч­ных полных кадансах (Глюк, «Орфей и Эвридика», 1-й хор, c-moll; Бетховен, главная тема Largo e mesto сонаты ор. 10 № 3). Особо изысканный случай ° S64 < в подобном кадансе — см. пример 160. Бла­годаря предъемному тону 4< в аккорде °S6 возникает побочная связь типа D-T с аккордом Dp, зачинающая «фригийско-уменьшенную»

доминанту в I части 10-й симфонии Шостаковича (также — в известном Траурном марше h-moll Метнера).

Функциональные спутники могут приобретать и менее обычные формы. Так, в сочетании с повышением тонической квинты Т7 пре­вращается в ТIII<, а Т79 — в ТIII7<, пример 169 (ср. с примером 227Е).

Неосуществляемая функция побочной доминанты к Тр едва ли образует здесь даже субсистему.

Наконец, в виде исключения возможно образование и функциональ­ных спутников 2-го порядка, то есть побочных форм функции, где основной тон отстоит от фундаментального не на одну терцию вверх или вниз (как в «спутниках» 1-го порядка), а на две, то есть на расстояние квинты, что типично для основных функций. Понятно, что для возник­новения таких функциональных значений нужна очень большая «про­бивающая» сила данной функции, притом еще редкостные условия.

В примере 170A подобие функционального спутника 2-го поряд­ка можно найти в мелодии, фигурирующей верхнюю часть Т9, кото­рая совпадает с доминантовым трезвучием (подобно тому, как это очень часто бывает и с функциональным спутником 1-го порядка: Чайковский, финал 4-й симфонии, т. 2; Рахманинов, Этюд-картина es-moll ор. 39 № 5, начало второго предложения, т. 2 и т. п.).

В примере 170Б несколько «оторвавшаяся» от корня часть тони­ческого нонаккорда (трезвучие as-moll) уже практически совпадает с тем, что можно считать функциональным спутником 2-го порядка.

В примере 170В — изредка встречающаяся в S кварта (побочный тон), возникшая вследствие тяжелого свободного тона.

В последнем образце (Г) — та же кварта вместо терции в сочета­нии с другими тонами (1, 6) совпадает с продлением S по терциям вниз (S8->6->4), в результате чего возникает аккорд F-dur как спутник 2-го порядка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: