Практическое занятие 13. Конфуцианство и легизм в Древнем Китае. (4 ч.)

Понятия для усвоения: цзюнь-цзы, сяо жэнь, Дао, ли, жэнь, вэнь, чжи, фа-цзя.

Даты для усвоения: датировка периода Восточного Чжоу, периода Чуньцю, периода Чжаньго, время жизни Конфуция, время жизни Шан Яна.

Вопросы для обсуждения

1. Личность Конфуция: происхождение, воспитание и образование, частная жизнь и государственная карьера.

2. «Лунь юй» как исторический источник:

1) тип и вид источника;

2) автор и время создания;

3) цель создания;

4) структура источника;

5) степень информативности и достоверности по теме занятия.

3. Учение Конфуция:

1) «благородный муж» (цзюнь-цзы) как идеал добродетельного человека;

2) отношение Конфуция к культурному наследию предков. Ритуал и его место в учении Конфуция;

3) идеальное общество и государство в представлении Конфуция.

4. Представления о государстве в легизме.

5. Реформы Шан Яна в царстве Цинь.

6. Ролевая игра «Конфуцианец и легист о государстве».

Разделитесь на пары (один в роли последователя Конфуция, второй в роли последователя легизма) или на тройки (в этом случае добавляется ученик конфуцианца, так как постоянная работа с учениками была характерной чертой деятельности Конфуция). На основании изученных источников и литературы подготовьте и обсудите вопросы о государстве, его устройстве и функционировании; при этом «конфуцианец» и «легист» в форме диалога должны привести свое мнение по каждому вопросу и либо прийти к согласию либо, наоборот, продемонстрировать разные точки зрения. «Ученик» конфуцианца задает вопросы своему учителю о том, что его (ученика) интересует по проблеме государства, его устройства и функционирования; «ученик» также может задавать вопросы «легисту» и отвечать на вопросы «легиста» наравне со своим «учителем-конфуцианцем». Все остальные студенты слушают дискуссию, оценивают выступления участников игры, отмечая их достоинства и недостатки; при необходимости делают дополнения. Примерные вопросы для обсуждения в ролевой игре: 1) каким должен быть правитель государства? Как он должен относиться к сановникам/чиновникам, к народу? Какие методы нужно использовать в управлении государством? 2) Какую роль в государстве должны играть законы? 3) Каким образом можно сделать государственную карьеру? За какие заслуги можно получить чины и звания? 4) Стоит ли правителю и чиновникам соблюдать древние традиции и ритуалы?

7. Судьба конфуцианства и легизма в Древнем Китае.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: