С. Рахманинов. «Рапсодия на тему Паганини»

Аккорды линеарного происхождения, как бы «невесомые» по отношению к функциональному аккорду-фундаменту, в силу своей многочисленности и художественной значимости, часто достойны того, чтобы называться в собственном смысле «аккордами». Однако необходимо разграничить две категории аккордов — линеарно-фундаментный (в линеарности он несет функцию первичного, произво­дящего, местного гармонического устоя) и линеарно-надстроечные (то есть линейные неустои, примерно равнозначные неаккордовым звукам по отношению к фундаменту-аккорду). Соответственно этому линеарно-надстроечные аккорды мы будем считать вторичными ак­кордами (см. пример 215).

При фактурно оформленной дифференциации аккордов на фун­даментные и надстроечные эти гармонические функции легко раз­личимы и определение их не составляет проблемы. Однако во мно­жестве случаев, особенно при очень развитом мелодическом голосо­ведении, функции вторичных аккордов возникают и без фактурно оформленного разделения созвучий на фундаментные и надстроеч­ные. Но для правильного слышания гармонии такое смысловое раз­деление и в этих случаях столь же необходимо.

Дело в том, что множество аккордов самых обычных функцио­нальных значений возникает под влиянием мелодической линеарно­сти и — что особенно важно — сводимо к ней (см. § 5 главы 5), пример 220.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: