Понятие и виды нетарифных методов регулирования ВЭД

По мере снижения общего уровня тарифных ставок в рамках ГАТТ (теперь — ВТО) объективно возрастала значимость НЕТАРИФНЫХ МЕР регулирования — как разрешенных к применению в определенных пределах, так и «незаконных».

Новая волна протекционизма, охватившая в 70-80-е гг. XX в. развитые страны, состояла в основном из нетарифных барьеров и ограничений как «второго (и теперь, возможно, главного) эшелона» защиты национальных рынков.

Нетарифные ограничения охватывают большую группу разнородных мер. Классификационные перечни таких мер разработаны, в частности, в ВТО и ЮНКТАД в целях контроля за правовой дисциплиной в международной торговой системе, разработки соответствующих международных соглашений, содействия унификации внутреннего права в части применения нетарифных мер.

Принято различать:

1. нетарифные ограничения, специально — дополнительно к пошлинамсозданные для регулирования доступа иностранных товаров на национальные рынки: квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экспорта, таможенные сборы и формальности и т.п. Их применение регулируется, среди прочего, в торговых договорах, в других двусторонних и многосторонних договорах;

2. нетарифные ограничения, воздействие которых на товаропотоки является побочным, скрытым (хотя при этом может быть и сознательно используемым): технические стандарты, санитарные нормы, административные формальности, налоги, акцизные сборы, субсидии и др. Большинство нетарифных ограничений этой группы, являясь инструментами внутренней экономической политики, находятся пока за пределами международно-правового регулирования. Это фактически «третий — самый глубокий — эшелон защиты национального рынка.

По различным оценкам, нетарифные ограничения охватывают около 20—30% мировой торговли. Всего насчитывается около 600 видов таких ограничений.

Нетарифные ограничения (квоты, лицензии, запреты и т.п.) используются также и для регулирования ЭКСПОРТА. Происходит это, как правило, в следующих случаях:

— при квотировании и лицензировании экспорта товаров, являющихся дефицитными на национальном рынке (данное ограничение разрешено ст. XI, п. 2а ГАТТ);

— при экспорте товаров в рамках международных товарных соглашений в целях стабилизации соответствующего транснационального товарного рынка;

— при экспорте текстильных изделий и одежды в соответствии с Соглашением по текстильным изделиям и одежде, вступившим в силу в рамках ВТО с 1.1. 95 г.;

— при экспорте товаров двойного (гражданского и военного) назначения;

— при экспорте товаров стратегического значения (вооружения, военные материалы и т.п.).

Правила ВТО (ст. XX-XXI ГАТТ) допускают исключения из режима применения тарифных и нетарифных ограничений «по соображениям безопасности» страны. Именно со ссылкой на эти статьи зачастую ограничивался или запрещался экспорт из США в СССР, а затем в Россию, высокотехнологичных товаров.

Средства нетарифного регулирования воздействуют на товаропотоки по трем направлениям:

— повышают цену попавших на национальный рынок иностранных товаров;

— препятствуют потреблению, сбыту иностранных товаров на национальном рынке;

— количественно ограничивают или запрещают ввоз и потребление иностранных товаров.

Согласно ст. 1, III ГАТТ, применение любых мер регулирования, в том числе и нетарифных, должно осуществляться в соответствии с РНБ и принципом предоставления национального режима. И хотя ст. XI ГАТТ запрещает государствам использовать какие-либо меры регулирования помимо таможенных, — сказалась недостаточность, гибкость положений ГАТТ, множественность допустимых исключений.

В ходе Уругвайского раунда были предприняты усилия ужесточить дисциплину применения нетарифных мер и, в частности, полностью устранить использование мер «серой зоны».

Ряд статей ГАТТ, прямо посвященных количественным ограничениям, запретам и др., были в ходе МТП ГАТТ развиты в отдельных соглашениях, получивших название «Кодексов»: в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по процедурам лицензирования импорта, Соглашении по интерпретации статьи VII ГАТТ («Кодексе по таможенной оценке»), Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер.

С 1.1.95 г. все эти «кодексы» вошли в правовую систему ВТО и обязательны для всех государств-членов ВТО. Налицо общая тенденция: поставить под контроль практику применения нетарифных мер, детализировать правовой режим их использования, обозначить линию на устранение нетарифных ограничений.

Непосредственное отношение к количественному регулированию импорта имеют соглашения о ДОБРОВОЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ ЭКСПОРТА.

Это соглашения между экспортирующей и импортирующей странами, заключенные по инициативе импортирующей стороны, на основе которых экспортирующая сторона берет на себя обязательство ограничить вывоз определенных товаров.

Первые такие соглашения были заключены США с Японией и странами Западной Европы в начале 60-х гг. XX в. по текстильным изделиям и прокату черных металлов. В 70—80-х гг. число таких соглашений стало быстро расти. Особенно распространены добровольные ограничения экспорта в области черных металлов, химических, текстильных товаров, радиоэлектроники, автомобильной промышленности и др.

Зачастую такие соглашения заключаются между импортирующей и экспортирующей фирмами; в этом случае «неправительственный» характер соглашения выводит данные торговые взаимоотношения из-под международного контроля.

Добровольные ограничения экспорта являются также предметом некоторых многосторонних соглашений, как это имеет место, например, в рамках Соглашения по текстильным изделиям и одежде.

Практика добровольных ограничений экспорта долгое время находилась в «серой зоне» международного экономического правопорядка. В Соглашении по защитным мерам содержится обязательство государств-членов ВТО «не добиваться, не применять и не сохранять добровольных ограничений экспорта, соглашений о регулировании рынков или любых других подобных мер, применяемых к экспорту или импорту».

Нетарифные ограничения импортных и экспортных операций (НТО) – это комплекс мер ограничительно-запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки и имеющих целью защиту национальных рынков, усиление конкурентных позиций импортирующей страны, защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

В настоящее время в международной практике мероприятия по нетарифным ограничениям, согласно классификации ГАТТ, представлены пятью группами. Первая из них отражает участие государства во внешнеторговых операциях (способы, на которых оно базируется, — соглашения, договоры и т.п.). Вторая — объединяет таможенные и административные импортные формальности, включая методы оценки таможенной стоимости и определения страны происхождения товара, формы товаросопроводительных документов и требования к их оформлению, товарную классификацию тарифов. Третья группа состоит из стандартов и требований, связанных с нормами безопасности для потребителей и экологии, с санитарно-ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара. Четвертая группа — количественные и валютные ограничения импорта и экспорта. Наконец, пятая — ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей — импортные депозиты, изменение учетной ставки, пограничный налоговый режим и скользящие сборы.

Весь комплекс перечисленных мероприятий реализуется путем финансового воздействия и использования инструментов административного регламентирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: