Глава 13. Правовое регулирование защиты конкуренции в сфере внешнеэкономической деятельности

§ 1. Общая характеристика и основные источникиконкурентно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Одним из направлений конкурентного регулирования является конкурентная политика в сфере внешнеэкономической деятельности государств. Основная проблематика конкурентного регулирования в данной области связана с наличием в поведении государств, реализующих свою внешнеэкономическую политику, двух встречных тенденций – государственного протекционизма отечественных отраслей или конкретных отечественных предпринимателей, в том числе от антиконкурентного поведения, с одной стороны, и защиты конкуренции, в том числе международной, при осуществлении внешнеторговой деятельности. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что в целом международная конкуренция, снижение торговых барьеров между государствами могут способствовать внутренней конкуренции и как следствие росту социально-экономического блага в стране, в частности, улучшению положения потребителей. Поэтому в целом обществу может быть выгодно снижение на отдельных рынках торговых барьеров между государствами.

Повышение торговых барьеров в целях защиты отечественных производителей более выгодно самим таким производителям, защищаемым от иностранной конкуренции, а потребитель чаще всего страдает от таких мер вследствие монополизации рынка внутренними производителями, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вместе с тем, по мнению специалистов в области конкуренции в области внешнеторговой политики, существуют объективные ситуации, когда государственная защита отечественных производств и иных хозяйственных сфер необходима. К таким случаям в мировой практике традиционно относятся:

- сельскохозяйственное производство;

- запуск или подъем новых отраслей и производств в государстве, что обуславливает необходимость временной защиты от уже набравших силу иностранных конкурентов;

- интересы национальной безопасности;

- защита отечественных производителей и рынков от экпансионистского негативного влияния иностранной конкуренции, например, поставок товаров, работ, услуг на какой-либо отечественный рынок по заниженным ценам в целях вытеснения производителей страны импорта и занятия на данном иностранном для импортера рынке монопольного положения. Такие действия называются демпингом и рассматриваются в международных документах, посвященных международному регулированию конкуренции, как разновидность недобросовестной или нечестной конкуренции[434].

Для защиты национальных интересов от негативного воздействия иностранной конкуренции, в том числе для решения национальных социально-экономических целей и задач, в указанных выше и некоторых других случаях государствами издавна используются определенные защитные механизмы, суть которых состоит в установлении определенных барьеров для иностранных продавцов, поставщиков, производителей.

Эти меры делятся на две группы:

- тарифные – установление повышенного таможенного тарифа для импортных товаров, работ, услуг;

- нетарифные. По оценкам ученых, существует около 50 способов нетарифного ограничения внешней торговли. К ним относятся: введение квот, антидемпинговые и компенсационные меры, технические барьеры на пути торговли, санитарные и фитосанитарные меры, процедуры лицензирования импорта, процедуры государственных закупок, процедуры таможенной оценки, предотгрузочная инспекция и др.[435].

Все указанные меры составляют мощный арсенал государства для противодействия негативным воздействиям недобросовестной иностранной конкуренции и призваны эффективно защищать социально-экономические и иные интересы общества и государства стран-импортеров. Однако, следует иметь в виду, что для экономической пользы государства-импортера такие меры могут быть действенными и оправданными только в том случае, если они вводятся соответственно свому назначению – для обеспечения публичных интересов, охраны жизни и здоровья, временной поддержки новых и перспективных отраслей, находящихся в стадии становления на период этого становления и др., а не в целях удовлетворения лоббистских интересов отдельных групп производителей. Как утверждают исследователи, практика показывает, что необоснованная протекционистская поддержка отдельных производителей страны-импортера приводит к улучшению положения только этого производителя, вместе с тем, положение потребителя внутри страны ухудшается, поскольку при отсутствии внешней конкуренции национальный производитель становится монополистом со всеми вытекающими отсюда для потребителя последствиями. Главная задача применения нетарифных мер, считает Н.И.Ячеистова, состоит в том, чтобы допустимые и вполне обоснованные экономические нетарифные меры не превращались в средство протекционизма и не ограничивали международную торговлю и конкуренцию. Представляется, что это утверждение справедливо и для практики введения защитных мер тарифного регулирования.

В связи с тем, что в практике внешнеторгового регулирования государств применение защитных мер как тарифного, так и нетарифного регулирования осуществлялось часто необоснованно, что приводило к ухудшению положения национальных потребителей, сдерживало экономический рост, ограничивало добросовестную конкуренцию во внешнеторговых отношениях, начиная с конца 40-х годов международное сообщество встало на путь международно-правового регулирования. Основной площадкой по разработке международных правил регламентации установления защитных внешнеэкономических мер государствами в отношении внешнеторговых партнеров стало сначала Генеральное соглашение по торговле и тарифам (ГАТТ), а затем Всемирная торговая организация (ВТО), которая выросла из ГАТТ и ознаменовала более высокую степень регулирования международных торговых отношений, более высокую степень защиты экономической интеграции и международной конкуренции.

Если международно-правовые нормы устанавливают определенные параметры введения и применения защитных мер в области внешнеэкономической деятельности, то непосредственное правовое регулирование и контроль введения таких мер осуществляется в рамках национального законодательства.

В настоящее время регулирование защитных мер во внешней торговле и таможенно-тарифное регулирование осуществляется в России с учетом ее членства в ВТО и ЕврАзЭС, в рамках нескольких систем правового регулирования:

- системы права ГАТТ/ВТО;

- системы права ЕврАзЭС;

- национального законодательства в области защитных мер во внешней торговле и таможенно-тарифного регулирования.

При этом последняя группа норм гармонизирована с первыми двумя.

В рамках системы ГАТТ/ВТО разработан целый ряд международных соглашений, регулирующих различные аспекты применения защитных мер во внешней торговле, в том числе, следует назвать:

"Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994"[436], регламентирующее применение антидемпинговых мер;

"Соглашение по специальным защитным мерам"[437];

"Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам"[438] и др.

Среди основных международно-правовых актов ЕврАзЭС (Евразийской системы права), содержащих нормы конкурентно-правового регулирования во внешнеэкономической сфере, следует назвать, в частности, следующие акты:

- Решение N 85 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер на единой таможенной территории Таможенного союза"[439];

- Решение N 138 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества "О механизме защиты внутренних рынков государств-членов ЕврАзЭС в условиях неприменения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле"[440];

- Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 17 "О Договоре о Таможенном кодексе Таможенного союза" (вместе с "Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Подписан в г. Минске 27.11.2009))[441];

- "Таможенный кодекс Таможенного союза"[442];

- Решение N 60 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества "О Концепции создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза и первоочередных мерах по ее реализации"[443] и др.

Наряду с указанными актами и иными актами, содержащими нормы конкурентного права необходимо также учитывать системные акты ЕврАзЭС, формирующие институциональные основы правового регулирования и правоприменения на евразийском пространстве, в том числе в области защитных мер по внешней торговле и внешнеэкономической конкурентной политики. К таким системным актам, в частности, следует отнести:

- "Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества" (ред. от 06.10.2007) (Подписан в г. Астане 10.10.2000)[444];

- Соглашение стран СНГ от 20.01.1995 "О Таможенном союзе"[445];

- "Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве"[446];

- "Договор о Евразийской экономической комиссии"[447] и др.

Вступление России в ВТО и участие в процессе евразийской интеграции повлияло на национальное регулирование защитных мер и конкурентной политики во внешней торговле. Еще до вступления в ВТО России, готовясь к интеграции с данным объединением привела нормативную базу в данной области защитных мер в соответствие с требованиями ВТО[448]. Сообразуясь с требованиями ВТО были установлены в частности, основания введения защитных мер, их виды и формы, процедуры расследований, предшествующие введению защитных мере, механизм согласования защитных мер с антимонопольным органом, порядок оспаривания актов органов об установлении защитных мер и др. правовые механизмы.

Значительно изменилось российское внешнеторговое регулирование в связи с развитием интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС. Создание Таможенного Союза и формирование единого евразийского экономического пространства предопределили изменения в таможенно-тарифном регулировании, порядке введения защитных мер. Международное правовое регулирование внешнеэкономической деятельности не устранило национальное регулирование в данной области, однако, оказало на последнее значительное воздействие. Ряд национальных законодательных актов претерпел значительные изменения и был приведен в соответствие с актами евразийского права. В частности, исчезло понятие национальной таможенной территории России, которая стала частью единой таможенной территории Таможенного союза. Полномочия по регулирования и введение защитных мер по внешней торговли были распределены между национальными органами государств-членов Таможенного союза и наднациональными органами Таможенного союза. Таможенно-тарифное регулирование, в том числе предполагающее изменение ставок таможенных пошлин в целях реализации конкурентной политики, стало наднациональным и др.

С учетом произошедших изменений основными российскими законодательными актами, регулирующими конкурентно-правовые аспекты внешнеэкономической деятельности являются, в частности:

- Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О таможенном регулировании в Российской Федерации"[449], в частности, определяет общий порядок установления, уплаты и взимания специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных Комиссией Таможенного союза (Евразийской экономической комиссии) в отношении единой таможенной территории Таможенного союза.

- Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». Статья 7 данного закона (Особые пошлины), устанавливает, что в целях защиты экономических интересов Российской Федерации к ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации товарам в соответствии с законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах могут временно применяться особые пошлины:

- специальная пошлина;

- антидемпинговая пошлина;

- компенсационная пошлина;

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основные положения государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в частности, основные вопросы применения мер тарифного и нетарифного регулирования, в том числе мер защитного характера;

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»; согласно ст. 1 данного закона, определяющей цель и сферу его применения, целью данного закона является защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации. Закон устанавливает порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров. Он применяется к правоотношениям, возникающим в связи с расследованиями, которые предшествуют введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров и заявления о проведении которых зарегистрированы после вступления в силу данного закона. При этом закон не регулирует отношения, связанные с оказанием услуг, выполнением работ, передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществлением инвестиций и валютного контроля.

- Федеральный закон о защите конкуренции. В частности, в п. 6 ч. 2 ст. 23 указанного Закона, устанавливается, что антимонопольный орган наделен полномочиями давать в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Ряд полномочий в области регулирования внешнеэкономической деятельности, в том числе вопросов, затрагивающих конкурентные аспекты внешнеэкономической деятельности, отнесены к ведению Президента и Правительство Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: