Принципы и методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Согласно ст. 4 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2. равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3. единство таможенной территории РФ;

4. взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5. обеспечение выполнения обязательств рф по международным договорам РФ и осуществление возникающих из этих договоров прав РФ;

6. выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике РФ;

10. обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13. единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории РФ.

Федеральный закон также определяет и разграничивает компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в области внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется посредством следующих методов:

- таможенно-тарифное регулирование;

- нетарифное регулирование;

- запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

- меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные законодательством РФ.

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем установления экспортных и импортных таможенных пошлин. Таможенный тариф - перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении через таможенную границу РФ.

Нетарифное регулирование осуществляется путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

К нетарифным методам регулирования относятся:

- установление количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

- лицензирование в сфере внешней торговли товарами;

- введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер.

Количественное ограничение экспорта и импорта отдельных видов товаров может применяться в случаях, установленных федеральным законом. Правительство РФ в исключительных случаях может устанавливать:

- временные ограничения или запреты экспорта для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые существенно важны для внутреннего рынка РФ;

- ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами - выдача компетентным государственным органом разрешений на ввоз или вывоз определенных видов товаров.

Перечни отдельных видов товаров, на экспорт и импорт которых предоставляется исключительное право, а также организаций, которым предоставляется исключительное право на экспорт и импорт отдельных видов товаров, определяются федеральными законами.

Специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры принимаются для защиты экономических интересов страны в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидированным импортом на таможенную территорию РФ.

Специальная защитная мера может быть применена к товару, если по результатам расследования органа, проводящего расследование, установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию РФ осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет или создает угрозу причинения серьезного ущерба соответствующей отрасли российской экономики.

Специальная защитная мера применяется по решению Правительства посредством введения:

- импортной квоты - ограничения импорта товара на таможенную территорию в отношении его количества или стоимости;

- специальной пошлины - пошлины, взимаемой таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.

Срок действия специальной защитной меры, за исключением продления срока действия такой меры, не должен превышать четыре года.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, если органом, проводящим расследование, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию РФ причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба или существенно замедляет создание этой отрасли российской экономики.

Демпинговым импортом является импорт товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара. Товар признается предметом демпингового импорта, если экспортная цена данного товара ниже сопоставимой цены аналогичного товара, складывающейся при обычном ходе торговли таким аналогичным товаром на рынке иностранного государства, из которого экспортируется данный товар.

Антидемпинговая мера применяется по решению Правительства посредством:

- введения антидемпинговой пошлины - пошлины, которая взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;

- одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером.

Срок действия антидемпинговой меры не должен превышать пять лет со дня начала применения такой меры или со дня последнего пересмотра антидемпинговой меры.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств). Эта мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики применяется Правительством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: