Предписания таможенных органов

Дополнительным барьером в МТ зачастую являются ТАМОЖЕННЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ и УСЛОЖНЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ.

Современную международную торговлю обслуживает более 600 типов различных документов. Многие страны активно используют несовпадение национальных требований к внешнеторговым документам. В связи с этим набирает силу тенденция унификации как самих документов, так и требований к ним. Генеральное соглашение о тарифах и торговле содержит ряд положений, касающихся упрощения формальностей и документов. Так, статья V ГАТТ провозглашает свободу транзита; Соглашение о применении статьи VII ГАТТ («Кодекс по таможенной оценке товаров») упрощает процедуру таможенной оценки товаров; статья VIII ГАТТ прямо указывает на необходимость сокращения экспортно-импортных формальностей и упрощения документации; статья Х требует обязательной публикации полной информации о внешнеторговых формальностях.

Вопросы внешнеторгового делопроизводства являются предметом регулирования целого ряда международных многосторонних договоров:

— Международная конвенция по упрощению и согласованию таможенных процедур (Конвенция Киото);

— Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах;

— Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;

— Таможенная конвенция международной перевозки грузов с применением книжки TIR;

— Правила ООН для электронного обмена данными в управлении торговли и на транспорте (ООН/Эдифакт);

— Таможенная конвенция по контейнерным перевозкам;

— Конвенция по содействию международным морским перевозкам и др.

Еще одной мерой нетарифного ограничения следует считать предписания таможенных органов, связанные с соблюдением формальностей и процедур по отношению к товарам, пересекающим таможенные границы страны.

Их существует несколько, прежде всего формальности, предшествующие таможенному оформлению товаров и транспортных средств, т.е. соблюдаемые до момента представления таможенной декларации. Эти предписания регулируются как законодательными актами страны, так и многосторонними международными соглашениями в области таможенного дела, зафиксированными в известных конвенциях:

· Таможенной конвенции о карнет АТА для временного ввоза товаров (1961 г.);

· Конвенции по упрощению и унификации таможенных формальностей и процедур (1973 г.), известной как Конвенция Киото;

· Конвенции о временном ввозе (1990 г.);

· Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.).

Согласно международным правилам, предписания таможенных органов должны сводиться к минимуму требований и процедур и в одинаковой мере предъявляться к товарам и транспортным средствам разных стран, не создавая дополнительных препятствий для внешней торговли.

Одновременно национальное законодательство большинства стран предусматривает, что следование груза и транспортного средства от места пересечения границы (и досмотра товара и транспорта) к месту последующего таможенного оформления должно проходить под таможенным контролем.

Причем, независимо от того, подлежат они таможенному обложению или нет. Таможенные власти при пересечении границы могут требовать только документы, которые необходимы для идентификации транспорта и груза, т.е. транспортные и товаросопроводительные, не ставя обязательного условия перевода их на свой язык.

Таможенное оформление груза осуществляется с целью контроля за перемещением через таможенную границу и выпуска товаров на внутренний рынок или на экспорт и включает следующие операции: представление таможенной декларации и прилагаемых к ней документов, их проверку и принятие, представление товаров таможне для досмотра, начисление и уплату таможенных пошлин, сборов и выпуск товаров с таможни. Эти процедуры обеспечиваются пограничными таможнями или их учреждениями, расположенными внутри таможенной территории государства.

Под таможенной границей понимаются пределы таможенной территории государства. Как правило, таможенная граница совпадает с государственной границей страны. Исключение могут составлять территории свободных экономических зон (СЭЗ), созданных в государстве, пределы территорий которых являются составной частью таможенных границ.

В свою очередь под таможенной территорией понимается государственное пространство, в пределах которого действует единое таможенное законодательство, единые таможенные тарифы и другие формы и методы регулирования ВЭД. Таможенная территория фактически совпадает с национальной территорией страны, охватывающей сушу, морские и речные акватории, недра и воздушное пространство. В отдельных случаях из таможенной территории могут исключаться отдельные территории, в целях образования на них СЭЗ, или наоборот, в случае принятых норм международного права о порядке и принципах включения участков, находящихся за пределами территориальных вод, а также искусственных островов, в состав таможенной территории.

Декларирование грузов означает предъявление таможенного документа и является обязательной процедурой оформления. Предъявителем таможенной декларации — декларантом — может быть не только владелец товара, но также транспортный агент, таможенный брокер и другие лица, которые уполномочены распоряжаться грузом, и круг которых определен национальным законодательством.

Таможенная декларация является документом, содержащим сведения о перемещаемом через границу грузе, и основанием для пропуска его через государственную границу при ввозе, вывозе или помещении в один из таможенных режимов.

Формы грузовой таможенной декларации в разных странах имеют отличия, однако Конвенция Киото по гармонизации таможенных процедур, которая была разработана и одобрена Советом по таможенному сотрудничеству (СТС), предусматривает указание некоторых обязательных сведений. В частности, сведений о декларанте, импортере (экспортере), консигнаторе, виде транспорта, о характеристике товара (страна происхождения и назначения, число мест груза, его маркировка и вес), тарифной позиции товара (код в товарной номенклатуре таможенного тарифа), таможенной стоимости и ставке пошлины, а также перечень прилагаемых документов.

Для ее заполнения применяются международные унифицированные цифровые коды стран, товаров, транспортных средств, что позволяет использовать автоматизированную систему обработки таможенных документов с целью упрощения и ускорения этого процесса.

Следующей процедурой таможенного оформления является принятие таможенной декларации, т.е. признания ее в качестве основного документа таможенного оформления, с последующей регистрацией и присвоением порядкового номера. Основанием для признания достоверности декларации (согласно Конвенции Киото) служат данные проверки, удостоверяющие точность тарифной позиции, достоверность и действие указанных ставок таможенных пошлин и налогов, идентификацию транспорта, количества и ценности груза, подлинность прилагаемых документов Предельный лимит времени на такую проверку определен в 24 часа. После принятия декларации процесс таможенного оформления может закончиться выпуском товара таможней, дополнительной проверкой декларации с привлечением других документов или таможенным досмотром.

Таможенный досмотр, т.е. физическая инспекция товара, необходим для определения соответствия товара его описаниям в представленных документах. Перед выпуском товара для внутреннего потребления или на экспорт, который является завершающей операцией оформления, производится уплата таможенных пошлин и сборов.

Прочие нетарифные меры

В качестве прочих мер нетарифного ограничения применяются: контроль за экспортно-импортными поставками и уровнем цен, требования о выплате авансовых таможенных пошлин, импортные депозиты (денежный беспроцентный залог, вносимый импортером на специальный счет в банке) как условие на импортную операцию и т.п., правила и практика которых способствуют увеличению стоимости импорта или ограничению возможности получения для него необходимых валютных средств.

Степень воздействия нетарифных ограничений на внешнеторговые процессы не поддается количественной оценке, так как их влияние не носит явно выраженного характера. Однако, по заключению западных экспертов, доля использования количественных ограничений в общей совокупности нетарифных мер занимает до 30%, столько же — налоговые меры (внутренние и пограничные сборы и налоги), несколько меньше — технические нормы и правила — до 25%.

По общему числу имеющихся в международной практике методов нетарифного ограничения первенство принадлежит США, затем следует Япония и западноевропейские страны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: