H. Римский-Корсаков.«Сказание о невидимом граде Китеже», ария князя Юрия

Тоника не ощущается на всем протяжении пьесы (кроме оконча­ния ее крайних частей). Тональность во многим подчинена модаль­ности (следует обратить внимание на подчеркнутый диатонизм). На первом плане покойное философское размышление о быстротечно­сти жизни. Надо сказать, что ряд описываемых здесь явлений полу­чил свое достаточно убедительное объяснение в качестве модальных (а не тональных). Подчеркнем, однако, что сама по себе модаль­ность не отменяет категорий тональности. Более того, для пол­ноты объяснения модальных явлений оказывается необходимо дать еще и полное объяснение тональных. Понятия модальности и то­нальности некоррелятивны. В особенности это касается музыки XIX в., когда композиторы, как правило, мыслили в категориях функционального мажора или минора, даже отвлекаясь от них очень далеко (в частности, дорийский, фригийский и т. д. лады могли трак­товаться как отрезки мажорной гаммы от соответствующей ступени: в III части 2-й симфонии Бородина, Des-dur, побочная тема начина­ется во фригийском e, но, несомненно, мыслится композитором и в тональности C-dur с опорой на III ступень — см. развитие темы далее). От мажора и минора с их функциями ответвляются первона­чально и симметричные лады.

Другие примеры рыхлой тональности:

Тропарь знаменного роспева «Егда снизшел еси» (Обиход нотно­го пения. М., 1909, л. ЛВ°б) — лад большой С;

Мусоргский. «Картинки с выставки», «Богатырские ворота», по­бочная тема — лад as малый обиходный; монолог Бориса «До­стиг я высшей власти», ц. 18-19; песни «Видение», «Молитва»;

Балакирев. Сборник русских народных песен, № 1 «Не было вет­ру» — лад d дорийский;

Рахманинов. Всенощное бдение, ч. III, 1-я строка;

Шостакович. 7-я симфония, часть III — лад cis локрийский. (Слабость тонального центра в натуральных ладах известна; см. об этом: Способин. Лекции по курсу гармонии. С. 94, 98.) Важнейший фактор образования тональной рыхлости — функ­циональная инверсия, имеющая не только прямую направленность — к неустою, диссонансу, но и противоположную — от устоя, консо­нанса, от центрального тяготения. Таким образом, вместо однознач­ного функционального тяготения может появиться уравнивание раз­ных основных тонов как целей тяготения и движения.

Как категория гармонической структуры «рыхлое» (нем. «locker») противополагается «твердому» (нем. «fest»), что существенно вли­яет на принципы формообразования: «рыхлость» может оказаться на том месте, где по законам формы должна быть «твердость» (у классиков нередко «рыхлость» свойственна «противотеме», по­бочной, — как контраст «твердой» главной: Бетховен, соната ор. 2 № 2 A-dur, ч. I

Аналогичная проблема возникает и в других особых состояниях тональности.

III. Диссонантная тональность: Ц+Т+С_Ф+


То есть центр однозначен, тоника представлена, диссонанс само­стоятелен (не подчинен консонансу), функции центростремительны (определенно указывают на центр).

Рассмотрим пример 265.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: