Интернет и новая грамотность

<…> Новые грани применения информационных и коммуникационных технологий в школе инициировало появление Интернета. Что несет школе Интернет? Роль его чрезвычайно многопланова. Трудно переоценить значение Интернета как неиссякаемого источника разнообразной информации, способного заметно повысить уровень преподавания практически каждого школьного предмета. Как новое мощное средство коммуникации Интернет позволяет наладить эффективное оперативное взаимодействие между органами управления образованием и школами (вертикальные связи), между школой и родителями (вовлечение родителей в жизнь школы), взаимодействие школ между собой и с широким кругом культурно-образовательных центров (горизонтальные связи в образовательном сообществе).

С точки зрения потребностей современного общества, столкнувшегося с «информационным шоком», насущной необходимостью является выработка у учащихся готовности к обучению в течение всей жизни. Умение решать неожиданно возникающие проблемы, не имеющие зачастую четкой постановки, умение адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира - необходимые качества современного человека. Необъятное информационное пространство Сети – «инфосфера» рождает ощущение безграничности и непознаваемости окружающего мира. Но именно механизмы самой же Сети дают реальную возможность познать и освоить этот мир.

Интернет - живая, быстро меняющаяся среда: здесь часто появляются новые интерфейсы, новые способы получения информации и установления контактов. Здесь не имеют смысла попытки «раз и навсегда» научиться работать с каким-то конкретным программным продуктом в надежде избежать в будущем информационных потрясений. Приходит понимание того, что этот конкретный продукт скоро исчезнет, а его место займет другой, более совершенный. А это значит, что постигать нужно прежде всего общие принципы работы и способы организации интерфейса с информационной средой. И тогда быстро меняющийся мир становится для человека понятным и привычным.

Рождается новый лозунг: «Интернет - вторая грамотность». Молодой человек, не владеющий компьютером, не познакомившийся с технологиями Интернета в школе, будет неизбежно отброшен на периферию информационного общества. Интернет прививает ученику новые базовые навыки, необходимые современному человеку:

- умение находить, критически осмысливать и продуктивно использовать информацию Интернета поможет ученику в дальнейшем уверенно чувствовать себя в иных современных информационных потоках («чтение»);

- умение создавать гипертекстовые документы в Интернете расширит диапазон представлений о формах письменного творчества («письмо»);

- взаимодействие в интернет-проектах, работа над созданием коллективных интернет-приложений помогают социализации личности, развивают у учеников способность к планированию и организации совместной деятельности.

Предлагаемые Интернетом механизмы работы с информацией позволяют пользователю легко и естественно погружаться в эту информационную среду. Гипертекст стал своего рода стандартом оформления электронных документов, реализующим интуитивно понятный человеку способ организации информации. Работа с поисковыми сервисами на многочисленных серверах Интернета также не вызывает особых трудностей у новичков. Таким образом человек, начинающий работать в Интернете, достаточно быстро изучает его инструменты, приобретая тем самым один из основных навыков новой грамотности – «чтение».

Освоение навыков создания гипертекстовых документов для Интернета, иначе говоря, приобретение другой составляющей новой грамотности - «письма», требует существенно больших усилий. Здесь нужно овладеть технологическими приемами создания web-страниц, размещения их на сервере Интернета. Требуется также познакомиться с основами дизайна, изучить правила конструирования технически корректных и привлекательных в эстетическом плане гипертекстовых документов.

(Цит. по: Горбунов-Посадов М.М., Полилова Т.А., Семенов А.Л. Школа и технологии новой грамотности // Информационные технологии и

вычислительные системы. - 2003. - № 4. - С. 87-99)

 
 


ü Что я хотел(а) узнать, чему научиться, при изучении данных проблем?

ü Как я это делал(а)?

ü Что при этом чувствовал(а)?

ü Что изменилось в моих ценностях, знаниях, умениях в итоге?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: