Несколъко лет назад с одним из моих знакомых произошла странная история.
Мой знакомый — прекрасный художник — давно собирался написать картину на сюжет о Талесине, великолепном и удивительном кельтском барде VI века. Несколько раз он брался за дело, показывал мне наброски. Они были неплохи, но самого главного — живой души, вдохновения, рвущегося из-за грани бумаги, — не хватало. Он чувствовал это и сам, и каждый раз бросал работу после недели творческих мук.
И вот однажды, заглянув в гости, я снова застал его за работой над этой картиной. Он закрыл дверь в чулан, служивший ему мастерской, прямо передо мной, не показав мне даже карандашного наброска композиции. Он был охвачен азартом работы и со счастливой улыбкой на лице говорил мне, что пишет шедевр. Настоящий шедевр, может быть, даже лучшую свою вещь.
Я позволил себе предположить, что всё кончится как обычно — грудой эскизов.
— Яне делаю эскизов, — сказал он. — Я пишу сразу.
Я удивился, и тогда он пояснил:
— Я гадал об этой картине. На рунах. И когда увидел ответ, сразу понял, что и как я сделаю.
|
|
Я спросил его, какая выпала руна.
— Ансуз, — ответил он. — Руна Богов.
Он закончил картину необыкновенно быстро и позвонил мне, усталый, счастливый и гордый собой.
Я приехал к нему на следующий день. Это действительно был шедевр.
Вскоре он собрался на студию к кому-то из друзей — нужно было сделать с картины слайды и фотокопии. Вечером перед тем мы говорили с ним по телефону.
— Я снова гадал на рунах о своей картине, — сказал он. — Вернее, я хотел узнать её судьбу. Знаешь, что выпало?
— Что? — спросил я.
— Руна Богов. Ансуз.
На следующий день в метро у него украли сумку с его шедевром. Когда я приехал к нему, он с горькой усмешкой говорил мне, что чувствует себя так, будто над ним зло посмеялись.
И тогда я сказал магическое слово.
Трикстер.