Строение науки о языке. Предмет науки о языке

Наш курс является начальным, элементарным курсом языковедения, дающим первые сведения о языке вообще, о его структуре, об основных понятиях и терминах языковедения, без знания которых невозможно серьезно заниматься ни одним языком.

В современном мире существуют тысячи разных языков: от 2.5 до 5 тысяч. При всех огромных различиях они имеют много общего.

Каждый язык – это

§ достояние языкового коллектива

§ непременное условие развития человеческой культуры

§ орудие общения

§ средство формирования мысли и средство ее передачи другим людям

§ средство выражения мысли звуками

Каждый язык

§ членоразделен

§ обладает большим набором повторяющихся элементов и гибкой системой правил, по которым эти элементы соединяются друг с другом.

Современное языкознание – не просто одна из наук, а целая отрасль научной деятельности и научных знаний. Оно имеет в своем составе ряд научных дисциплин, или разделов. Их можно объединить в несколько групп, связанных между собою отношениями частичного взаимоналожения. Рассмотрим основные из них.

I

Общее языкознание (или теория языка) - раздел лингвистики, предметом которого являются:

§ языки (в принципе – все существующие, когда-либо существовавшие и могущие возникнуть в будущем), а тем самым и человеческий язык вообще.

§ сущность и природа человеческого языка,

§ проблема его происхождения,

§ его основные функции,

§ соотношение языка и мышления,

§ соотношение языка и речи,

§ соотношение языка и объективной действительности,

§ классификация языков,

§ организация их языков уровней,

§ общие законы развития и функционирования языков мира;

§ закономерности их связей с личностью и обществом.

Важная дисциплина в составе общего языкознания – лингвистическая типология, исследующая типы строения языков на фоне особенностей, присущих всем или почти всем языкам, и типы использования языков обществом. Типология изучает языки в сопоставительном аспекте и устанавливает языковые универсалии, т.е. положения, которые действительны для всех языков мира (абсолютные универсалии) или для их значительного числа (статистические универсалии). Примеры абсолютных универсалий: во всех языках мира существуют гласные и смычные согласные; во всех языках мира есть имена собственные и местоимения; на всех языках мира люди говорят предложениями; в грамматической структуре любого языка различаются имя и глагол и т.д.

II

Частная лингвистика - дисциплины, объектами которых являются отдельные языки (например, английский, русский и т.д.) и группы родственных языков (например, славянских, германских, романских и т.д.). Эти дисциплины входят в состав частного языкознания.

III

Прикладная лингвистика примыкает к общему языкознанию. Решает и частные задачи, касающиеся одного языка, и общие задачи, принципиально приложимые к материалу любого языка. Основная задача прикладной лингвистики на современном этапе – приложение научных знаний о языке и речи к решению практических задач (зачастую за пределами самой лингвистики).

Прикладная лингвистиканачала бурно формироваться на базе использования информационных технологий в середине XX века.

Однако и до этогов составе общего языкознания уже были науки и разделы с прикладной направленностью: например,

§ лексикография (наука о словарях и практике описания их создания);

§ дешифровка неизвестной письменности;

§ экспериментальная фонетика,

§ создание и усовершенствование письма,

§ обучение чтению, письму, культуре речи,

§ на более позднем этапе – создание систем, обеспечивающих общение человека с машиной, и т.д.

На современном этапе прикладная лингвистика решает широкий круг задач:

§ создание систем искусственного интеллекта,

§ поддержка человеко-машинного общения на естественном языке,

§ разработка систем автоматического перевода, автоматического поиска, аннотирования и реферирования информации (создание различных текстовых процессоров), компьютерных словарей, текстовых корпусов и т.д.

Хорошим примером прикладной лингвистической разработки является доступный через Интернет Национальный корпус русского языка (НКРЯ) – информационно-справочная система, основанная на постоянно пополняемом представительном собрании текстов в электронной форме.

Одна из важных областей приложения лингвистических знаний – гипертексты, где системавиртуальных связей позволяет выбирать те или иные переходы между текстами и/или их фрагментами и в результате создавать собственную текстовую реальность, соответствующую интересам и потребностям пользователя.

IV

Лингвистика отдельных сторон языка объединяет научные дисциплины, исследующие отдельные стороны (единицы и уровни) языка. Уровни языка это ярусы общей языковой системы: фонемный (или фонологический), морфемный (или морфологический), лексический (или лексико-семантический) и синтаксический.

Фонемный уровень представляют:

фонетика (предмет ее изучения – звуки речи, описание их артикуляционных и акустических характеристик иправил употребления в языке);

фонология ( изучает звуковую сторону языка с функциональной и системной точек зрения, предмет ее изучения – фонема, ее признаки и функции);

морфонология ( изучает фонемы как элемент построения морфемы, их варьирование, правила сочетаемости на стыке морфем и т.д.)

Лексический уровень исследуется следующими разделами языкознания:

л ексикология (изучает словарный состав языка и слово как его основную единицу, структуру лексического состава языка, пути его пополнения и развития, характер системных отношений внутри или между группами лексики;

семантика (изучает содержание единиц языка, передаваемую ими информацию);

семасиология (исследует лексическую семантику, соотнесенность слова с выражаемым им понятием и обозначаемым предметом действительности);

ономасиология (изучает вопросы, связанные с техникой называния в языке, с членением мира в ходе познания его человеком)

Морфологический уровень языка описывают:

морфология (изучает структуру слова, его морфемный состав и формы словоизменения, систему грамматических форм, части речи и принципы их выделения);

словообразование (описывает строение слова, средства и способы его образования, условия появления и функционирования в языке).

В лексикологию также входят научные дисциплины, посвященные отдельным типам слов, например топонимика ( изучает географические названия, терминоведение и т.д.

Синтаксический уровень языка представляет раздел языкознания

с интаксис (описывает строение предложений и словосочетаний, типы синтаксических связей слов и предложений.

Устройство грамматической системы языка в целом, включая его морфологический и синтаксический строй, а также словообразование, изучается грамматикой.

Дисциплины, изучающие отдельные стороны языка (фонетика, морфология, лексикология и др.) могут быть общими и частными. Так, наряду с общей фонетикой, изучающей универсальные закономерности построения звуковых цепей в языках мира, системы различных звуковых единиц, взаимодействие звуковых единиц с единицами других уровней языка, существуют частные фонетики, например фонетика русского языка, фонетика английского языка и т.д. Разрабатываются как общие, так и частные (на материале отдельных языков и групп языков) морфология, лексикология, синтаксис.

Теория текста изучает содержание и построение речевых объектов, характеризующихся связностью и законченностью, т.е. тексты.

Внешняя и внутренняя лингвистика

Это разграничение было предложено в начале XX века швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857-1913).

Внутренняя лингвистика исследует язык как целостную систему. Это позволяет строго определять единицы каждого уровня языка (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического), системные отношения между одноуровневыми единицами, а также отношения между уровнями языка.

Всякий выход за пределы собственно системы языка, изучение связей данной языковой системы с другими системами, с человеком, его мышлением и сознанием, с обществом и его историей, с миром есть переход в область внешней лингвистики.

Внешнюю лингвистику образует большой ряд научных дисциплин:

§ когнитивная лингвистика ( одна из наиболее активно разрабатываемых направлений) - исследует язык со стороны его участия в процессах взаимодействия человека со средой: в получении и переработке информации, приобретении опыта, знания, закреплении результатов познания в виде различных мыслительных образований и форм. Она изучает роль языка в процессах категоризации мира и при выражении знания в речи.

§ социолингвистика - исследует социальную природу языка, использование языка обществом и различными его группами, индивидами, варьирование языка и речи в соответствии со структурой общества и сформировавшихся в нем сфер коммуникации.

§ этнолингвистика и лингвокультурология в ее составе - изучают взаимосвязь языка и культуры народа, проявляющуюся в обычаях, типичных формах поведения, в фольклоре и других текстах, используемых данным народом и в данной культуре в качестве общеизвестных. Во второй половине XIX - первой половине XX в. этнолингвистика уделяла особое внимание языкам и речевой культуре мало изученных к тому времени народов и племен (американских индейцев, малых народов Африки, Индии, Юго-Восточной Азии). Сейчас в круг вопросов, изучаемых этнолингвистикой и лингвокультурологией, вошли языковые и речевые особенности, связанные с различными компонентами культуры народов - речевой этикет; характерное речевое оформление типичных ситуаций и событий (объяснение в любви, ссора и примирение, знакомство и т.д.); принятые в культуре речевые жанры; традиционные различия в речевом поведении мужчин и женщин, людей разного возраста и т.п.

§ психолингвистика - исследует связь речи и сознания: процесс порождения речи, его обусловленность мотивами речевых действий и предполагаемыми результатами речи, а также всей обстановкой общения; процессы восприятия речи, «овнешнение» в речи актуальных фрагментов сознания; освоение речи детьми.

§ лингвосемиотика – изучает проблемы, связанные со знаковостью языка. Сравните с семиотикой, которая изучает множество разнообразных знаковых систем, которыми окружили себя люди (деньги, марки, игральные карты, дорожные знаки, форменная одежда, жесты, этикетное поведение и др.). Язык - наиболее сложная по своему строению и при этом универсальная (не связанная с передачей значений только одного типа или в одной сфере коммуникации) динамическая знаковая система. Она включает в себя не только знаки, но и средства создания новых знаков. Лингвосемиотика исследует, какие языковые единицы должны рассматриваться в качестве знаков (являются ли, например, знаками фонетические единицы, предложения, тексты); каковы разновидности языковых знаков, в чем их специфика в сравнении с другими знаками, как языковые знаки связаны с неязыковыми и т.д.

§ прагмалингвистика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow