Сущность, структура и функции трудового коллектива

В современных условиях профессиональный труд осуществляется в различных звеньях единого хозяйственного комплекса.

Любое объединение, предприятие или учреждение представляет собой единство технической, экономической и социальной подсистем. Техническая подсистема – это комплекс рабочих мест, предъявляющих определенные требования к работникам. Экономическая подсистема – совокупность основных и оборотных средств. Анализ данного подсистемы предполагает изучение их кругооборота, издержек производства, образования и распределения прибыли, особенностей оплаты труда работников.

В качестве социальной подсистемы выступают социальные организации.

Определение: Социальная организация предприятия, учреждения – это объединение работников, совместно реализующих цель по производству материальных или духовных благ и действующих в соответствии с определенными правилами и процедурами.

Роль социальных организаций в современном обществе исключительно велика. Процесс труда реализуется в основном в рамках социальной организации.

Каждой социальной организации присущи такие признаки, как:

1. наличие общеорганизационной цели;

2. горизонтальная специализация, или разделение труда по горизонтали, связанное с существованием подразделений и работников, выполняющих самостоятельные функции;

3. вертикальная специализация, или разделение труда по вертикали, означающее подчинение работников власти руководителя и субординационную зависимость.

Специфически формой социальной организации выступает трудовой коллектив. Трудовой коллектив предстает в единстве двух своих качеств:

- с одной стороны, в качестве социальной организации;

- с другой – в качестве социальной общности.

Различие здесь заключается в следующем.

В первом случае трудовой коллектив являет собой разновидность общественного института и характеризуется управленческой иерархией.

Во втором он выступает элементом социальной структуры общества, характеризующимся разделением на социальные слои.

Критерий выделения различных трудовых коллективов – вид деятельности и особенности ее конечного продукта. По этому критерию выделяют:

1. производственные коллективы – коллективы предприятий, относимых к сфере материального производства;

2. коллективы непроизводственной сферы, конечным продуктом деятельности которых являются различного рода услуги;

3. коллективы учреждений здравоохранения и народного образования;

4. научные коллективы;

5. коллективы органов управления, включая аппарат государственного, хозяйственного управления, а также органов управления общественными организациями.

По продолжительности существованияразличают коллективы:

1. непрерывной деятельности;

2. временные трудовые коллективы.

Большая часть трудовых коллективов принадлежит к первой группе. В то же время в ряде случаев целесообразна организация временных коллективов. Так, эффективным является создание временных коллективов из работников различных предприятий, проектных и научных организаций для разработки и внедрения конкретных научно-технических задач.

Существуют три уровня объединения работников в коллектив.

1. Основной коллектив – предприятие в целом. Это высший уровень объединения.

2. Промежуточный уровень – вторичный коллектив. Это коллективы цехов, отделов, пролетов.

3. Первичный (контактный) коллектив – нижний уровень. К нему относятся бригады, секторы, лаборатории. Особенность первичных коллективов заключается в том, что здесь складываются устойчивые повсе­дневные личные контакты между их членами. Такое непосредственное личное общение служит основой для возникновения эмоциональных, межличностных отношений.

Контактные коллективы часто называют малыми группами. Определяющим признаком такой группы является не малочисленность, а непосредственность коммуникационных связей между ее членами. В процессе непосредственного общения проявляются индивидуальные особенности работников, их потребности, интересы, ценности, взгляды и установки. Происходит взаимное восприятие, взаимопознание, взаимная оценка работников. Личный контакт сопровождается такими социально-психологическими процессами, как соучастие и сопереживание, психическое заражение и подражание. Первичный трудовой коллектив представляет собой микросреду, в которой формируются трудовые и социальные качества работников, групповые ценности и нормы поведения.

Успешное функционирование предприятия обеспечивается не только взаимодействием его технической, экономической и социальной подсистем, но и связями с отраслью, к которой оно относится, и с населенным пунктом, где оно расположено. Принадлежность к отрасли предопределяет специфические особенности и технической, и экономической, и социальной подсистем. Регион, город являются социальной средой коллектива предприятия. Здесь создаются общие материальные условия социального развития коллектива – жилищно- коммунальное хозяйство, пассажирский транспорт, связь, сфера услуг, культурно-просветительные учреждения. В свою очередь, и предприятие оказывает влияние на выполнение производственной программы объединения, отрасли, города, влияет на социальную среду региона, на биологическую сферу.

Роль трудовых коллективов проявляется через выполняемые ими функции, в которых отражаются эти многообразные полномочия.

Важнейшими функциями трудового коллектива, характеризующими его участие в различных сферах деятельности общества, являются:

1. Целевая функция, для реализации которой создается данный коллектив. Заключается она в производстве продукции или услуг в соответствии с государственными заказами, а также заказами потребителей для удовлетворения общественных потребностей.

2. Функция удовлетворения социальных потребностей работников. Через организацию работник обеспечивается материальными благами. Кроме того, в организации удовлетворяются такие потребности личности, как общение, признание со стороны окружающих, развитие своих способностей. Для этого предприятие совершенствует систему материального и морального стимулирования, создает условия для повышения квалификации, развивает социально-бытовую инфраструктуру, улучшает условия труда и общественного питания на производстве, организует отдых в рабочее и внерабочее время.

3. Социально-интегративная функция, состоящая в воздействии на поведение работников как в сфере труда, так и в других сферах, в сплочении коллектива ради достижения целей организации, в привитии работникам ценностей и норм коллектива.

4. Функция, связанная с участием организации в производственно- хозяйственной и общественно-политической жизни региона, где расположена эта организация.

Так как связь функций сложна и согласование их не достигается автоматически, требуется активная целенаправленная деятельность по их оптимальному сочетанию, в том числе со стороны социологов и психологов.

Структура трудового коллектива.

Эффективность деятельности трудового коллектива по реализации производственных и социальных функций зависит от его структуры, т. е. внутреннего строения.

Определение: Структура трудового коллектива (или социальная структура предприятия) – это совокупность его элементов и отношений между этими элементами.

Таким элементом структуры коллектива является социальная группа.

Рис.1. Виды социальных групп в трудовом коллективе

Определение: Социальная группа – это совокупность людей, обладающих каким-либо общим социальным признаком, например общей профессией, одинаковым стажем работы, сходными правами и обязанностями.

Социальные группы могут быть реальные и условные.

Особенность реальных групп состоит в том, что они всегда организационно оформлены, т. е. имеют руководителя, четкое распределение функций.

Условные группы – это номинальные, статистические совокупности, вычленяемые по таким признакам, как пол, возраст, партийность, образование, стаж работы и т. п. (См.: Рис. 4).

В зависимости от видов социальных групп различают несколько важнейших видов социальной структуры предприятия. В принципе социальная структура имеет множество срезов, так как коллектив может быть структурирован по самым различным видам социальных групп. Важнейшими разновидностями социальной структуры предприятия являются:

1. производственно-функциональная (целевая, административно-должностная),

2. общественно-организационная;

3. социально-психологическая;

4. профессионально-квалификационная;

5. социально-демографическая.

В каждом виде социальной структуры реализуется соответствующий ему вид социальных отношений.

Таким образом, трудовой коллектив выступает носителем различных видов социальных отношений.

1. Производственно-функциональная структура состоит из целевых групп – производственных подразделений, создаваемых в соответствии с приказами, распоряжениями, штатными расписаниями. Возникающие в этих группах служебно-деловые, формальные отношения между работниками обусловлены должностными инструкциями, договорами, обязательствами или другими документами. Эти отношения носят безличный характер, т. е. не зависят от того, кто персонально выполняет ту или иную трудовую функцию.

Производственно-функциональные отношения вытекают из разделения труда и его специализации.

Они имеют две разновидности.

Первая разновидность – отношения по горизонтали, т. е. между работниками, занимающими одинаковое социальное положение. Это отношения взаимной ответственности, сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, состязательности.

Вторая разновидность – отношения по вертикали, организационно-управленческие, т. е. отношения между руководителями и подчиненными. Проявлением этих отношений является руководство, подчинение, принципиальность, исполнительность. Четкость и слаженность взаимодействий в системе этих отношений зависят как от действий и качеств руководителя, так и от действий и качеств подчиненных, от умения членов коллектива выполнять возложенные на них полномочия и выдаваемые задания. Отказ от административно-командных методов управления усиливает роль самостоятельных, инициативных действий работников, основанных на постижении профессионального долга и чести.

Для реализации производственно-функциональных отношений внутри подразделений и между ними важное значение имеют четкая регламентация работы всех исполнителей, рациональный документооборот, использование современных средств связи между исполнителями.

2. Общественно-организационная структура коллектива формируется общественными органами, образуемыми на производстве.

3. Социально-психологическая структура коллектива образуется на основе личных симпатий, дружбы, общих ценностных ориентации, увлечений и ин­тересов. Она определяется личными качествами работников, часто ее называют неформальной структурой. Социально-психологические отношения возникают как между членами одной целевой группы, так и между работниками, входящими в различные целевые группы.

4. Профессионально-квалификационная структура складывается из профессиональных и квалификационных групп, отражающих внутриклассовую дифференциацию. В основе этой структуры лежит общественное разделение труда. Для работников одинаковой профессии или квалификации, даже если они не образуют реальной социальной группы, характерны общие социальные качества: определенный тип отношения к труду, направленность интересов и ориентации, уровень материальной обеспеченности и т. п.

5. Социально-демографическая структура коллектива представляет собой совокупность групп и взаимодействий между ними в зависимости от пола, возраста, семейного положения, стажа работы. Каждая из этих групп имеет свои ценностно-ориентационные и поведенческие особенности. Специфика, например, женской части коллектива связана с занятостью женщин в непроизводственной, домашней сфере, с их функцией рождения и воспитания детей. Эти обстоятельства влияют на трудовую активность женщин, на их возможности повышения образования и квалификации. К особенностям работниц относятся также более острое восприятие стили управления и повышенные требования к санитарно-гигиеническим условиям труда. Молодежь отличается большей мобильностью, ожиданием содержательного трудя, усиленным стремлением к общению со сверстниками.

Рассмотренные виды структуры социальной организации определяют в совокупности содержание внутриколлективных социальных отношений. Реально существующие трудовые отношения представляют собой сложное переплетение и взаимопроникновение разных отношений.

Особенно значима роль производственно-функциональных отношений. Строгое следование должностным обязанностям, этике служебных отношений способствует эффективности общеколлективной деятельности, укрепляет организационный порядок.

Социальная структура коллектива проявляется в наборе социальных статусов работников. Социальный статус характеризует место работника в социальной структуре, Например, наиболее высок социальный статус высококвалифицированных работников, занятых содержательным трудом, а также руководителей. Низшим на шкале статусов является занятие малоквалифицированным трудом.

Функционирование социальной организации осуществляется через интегративные и ценностно-ориентационные процессы. Социальные организации функционируют благодаря сплочению, руководству и социальному контролю за деятельностью их членов, стимулированию их трудовой активности, через формирование общих ценностных ориентаций и норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: