Организационно-содержательная модель психолого-педагогической помощи

Этапы сопровождения направления содержание Организационные формы, рекомендации
Диагностический (дооперационный)   Первичная диагностика; -заключение комиссии по отбору кандидатов на операцию; - повторное обследование (при отсутствии медицинских противопоказаний) Задачи: -Оценить слуховую функцию и уровень поражения слуховой системы; -Оценить сохранность слухового нерва; -Оценить эффективность слухопротезирования с помощью современных моделей слуховых аппаратов; -Оценить соматическое состояние пациента; -Оценить психоневрологический статус пациента; -Оценить уровень развития слухоречевого восприятия, устной речи и других высших психических функций; -Оценить перспективность использования кохлеарного импланта для восприятия речи после операции; -Сформировать у пациента и его близких адекватные ожидания результатов КИ; -Психологически подготовить пациента и его близких к операции и послеоперационной реабилитации.   ЛОР-осмотр; консультация отоневрологом; импедансометрия; аудиометрия; слуховые вызванные потенциалы; промонториальный тест или его аналог; отоакустическая эмиссия; компьютерная томография височных костей; при наличии менингита в анамнезе - магнитно-резонансная томография височных костей; консультация сурдопедагога; при необходимости – консультации невропатолога, генетика.   Обследование занимает 2-3 дня. По результатам обследования кандидату выдается заключение о наличии у него показаний к операции кохлеарной имплантации, определяется ухо, предпочтительное для операции.  
Оперативное вмешательство   Хирургическая операция и послеоперационное наблюдение ребенка. После положительного решения вопроса о возможности кохлеарной имплантации назначается дата операции по согласованию с кандидатом/его родственниками и хирургом. Госпитализация и проведение хирургической операции.   Первое включение речевого процессора проводят через 3-4 недели после операции. Проводит аудиолог при участии сурдопедагога. При настройке РП определяется уровень сигнала, вызывающий minи max комфортное ощущение. Частота настроек 1 неделя-ежедневно Последующие 2-3 недели 2-3 раза в неделю  
Основной (послеоперационный) реаабилитационный   1.Сурдологическая клинико-диагностическая, аудиологическая помощь   2.Техническое обслуживание   3.Коррекционно-развивающая работа Слуховая работа     Работа поразвитию речи Работа над устной речью   Познавательное развитие     4.Психологическая помощь:   5.Консультативно-просвети-тельская работа с родителями     6.Создание слухо-речевой среды     1.По графику проводится тестирование пациента, чтобы объективно оценить его успехи.     2.Настроечные сессии     3.Занятия по: а) выработке условно-двигательной реакции на сигнал б) развивать слуховое восприятие в) различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз).   Развитие слухоречевой памяти. Накопление пассивного словаря. Развитие произносительных навыков, управления голосом, речевого дыхания. Совершенствование понимания устной речи (слухозрительно и на слух). Обогащение грамматических представлений. Накопление активного словаря. Развитие диалогической речи. Развитие связной речи.   Подготовка и развитие физиологической базы речи (развитие артикуляторной моторики, дыхания), развитие речи (понимание речи, активизация голосовых реакций).   Занятия по расширению общих представлений об окружающем мире (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений).   4.Развитие: а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность); б) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость) в) памяти (слуховой, зрительной, двигательной) г) воображения д) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.) е) стимуляция эмоционально-волевой сферы.   5.В работе с ребенком ведущая роль принадлежит родителям и в самом начале важно объяснить им значение этой работы. Проводятся: -беседы с родителями; -проведение индивидуальных занятий с привлечением родителей по выработке условно-двигательной реакции, развитию слухового восприятия, накоплению словаря, развитию понимания речи.   6.Учитывая особенности восприятия звуков и речи у ребенка с кохлеарным имплантом,необходимо создать оптимальные условия для развития у него слуха и понимания речи. постоянно носить кохлеарный имплант исключать шумы. Говорить с ребенком надо голосом нормальной громкости, чуть медленнее, напевно, отчетливо произнося слова, но слитно постоянно привлекать внимание ребенка к окружающим звукам и речи, повторять услышанный звук с ребенком (произвести действие) и т.д. 1.Сурдопедагогичекую, клинико-диагностическую, аудиологическую помощь оказывают сурдопедагоги, аудиологии. Наблюдения за состоянием здоровья детей –врачи. 2. Плановые настроечные сессии осуществляют спеицалисты.   3.Занятия с сурдопедагогом. Занятия с логопедом. Занятия с психологом. Оптимальные условия для развития слухоречевого восприятия - говорящему надо находиться со стороны имплантируемого уха. Говорить чуть медленнее и выразительно на первых этапах реабилитации. Постоянно привлекать внимание к звукам, особенно в 1 год Всегда стимулировать любые голосовые реакции Учить ребенка различать услышанное, постоянно закреплять сформированные навыки. После первой настройки речевого процессора ребенок способен слышать только очень громкие звуки (при этом он может это никак не проявлять), но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки, обучения достигается восприниятие тихих звуков. И здесь важны наблюдения педагога, который должен оценивать развитие у ребенка способности обнаруживать тихие низкочастотные и высокочастотные звуки. В частности, полезным критерием адекватности настройки является способность ребенка слышать низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные фонемы или слова. С маленькими детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях массового детского сада    

При реабилитации ребенка раннего возраста с КИ подходят все методики, которые используются для развития слуха и речи у слабослышащих детей, использующих качественные слуховые аппараты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: