Организационно-содержательная модель психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения

Направления психолого-педагогической помощи задачи содержание Организационные формы
диагностическое -Выявление нарушений зрения у детей раннего возраста; определение сущность нарушения зрения; -изучение особенностей психического развития Клиническое обследование зрения Первый осмотр новорожденного офтальмологом может быть проведен еще в родильном доме. При наличии показаний первое обследование офтальмолога проводится в 1 месяц жизни: -наружный осмотр, -определение фиксации взглядом предметов, -определение реакции на свет, -офтальмоскопия. Проверка зрения в 3 месяца. Проводятся: -наружный осмотр глаза, -определение фиксации взгляда и слежения за предметом, -скиаскопия, -офтальмоскопия. Проверка зрения в 6 месяцев проводятся наружный осмотр, определение подвижности глазных яблок, скиаскопия, офтальмоскопия. Проверка зрения в 1 год. Проводится: определение остроты зрения, скиаскопия или авторефрактометрия (с помощью последнего метода можно достаточно точно определить степень близорукости, дальнозоркости или астигматизма), офтальмоскопия. Осмотр детей с 3 лет Остроту зрения определяют с помощью таблицы Сивцева Электрофизиологическое исследование органа зрения Электроретинография (ЭРГ) Электроокулограмма Зрительные вызванные корковые потенциалы (ЗВКП) отражают состояние зрительной коры и зрительного нерва. Психолого-педагогическое изучение детей 1-3 года жизни -Обследование остроты зрения с помощью таблиц; -Диагностика восприятия ребенка 1-3 года: -Цветовое восприятие: -Форма -Восприятие окружающего мира -Конструктивный праксис -Конструирование по подражанию (методика предлагается детям 2,5-3 лет) -Пространственный гнозис -Диагностика способов деятельности Индивидуально
коррекционно-развивающее Задачи: -активизация всех видов восприятия ребенком окружающего пространства - зрительное, слуховое, тактильное, пространственное, обоняние, вкус; -обогащение сенсомоторного опыта детей и совершенствование сенсомоторной координации посредством использования предметов, изготовленных из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера; -организация физкультурной деятельности, динамических развивающих игр, разыгрывание сюжетов, отражающих определенную тематику.  
Виды коррекционной развивающей работы: -развитие зрительного восприятия; -развитие социально-бытовой ориентировки; -коррекция нарушений речи; развитие осязания и мелкой моторики; -развитие навыков ориентировки в пространстве; -обогащение социального опыта детей с интеллектуальной недостаточностью. Логопедическая коррекционная работа направлена на развитие правильной речи у детей, Психокоррекционнаяработа педагога-психолога направлена на психические и психофизические процессы, на эмоционально-волевую сферу, на смягчение адаптационного периода. Специальное обучение и воспитание направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей,   Обучение и воспитание детей с нарушением зрения осуществляется по программе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И. Плаксиной.
лечебно-восстановительная деятельность Восстановление нарушенных зрительных функций у детей раннего возраста. Осуществление целенаправленного лечения зрения и развитие зрительного восприятия на коррекционных занятиях с учетом рекомендаций врача- офтальмолога. Рекомендации врача-офтпльмолога к построению психолого-педагогического процессом, предусматривающего проведение коррекционно-развивающую работу с учетом нарушений зрительного анализатора. В начале лечения решается задача восстановление остроты зрения, коррегирования аномалий рефракции, астигматизма, анизометропии, лечение амблиопии косящего глаза. На следующем этапе идет формирование правильных взаимоотношений аккомодации и конвергенции при помощи оптической коррекции. Далее идет лечебная работа, направленная на лечение амблиопии методами стимуляции сетчатки глаза с последующим восстановлением одновременного фовеолярного зрения, и, наконец, развитие фузионных резервов бинокулярного и стереоскопического зрения. Такая последовательность объясняется функциональной взаимосвязью между глазными функциями, а детализируется офтальмологическая помощь в зависимости от степени поражения каждой из них и общего состояния здоровья ребенка. Плеоптическое лечение направлено на повышение остроты зрения амблиопичного глаза. Лечение содружественного косоглазия направлено на восстановление правильного положения глаз и развитие бинокулярного зрения. Лечение детей с косоглазием носит комплексный характер. Лечебно-оздоровительные мероприятия сочетаются с психолого-педагогическими мероприятиями.   лечения глазных заболеваний осуществляются в глазных кабинетах детских поликлиник, кабинетах охраны зрения Систематически осуществляются лечебные процедуры. Положительный результат, как правило, достигается лишь в процессе длительного многолетнего) лечения.  
профилактическое Предотвращение нарушений зрения Регулярные обследования глаз часто выявляют болезни, потенциально приводящие к слепоте. Своевременное применение лечебных мер еще до того, как зрение начнет ухудшаться. В борьбе со слепотой важнейшее значение имеет профилактика глазных заболеваний и травматизма. Положительное значение имеет принятый в нашей стране метод диспансерного обслуживания больных. Создание условий, соблюдение гигиенических требований по сохранению остаточного зрения Создание условий, где проводятся общеукрепляющие, стимулирующие, физиотерапевтические мероприятия.  
консультативное Оказание помощи родителям в создании специальной среды в домашних условиях Беседы, консультации, посещение занятий со специалистами. -Развитие зрительного восприятия; -работа по обучению ориентации в пространстве; -развитие речи и др.    
информационное Большое значение имеет санитарно-просветительная работа среди детей и родителей, разумная организация досуга. Создание информационных бюллетеней, стендов, где размещаются рекомендации по сохранению зрения. Информировать родителей о наиболее современных, и эффективных средствах лечения, профилактики нарушений зрения. Например, эффективность медицинской реабилитации слепых и слабовидящих в нашей стране связывают с развитием микрохирургической техники, с совершенствованием технологии хирургического лечения патологии органа зрения, с разработкой эффективных лекарственных препаратов. Советы по организации правильного питания.  

Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями зрения осуществляется по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое, лечебно-восстановительная деятельность, консультативное, информационное.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. - М.: "Мозаика-синтез", 2012.

2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни. – М., 2004.

3. Бадалян Л.О. Невропатология. – М., Издательский центр «Академия», 2012.

4. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008.

5. Богомильский М. Р., Чистякова В. Р. Болезни уха, горла и носа у детей. - М., 2000.

6. Выявление детей с подозрением на снижение слуха: младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст / Под ред. Г.А. Таварткиладзе и Н.Д. Шматко. - М., 2002.

7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. - М., 2001.

8. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А., Шматко Н.Д. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2000. - №6. - С. 3-8.

9. Департамент Образования города Москвы: Служба ранней помощи в системе дошкольного образования города Москвы Методический сборник. Москва, 2009.

10. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни. Методическое пособие / сост. Г.А. Таврткиладзе, Н.Д. Шматко. - М., 2001.

11. Дунайкин М. Л. Нейропсихологический анализ нарушений психического развития детей первого года жизни с перинатальным поражением мозга. Дисс. на соиск. ученой степени кандидата психологических наук. – М., 2002.

12. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

13. Казьмин А. М., Казьмина Л. В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. - М.: "Когито-Центр", 2006.

14. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2008.

15. Лисичкина Ю. А. Ранняя диагностика и коррекция недостатков довербального развития детей с перинатальным поражением центральной нервной системы. Дисс. на соиск. ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 2004.

16. Малофеев Н.Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России / Н.Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6 - с. 67-74.

17. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика – М., 1997.

18. Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии М., 1998. Дисс на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.

19. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом.- М., 2006.

20. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития /Сост. Е.Р. Баенская, М.М.Либлинг – М., Полиграф сервис, 2001.

21. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной, - М., Издательство «Академия», 2009.

22. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Стребелевой Е.А.. – М., 1998.

23. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М., 2000.

24. Ткачева В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии. Диагностика и консультирование. – М.: Издательство «Книголюб», 2008.

25. Фальковская Л.П. и др. Организация вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи в дошкольной образовательной организации. – Красноярск, 2012.

26. Фильчикова Л.И. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: методическое пособие / Л.И. Фильчикова, М.Э. Бернадская, О.В. Парамей. – 2-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 192 с.

27. Югова О.В. Вариативные стратегии раннего психолого-педагогического сопровождения ребенка с отклонениями в развитии и его семьи: Дисс. канд. пед. наук. – М., 2012.

28. Bortner S., et al, Sensory stimulation kit: A teacher´s guidebook. American Printing House for the Blind, 1978.

29. Hellbrugge Т., Lajosi F., Lienara D.u.а. Мunсhеnеr Funktionelle Entwicklungs-Diagnostik. Erstes Lebensjahr. Lubeck, 1985.

30. Kruse, A. D Understanding experiences of families and early childhood special education. Aimes, Iowa State University, 2012. ProQuest Dissertations and Theses, 248. Retrieved from://search.proquest.com/docview/1095406879?accountid=35419 (1095406879).

31. Naig, L. A. Professional burnout and compassion fatigue among early childhood special education teachers. Aimes, Iowa State University, 2010. ProQuest Dissertations and Theses, 204. Retrieved from://search.proquest.com/docview/750002361?accountid=35419(750002361).

32. Northcott W. H. Curriculum guide: Hearing-impaired children, birth to three years and their parents. Washington, 1977.

33. The Carolina Curriculum For handicapped Infants and Infants at Risk, Johnson-Martin, 1986.

34. Джонсон-Мартин Н. М., Аттермиер С.М., Дженс.Г., Хаккер Б.Дж. Программа "Каролина" для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями// Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: