Сеанс арттерапии

Преодоление страха смерти. Не бойся...

Я смотрю на рисунок девочки. Она пришла в психологический центр, ее мучает страх, и психолог попросил нарисовать его. Передо мной изображение страха — это черно-серая тень, зловеще струя­щаяся от двери к окну.

Страх - всеобъемлющее понятие. Люшср пишет, что, если человек отрицает какой-то цвет, это страх перед образами, которые этот цвет несет. Он боится будущего, отрицая желтый цвет. Боится энергии — отрицая красный; он боится давления на свою волю, отрицая зеленый; наконец, он боится нарушения своего покоя, отрицая синий цвет.

В начале моей работы произошла первая встреча с человеком, охваченным страхом смерти, который, наверно, основа любого страха.

Это был мальчик-подросток, очень способный, но его развитие и интерес к миру внезапно парализовал страх смерти. Он бесконечно думал об этом и очень страдал.

Такая фаза развития неизбежна для каждого мыслящего существа.

Мы пошли в мир искусства за помощью — слушали прекрасную музыку, которая смягчила остроту страха небытия и позволила подойти к страшной теме философски созерцательно.

Перед намипоразительная работа Чюрлениса: сначала похо­роны видны близко и траурная группа силуэтами заслоняет солнце. Потом траурная процессия с горящими факелами видна сверху, громадные кипарисы с огромной высоты и круг солнца над зеленым морем деревьев делают трагическую ноту небольшой частью симфо­нии жизни, острое горе растворяется в вечной жизни природы.

Мы слушали алегретто 7-й симфонии Бетховена, где пугающая тема, как у Чюрлениса, растворяется в высоких звучаниях и как буд­то тает.

104

Мы поговорили о том, как воспринимают тему смерти рели­гии — христианство, буддизм, ислам.

Особенно его поразила мысль философа о смерти:Ты есть — ее нет, она есть — тебя нет. Мы говорили о мужском мужестве — о казаках, которые хо­хочут, когда им угрожает неминуемая смерть на костре, о герое стихотворения Бернса Макферсоне, который весело и отчаянно шел на казнь.

Сильное впечатление произвело на него стихотворение Жака Превера песенка об улитках, которые отправились на похороны (светлая мудрость этого замечательного стихотворения помогала потом многим):

Отправились две улитки Мертвый листок хоронить. Пришлось им одеться в траур, Креп на рога нацепить.

В сумерки вышли улитки, Вышли осенней порой, Когда же добрались до места, В лицо им пахнуло весной. Увядшие мертвые листья Воскресли в лучах весны, И были обе улитки Крайне огорчены.

Но вот их увидело солнце, И солнце им говорит: Присядьте и отдохните, У вас утомленный вид. Выпейте кружку пива, Если вас жажда томит, Или садитесь в автобус, Который в Париж вас умчит.

Он вечером в рейс уходит, Посмотрите вы на страну, Но только оставьте ваш траур ~ Он, право, здесь ни к чему. Цвет черный, как видите сами, Уродлив на фоне весны, А истории эти с гробами Неизящны и очень грустны.

Оставьте ваш траур, улитки, И веселы будьте опять.

105

Это я говорю вам — солнце,

А солнце не может лгать. Естественный цвет цвет жизни, Примите ж естественный цвет.

И вот все растенья и звери Громко запели в ответ.

Настоящую песню жизни Запели они весне И стали пить, веселиться И чокаться стали все. Случилось под вечер это Чудесной веченней порой, И вот решили улитки К себе возвратиться домой.

Они взволнованы были И счастливы были, но ахУлитки лишку хватили И чувствуют слабость в ногах. Не бойтесь, присмотрит за ними Месяц на небесах.

Я отметил место, где отрицается черный цвет и переходит в зеленый.

Мы вспомнили иронию стихотворения Козины Пруткова: Вянет лист, проходит лето, иней серебрится, Юнкер Шмидт из пистолета хочет застрелиться. Не горюй, голубчик, снова зелень оживится. Юнкер Шмидт, честное слово, Лето воротится.

Обсуждая с юным философом все эти образы, мы прониклись убеждениемпроблема эта важная. Учитывая ее важность, надо ценить каждый день жизни. Пока много и других не менее важных дел. Углубляться в эту неисчерпаемую проблему можно и потом (воз­можно, лет через 60). Тем более, что психолог Берн сказал: старость начинается с 83 лет. Д ополпение

Красота и очарование стихов — это резерв арттерапии словом искусства. Это фиолетовый и синий уровень эмоций человека.

Цветовая гамма Цветаевой и несуществующий тест Лю­шера у Цветаевой

Имеются исследования, где учтены все цветовые эпитеты Цве­таевой. Нетрудно было их расположить по цветовому ряду Люшера

106

и получить частоту употребления в творчестве Марины Цветаевой того или иного цвета, аналогичного ряду Люшера. Так получен тест Люшера у Марины Цветаевой, который она не ставила, но его поставил анализ всех цветовых эпитетов ее творчества.

Вот перед нами эта цветовая информация, слепок цветовых пристрастий поэта, а значит - и цветовая картина ее внутреннего трагического мира.

Цветовыбор Цветаевой:

— черный — красный;

— зеленый — синий;

— желтый — серый;

— фиолетовый — коричневый.

Расшифровка цветовыбора Марины Цветаевой

Импульсивность, вероятность взрыва. Страдает от подавляемо­го возбуждения, которое грозит найти выход во вспышках импуль­сивного необдуманного поведения.

Нуждается в уважении и признании со стороны близких ему людей. В отношениях с близкими требователен и привередлив. Хочет быть эмоционально вовлеченным. Стресс из-за неспособности поддерживать взаимоотношения. Хочет найти близкого человека, с которым делил бы атмосферу безоблачного спокойствия.

Однако желание демонстрировать свою индивидуальность вы­работало ко всему отношение критическое и взыскательное. Это вносит в отношения разлад, чередуются периоды сближения и отдаления; идеальное состояние, к которому стремится, не может стать реальностью.

Накладывает на себя ограничения, что поднимает его над толпой.

Проницателен, критичен, взыскателен, разборчив, обладает тон­ким вкусом. Имеет независимые оценки, авторитетно высказывает свои суждения. Оригинальное, утонченное, искусное доставляет ему наслаждение.

Хочет объединиться с людьми, имеющими сходные вкусы и способствующими его интеллектуальному расцвету.

Интеллектуальная и эстетическая разборчивость.

Марина отвергала желтый цвет, предпочитала черный цвет в своих цветовых эпитетах. Самое начало творчества несло тра­гическое предпочтение черного и красного цвета. Первый цвет

107

оказался черным — что неудивительно у трагического поэта с катастрофической судьбой.

Последняя пара цветов говорит об уходе от реального мира в мир фантазии, что является ключевой особенностью Цветаевой, да и любого настоящего поэта, для звуков жизни не щадить.

Факты жизни Цветаевой как бы освещены этим трагическим аккордом цветовыбора и сами его проявляют и подтверждают.

В первые 7 лет жизни Марины ее мать (Мария Александровна) обращалась к романтической музыке и литературе.

К Марине мама относилась со строгой критикой, отчужденностью. Она хотела, чтобы Марина возместила ее эмоциональные страдания.

Отец хранил память о первой жене. Мать вспоминала свою романтическую любовь.

Подавленная тоска и гнев матери, ее попытка наказать отстра­ненного мужа, отсутствие эмоциональной близости и нежности, «книжность» матери, оторванность от жизни сказались на мироощу­щении Марины, Ее мать не чувствовала и не ценила потребности и дарования дочери. Печаль матери, ее соблазнительное обаяние привели к зависимости от нее.

Мария Александровна всегда подавлена, эгоцентрична.

Марина испытала горечь отвергнутой любви к матери и рев­ность к сестре Асе.

Мать умерла, покинув Марину, когда той было 14. Ее безвремен­ная смерть не позволила разрешить конфликт, и Марина осталась скована ценностями матери.

Цветаева в своей жизни стремилась к любви, не воспринимала реальности, требовала поклонения, огромной страсти.

В детстве Марина придумала образ черта, у которого были безразличные беспощадные глаза, она ассоциирует его с красным цветом, с чувственной любовью и мятежом.

Пунктиры психологического портрета:

Марине казалось, что у человека черные волосы, а они на самом деле были светло-русые.

— Неистовая мужественная природа сочеталась в поведении с холодностью — так оживала отвергающая, причиняющая боль натура матери.

— Любимое высказывание Марины: «Радость через боль» (Бетховен).

108

— Ее жизнь была порождение страсти и фантазии. Часто созда­вался вымышленный образ встреченного человека. Начинался ураган чувств. Он обожествлялся, затем открывалось его ничтожество и никчемность, и Марина предавалась ураганному отчаянию.

Потом энтузиазм новой любви смывал страдания прежней любви. И все это сочеталось с проницательным холодным воль­теровским умом. Неудивительно, что вчерашние объекты любви высмеивались сегодня.

— Она как огромная печь, — говорили о ней близкие. Эмоцио­нальная структура Цветаевой не контролировалась ею.

— В ней все безгранично, особенно талант. Она создает вещи невыразимой красоты, прозрачности, легкости, как папиросный дым.

— Парадоксальность ее поведения всегда поражала. В Москве перед сторонниками Красной Армии читала белогвардейские стихи.

Зато в Париже, несмотря на нетерпимость эмигрантской прессы, без колебаний бросала вызов признанному мнению. Она восхища­лась Маяковским и едко высмеивала редакторов журналов, куда потом пыталась послать стихи, то есть людей, от которых зависело ее выживание.

— Когда Цветаева была вызвана в полицию но поводу пре­тензий к ее мужу, участнику политического убийства, она читала полицейским свои стихи, вызвав их изумление и резкие оценки ее психического состояния.

— Своим поведением она обрекала себя на нелюбовь окру­жающих.

— Тема смерти и самоубийства доминировала в ее творчестве. Пусть сверкнут некоторые строки Цветаевой, сменив наш вя­лый, тусклый обычный язык:

В бедламе нелюдей отказываюсь жить;

— Доживать — дожевывать горькую полынь;

— С этой безмерностью в мире мер; - О, черная гора,

Затмившая весь свет. Порапора — пора Творцу вернуть билет;

Черная дума, черная доля, черная жизнь;

109

Каждый поэт эмигрант, даже в России поэт эмигрант из небесного королевства и из земного рая природы;

— Вся жизнь моястрастная дрожь;

— Красною кистью Рябина зажглась Падали листья, Я родилась. Мне и поныне Хочется грызть Красной рябины Горькую кисть.

Не нам судить гениального поэта. Все, что здесь написано, — это еще одна проверка могущества цветологии.

Ыз тренинга работы со cm.uxaмu

Мы нашли наиболее действенные строки поэзии, способные помочь восхищению жизнью.

Поиск в течение многих лет лучших строк поэзии о воде завер­шило стихотворение Басе из 9 слов. В нем 3 строки: в первой — 4 слова, во второй — 3, в последней — 2 слова.

Закройте глаза и послушайте эти слова, сказанные своим голо­сом, или представьте это:

Целый день над озером Ловит, ловит стрекоза Собственную тень.

Особенно прекрасны слова — «ловит, ловит» — где схвачено резкое характерное движение стрекозы. Импрессионизм слова заме­няет действие картины Мане или реального летнего пейзажа. Может быть, эти строки помогут Вам или Вашим пациентам. Лучшие строки России:

В небесах торжественно и чудно Спит земля в сиянье голубом.

Эти слова Ходасевич-студент внезапно услышал выкрикнутыми мужскими голосами, после этого потрясения он стал поэтом.

110

Слова Баратынского о Гете:

С природой одной он жизнью дышал,

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесной листвы понимал,

И чувствовал трав прозябанъе.

Была ему песня синицы ясна,

И с ним говорила морская волна.

Две гениальные строки выделены и годятся для особой меди­тативной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: