Преодоление страха смерти. Не бойся...
Я смотрю на рисунок девочки. Она пришла в психологический центр, ее мучает страх, и психолог попросил нарисовать его. Передо мной изображение страха — это черно-серая тень, зловеще струящаяся от двери к окну.
Страх - всеобъемлющее понятие. Люшср пишет, что, если человек отрицает какой-то цвет, это страх перед образами, которые этот цвет несет. Он боится будущего, отрицая желтый цвет. Боится энергии — отрицая красный; он боится давления на свою волю, отрицая зеленый; наконец, он боится нарушения своего покоя, отрицая синий цвет.
В начале моей работы произошла первая встреча с человеком, охваченным страхом смерти, который, наверно, основа любого страха.
Это был мальчик-подросток, очень способный, но его развитие и интерес к миру внезапно парализовал страх смерти. Он бесконечно думал об этом и очень страдал.
Такая фаза развития неизбежна для каждого мыслящего существа.
Мы пошли в мир искусства за помощью — слушали прекрасную музыку, которая смягчила остроту страха небытия и позволила подойти к страшной теме философски созерцательно.
Перед нами — поразительная работа Чюрлениса: сначала похороны видны близко и траурная группа силуэтами заслоняет солнце. Потом траурная процессия с горящими факелами видна сверху, громадные кипарисы с огромной высоты и круг солнца над зеленым морем деревьев делают трагическую ноту небольшой частью симфонии жизни, острое горе растворяется в вечной жизни природы.
Мы слушали алегретто 7-й симфонии Бетховена, где пугающая тема, как у Чюрлениса, растворяется в высоких звучаниях и как будто тает.
104
Мы поговорили о том, как воспринимают тему смерти религии — христианство, буддизм, ислам.
Особенно его поразила мысль философа о смерти: — Ты есть — ее нет, она есть — тебя нет. Мы говорили о мужском мужестве — о казаках, которые хохочут, когда им угрожает неминуемая смерть на костре, о герое стихотворения Бернса Макферсоне, который весело и отчаянно шел на казнь.
Сильное впечатление произвело на него стихотворение Жака Превера песенка об улитках, которые отправились на похороны (светлая мудрость этого замечательного стихотворения помогала потом многим):
Отправились две улитки Мертвый листок хоронить. Пришлось им одеться в траур, Креп на рога нацепить.
В сумерки вышли улитки, Вышли осенней порой, Когда же добрались до места, В лицо им пахнуло весной. Увядшие мертвые листья Воскресли в лучах весны, И были обе улитки Крайне огорчены.
Но вот их увидело солнце, И солнце им говорит: Присядьте и отдохните, У вас утомленный вид. Выпейте кружку пива, Если вас жажда томит, Или садитесь в автобус, Который в Париж вас умчит.
Он вечером в рейс уходит, Посмотрите вы на страну, Но только оставьте ваш траур ~ Он, право, здесь ни к чему. Цвет черный, как видите сами, Уродлив на фоне весны, А истории эти с гробами Неизящны и очень грустны.
Оставьте ваш траур, улитки, И веселы будьте опять.
105
Это я говорю вам — солнце,
А солнце не может лгать. Естественный цвет — цвет жизни, Примите ж естественный цвет.
И вот все растенья и звери Громко запели в ответ.
Настоящую песню жизни Запели они весне И стали пить, веселиться И чокаться стали все. Случилось под вечер это Чудесной веченней порой, И вот решили улитки К себе возвратиться домой.
Они взволнованы были И счастливы были, но ах — Улитки лишку хватили И чувствуют слабость в ногах. Не бойтесь, присмотрит за ними Месяц на небесах.
Я отметил место, где отрицается черный цвет и переходит в зеленый.
Мы вспомнили иронию стихотворения Козины Пруткова: Вянет лист, проходит лето, иней серебрится, Юнкер Шмидт из пистолета хочет застрелиться. Не горюй, голубчик, снова зелень оживится. Юнкер Шмидт, честное слово, Лето воротится.
Обсуждая с юным философом все эти образы, мы прониклись убеждением — проблема эта важная. Учитывая ее важность, надо ценить каждый день жизни. Пока много и других не менее важных дел. Углубляться в эту неисчерпаемую проблему можно и потом (возможно, лет через 60). Тем более, что психолог Берн сказал: старость начинается с 83 лет. Д ополпение
Красота и очарование стихов — это резерв арттерапии словом искусства. Это фиолетовый и синий уровень эмоций человека.
Цветовая гамма Цветаевой и несуществующий тест Люшера у Цветаевой
Имеются исследования, где учтены все цветовые эпитеты Цветаевой. Нетрудно было их расположить по цветовому ряду Люшера
106
и получить частоту употребления в творчестве Марины Цветаевой того или иного цвета, аналогичного ряду Люшера. Так получен тест Люшера у Марины Цветаевой, который она не ставила, но его поставил анализ всех цветовых эпитетов ее творчества.
Вот перед нами эта цветовая информация, слепок цветовых пристрастий поэта, а значит - и цветовая картина ее внутреннего трагического мира.
Цветовыбор Цветаевой:
— черный — красный;
— зеленый — синий;
— желтый — серый;
— фиолетовый — коричневый.
Расшифровка цветовыбора Марины Цветаевой
Импульсивность, вероятность взрыва. Страдает от подавляемого возбуждения, которое грозит найти выход во вспышках импульсивного необдуманного поведения.
Нуждается в уважении и признании со стороны близких ему людей. В отношениях с близкими требователен и привередлив. Хочет быть эмоционально вовлеченным. Стресс из-за неспособности поддерживать взаимоотношения. Хочет найти близкого человека, с которым делил бы атмосферу безоблачного спокойствия.
Однако желание демонстрировать свою индивидуальность выработало ко всему отношение критическое и взыскательное. Это вносит в отношения разлад, чередуются периоды сближения и отдаления; идеальное состояние, к которому стремится, не может стать реальностью.
Накладывает на себя ограничения, что поднимает его над толпой.
Проницателен, критичен, взыскателен, разборчив, обладает тонким вкусом. Имеет независимые оценки, авторитетно высказывает свои суждения. Оригинальное, утонченное, искусное доставляет ему наслаждение.
Хочет объединиться с людьми, имеющими сходные вкусы и способствующими его интеллектуальному расцвету.
Интеллектуальная и эстетическая разборчивость.
Марина отвергала желтый цвет, предпочитала черный цвет в своих цветовых эпитетах. Самое начало творчества несло трагическое предпочтение черного и красного цвета. Первый цвет
107
оказался черным — что неудивительно у трагического поэта с катастрофической судьбой.
Последняя пара цветов говорит об уходе от реального мира в мир фантазии, что является ключевой особенностью Цветаевой, да и любого настоящего поэта, для звуков жизни не щадить.
Факты жизни Цветаевой как бы освещены этим трагическим аккордом цветовыбора и сами его проявляют и подтверждают.
В первые 7 лет жизни Марины ее мать (Мария Александровна) обращалась к романтической музыке и литературе.
К Марине мама относилась со строгой критикой, отчужденностью. Она хотела, чтобы Марина возместила ее эмоциональные страдания.
Отец хранил память о первой жене. Мать вспоминала свою романтическую любовь.
Подавленная тоска и гнев матери, ее попытка наказать отстраненного мужа, отсутствие эмоциональной близости и нежности, «книжность» матери, оторванность от жизни сказались на мироощущении Марины, Ее мать не чувствовала и не ценила потребности и дарования дочери. Печаль матери, ее соблазнительное обаяние привели к зависимости от нее.
Мария Александровна всегда подавлена, эгоцентрична.
Марина испытала горечь отвергнутой любви к матери и ревность к сестре Асе.
Мать умерла, покинув Марину, когда той было 14. Ее безвременная смерть не позволила разрешить конфликт, и Марина осталась скована ценностями матери.
Цветаева в своей жизни стремилась к любви, не воспринимала реальности, требовала поклонения, огромной страсти.
В детстве Марина придумала образ черта, у которого были безразличные беспощадные глаза, она ассоциирует его с красным цветом, с чувственной любовью и мятежом.
Пунктиры психологического портрета:
— Марине казалось, что у человека черные волосы, а они на самом деле были светло-русые.
— Неистовая мужественная природа сочеталась в поведении с холодностью — так оживала отвергающая, причиняющая боль натура матери.
— Любимое высказывание Марины: «Радость через боль» (Бетховен).
108
— Ее жизнь была порождение страсти и фантазии. Часто создавался вымышленный образ встреченного человека. Начинался ураган чувств. Он обожествлялся, затем открывалось его ничтожество и никчемность, и Марина предавалась ураганному отчаянию.
Потом энтузиазм новой любви смывал страдания прежней любви. И все это сочеталось с проницательным холодным вольтеровским умом. Неудивительно, что вчерашние объекты любви высмеивались сегодня.
— Она как огромная печь, — говорили о ней близкие. Эмоциональная структура Цветаевой не контролировалась ею.
— В ней все безгранично, особенно талант. Она создает вещи невыразимой красоты, прозрачности, легкости, как папиросный дым.
— Парадоксальность ее поведения всегда поражала. В Москве перед сторонниками Красной Армии читала белогвардейские стихи.
Зато в Париже, несмотря на нетерпимость эмигрантской прессы, без колебаний бросала вызов признанному мнению. Она восхищалась Маяковским и едко высмеивала редакторов журналов, куда потом пыталась послать стихи, то есть людей, от которых зависело ее выживание.
— Когда Цветаева была вызвана в полицию но поводу претензий к ее мужу, участнику политического убийства, она читала полицейским свои стихи, вызвав их изумление и резкие оценки ее психического состояния.
— Своим поведением она обрекала себя на нелюбовь окружающих.
— Тема смерти и самоубийства доминировала в ее творчестве. Пусть сверкнут некоторые строки Цветаевой, сменив наш вялый, тусклый обычный язык:
— В бедламе нелюдей отказываюсь жить;
— Доживать — дожевывать горькую полынь;
— С этой безмерностью в мире мер; - О, черная гора,
Затмившая весь свет. Пора — пора — пора Творцу вернуть билет;
— Черная дума, черная доля, черная жизнь;
109
— Каждый поэт эмигрант, даже в России поэт эмигрант из небесного королевства и из земного рая природы;
— Вся жизнь моя — страстная дрожь;
— Красною кистью Рябина зажглась Падали листья, Я родилась. Мне и поныне Хочется грызть Красной рябины Горькую кисть.
Не нам судить гениального поэта. Все, что здесь написано, — это еще одна проверка могущества цветологии.
Ыз тренинга работы со cm.uxaмu
Мы нашли наиболее действенные строки поэзии, способные помочь восхищению жизнью.
Поиск в течение многих лет лучших строк поэзии о воде завершило стихотворение Басе из 9 слов. В нем 3 строки: в первой — 4 слова, во второй — 3, в последней — 2 слова.
Закройте глаза и послушайте эти слова, сказанные своим голосом, или представьте это:
Целый день над озером Ловит, ловит стрекоза Собственную тень.
Особенно прекрасны слова — «ловит, ловит» — где схвачено резкое характерное движение стрекозы. Импрессионизм слова заменяет действие картины Мане или реального летнего пейзажа. Может быть, эти строки помогут Вам или Вашим пациентам. Лучшие строки России:
В небесах торжественно и чудно Спит земля в сиянье голубом.
Эти слова Ходасевич-студент внезапно услышал выкрикнутыми мужскими голосами, после этого потрясения он стал поэтом.
110
Слова Баратынского о Гете:
С природой одной он жизнью дышал,
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесной листвы понимал,
И чувствовал трав прозябанъе.
Была ему песня синицы ясна,
И с ним говорила морская волна.
Две гениальные строки выделены и годятся для особой медитативной работы.