Ко мне на семинар пришла молодая и очень красивая женщина-ncwcuamp. Она сказала, что почувствовала необходимость музыко-терапии для себя, услышав мою кассету «Голос Ангела» с записью мелодических шедевров.
Наша группа собралась на семинар после Нового года. В зале, где мы собрались, стояла елочка. Нечто просветленное было разлито в зимнем мерцании за окном и в нашем настроении.
Наша знакомая снимала на видеокамеру наш семинар.
Я сыграл светлую мелодию Дворжака, отдаленно напоминающую «Колыбельную» Моцарта, хотя обычно начинаю сеанс совсем с другой мелодии.
И тут идиллия закончилась. Красавица-психиатр, сидевшая в углу, отреагировала на эту мелодию самым ужасным образом.
Ее просто трясло, было впечатление, что у нее начнется какой-то приступ. Она гневно воскликнула, указывая пальцем на очаровательного психолога, снимавшего фильм.
— А это что за папарацци!!! (скандальный репортер)
Все, проявляя сочувствие, не стали беспокоить страдающего человека. Психолог, названная папарацци, клятвенно пообещала, что не будет ее снимать ни в коем случае.
Через несколько месяцев женщина, так бурно принявшая мелодию Дворжака, пришла ко мне на сеанс. Мы продолжили и завершили сеансы арттерапии.
Что же она увидела, слушая эту мелодию с закрытыми глазами?
Она увидела себя в виде белой медведицы, погибающей на льдине вместе со своим медвежонком. Этот трагический образ был скоро нами расшифрован, не понадобился психоанализ.
Оказалось, что ее любимый муж не хочет детей. Иначе говоря, он как бы убивал этих еще не рожденных детей.
Какое существо возникло из глубин ее подсознания в результате сеанса музыкотерапии? Это была Белая Медведица.
Попробуйте нанести вред ребенку белой медведицы, и я Вам не позавидую.
Мощь этого существа огромна, гнев ее опасен.
Так и произошло в реальной жизни. Муж вылетел из семьи впереди звука собственного голоса, получив мощный пинок от женщины -медведицы.
Вряд ли я забуду этот сеанс, да и Вы, я думаю, тоже.
Левый глаз
Этот удивительный сеанс музыкотерапии я буду помнить всегда.
Специалисты по рефлексотерапии посылали мне своих пациентов и проводили обследование до и после сеанса арттерапии. Если мой сеанс был удачен, исследователи часто обнаруживали у пациентов по своим методикам улучшение в зонах различных органов и систем. Если сеанс был менее удачен, то изменения были незначительны.
Ко мне пришла пациентка, судя по цветодиагностике у нее было достаточно много проблем и разочарований за последние месяцы, а может, и раньше.
Она выбирает тревожные картины, среди образов животных ее внимание привлек несчастный тюленчик, который горестно и настороженно смотрел на мир.
Мы провели сеанс музыкотерапии, и многие мелодии оказались для нее желанными. Закончив сеанс, я ушел по своим делам.
Самое неожиданное произошло потом. После сеанса она стала плакать.
Что же в этом удивительного — человека растрогала музыка. Удивительно бьто то, что она плакала левым глазом. Плакала несколько часов. Известно, что левая сторона отражает правое полушарие.
Огорченный ребенок правого полушария выплакал все свои горести — и человеку стало легче.
После дождя может посветлеть, тучи рассеются — и мы увидим солнце.
«Дворянское гнездо» и Маргарет Тэтчер (гармонизация личности)
В психологический центр приходила мама с ребенком. Ребенок был застенчив и льнул к маме. Она хотела большей его приспособленности к трудной школьной жизни.
Робость и неуверенность ребенка соответствовали облику мамы. Эта хрупкая чувствительная женщина вызывала в памяти образы 184
«Дворянского гнезда». Незащищенность, мягкость, неприспособленность мало соответствовали нашему беспокойному и тревожному времени.
Она посещала сеансы музыкотерапии с ребенком несколько месяцев, они были необходимы прежде всего ей самой.
Женщина работала бухгалтером, мечтала стать искусствоведом. Конечно, она выбирала в пробе Люшера фиолетовый цвет и была человеком искусства, не зная об этом.
Она удивительно воспринимала музыку. Ее рассказы о том, что она видела, слушая музыку, были необычны, искренни и напоминали фильмы Тарковского - смелость, красота и неожиданность образных решений, ассоциативность этого образного восприятия делали ее видение музыки своеобразным шедевром.
Даже вальс Штрауса она зрительно реализовала не банальным образом танца, но ощущением свободы, свежего ветра, моря, деревянных поручней и яхт, отправляющихся в скользящий путь по морской глади.
Этюд Шопена превратился в тревожную бурю на море.
Музыкальное кружево Моцарта стало сначала образом круга света около лампы, роем мошек, образом луны, затем закружилось бельм платьем женщины в танце.
Способность образно воспринимать музыку была для нее воплощением нереализованных творческих инстинктов.
Посещение сеансов продолжалось три месяца. И вот однажды к нам пришел совершенно иной человек. Не было больше неприспособленной, никнущей перед проблемами, милой слабой женщины.
Это было что-то среднее между Маргарет Тэтчер и Брунгилъ-дой. Она решила все проблемы — с ребенком, с семьей, с мужем и с начальством. Ребенок, связанный с матерью единый эмоциональным полем, тоже стал более независимым и свободным.
Это был результат живого исполнения, домашнего музицирования, забытого в нашей жизни.
Стало понятно, что воздействие музыкой может глубинно изменить личность человека, но это происходит не молниеносно и требует времени.
Око лшраи выход из тупика (от кессона к катарсису)
У нашей пациентки были тягостные проблемы, мучившие ее. Сеансы музыкотерапии она посещала длительное время. Слушая музыку, видела удивительные образы, яркие, как фильмы Феллини или картины Босха.
185
Первые сеансы музыкотерапии вызывали бурю переживаний, были и тягостными, и волнующими. Но после она изжила стрессовое состояние, пугающие трагические образы и эмоции стали ее оставлять.
Она слушает с закрытыми глазами, как сверкающий поток звуков воплогцает мелодии Вивальди и Шумана, Шопена и Моцарта. Рассказывает, что увидела, слушая музыку, — ее видения зримой музыки тревожны и поразительны:
— она видит синего кита, который пульсирует как сердце;
— она тонет в темной воде;
— возникал образ полета и падения о землю («разбилась об асфальт»).
Мелодии Вивальди вызвали ощущение, что она, слушая высокую музыку, радостную и мажорную, страдая, поднялась на огромную высоту, выше облаков, и увидела пугающие огромные трубы, направленные вверх до бесконечности и втягивающие ее.
Однажды возник поразительный образ — она находилась внутри огромного глаза, в зрачок этого глаза она видела панораму земли, природу, весь мир; голос сзади спокойно сказал: «Видишь, как сложен и прекрасен мир». Этот образ похож на картину Босха «Семь смертных грехов», где из зрачка огромного глаза — «Око мира» смотрит Христос.
Она пытается понять суть этих таинственных образов йот-важно идет по этому пути. Превращая свои тягостные проблемы в образы таинственного творческого сна, навеянного музыкой, она избавляется от них.
Комфортно женщина воспринимала фиолетовый цвет и связанные с ним проявления искусства и музыки — это были эмоции, грезы, мечты. На тональностях и мелодиях, близких своему внутреннему состоянию, она воспринимала музыку гармонично, видела идиллические пейзажи, возносилась к облакам.
Тревожные образы возникали на первых сеансах -- «образный кессон» на отрицаемых уровнях музыкального воздействия, а сказочно красивые пейзажи на близких ее принимаемым цветам тональностям. Она не прекращала музыкотерапию, снова и снова приходила на сеансы и отважно погружалась в мир музыкальной импровизации, концерта для одного слушателя.
Она хотела слушать музыку разного воздействия и пыталась понять язык своего подсознания, уяснить, что означали образы.
Изживая в этих образах свои проблемы, больная сняла стресс. Появилось чувство умиротворения и гармонии. Она стала принимать высокую светлую гармоничную музыку, но теперь по отношению к более низкой, темной, минорной музыке появлялось ощущение, что ее тянет в пещеру, видела темную пугающую воду, захлебывалась в мутной воде.
186
Постепенно пациентка гармонично и радостно стала воспринимать различные уровни музыкального воздействия, наслаждалась Григом и Моцартом, Шуманом и Бахом, мажорной и минорной музыкой.
Теперь, слушая музыку, она видела не опасную темную воду, а плавала в прозрачно-синей воде, высота манила взлететь. Возникло желание рисовать, которого не было с детства.
Наконец возник яркий образ, решивший ее проблему. Она увидела дорогу в лесу, след машины, проходивший через огромную лужу, и внезапно поняла, как найти выход из мучившей ее ситуации.
Она внезапно поняла, что ее дорога зашла в тупик, и стало ясно — как выйти из этого тупика.
Так началось преодоление. На последующих сеансах она как бы увидела себя со стороны и смогла примириться с собой. Увиденный выход был ею реализован, и она вышла из мира музыкотерапии в реальный мир, где и справилась со всеми своими трудностями.
Творческое подсознание, воспламененное музыкой, сожгло тягостные мучительные проблемы и осветило выход из тупика. Потом я узнал, что ее мучило и как она решила свою проблему: рождение ребенка помогло отбросить свои тягостные переживания, сделать их малозначимыми.
Музыкотерапия у детей как выявление скрытой одаренности
Дети — лучший народ в каждом народе.
К ребенку следует относиться
с величайшим уважением.
В психологическом центре мы старались помочь детям с проявлениями невроза, заикания, энуреза, со всеми проблемами, которые приводят родителей за помощью к психотерапевту.
Ребенок выбирал цвета в пробе Лютера, находил среди изображений животных самое интересное для него, среди репродукций шедевров живописи — наиболее близкую ему картину, старался играть на рояле и на электропианино.
Слушал музыку и рассказывал о возникших образах, рисовал их. После многих лет работы музыкотерапевтом с детьми у нас сложилось впечатление о высокой одаренности каждого ребенка.
Чем более напряжен и несчастен ребенок, тем чувствительней он к музыке и к ее влиянию. Он подхватывает интонации игры
187
музыкотерапевта, меняет регистры, улавливает тональность, в которой идет импровизация. Изображает:
— выбранную картину;
— свою любимую собаку;
— музыкальный портрет другого ребенка, музыкотерапевта, мамы;
— стихии, импровизируя на темы — вода, земля, воздух, огонь.
Ребенок пытается выразить звуками все, что доступно воображению, воплощает в звуках свое состояние и могущество своей фантазии и интуиции. Он включается в спонтанную импровизацию с музыкотерапевтом. Иногда такая импровизация длится в течение часа, производя удивительное впечатление на всех свидетелей и на самого ребенка.
Общеизвестна талантливость детских рисунков — так же спонтанно, интуитивно дети превращают свои эмоции в образы и звуки.
Впечатление от импровизации ребенка усиливается, когда ему ставится художественная задача. Ребенок выбирает картину Чюрлениса или Ван Гога и безбоязненно берется изобразить ее в звуках. Взрослый бы на это не отважился, но ребенок создает звуковую вязь, выражая неистовый восторг звездного кружева великого Ван Гога. Он способен на это, потому что он — ребенок.
Мы убедились, что мать и ребенка соединяет единая психологическая атмосфера. Напряженность родителей часто реализуется в психологических проблемах детей. Бог дал хорошего ребенка, если у него проблемы — это «заслуга» родителей.
Ребенок реализует подсознательные образы и эмоции матери, то есть ее внутреннего ребенка. Этих двух детей надо лечить вместе. Улучшив психологическое состояние родителей, можно снять и проблемы маленького пациента.
Я вижу
На сеанс apmmepanuu мама приводит десятилетнюю дочку. Девочка перенесла заболевание с изменениями в правом полушарии мозга. Она хорошо занималась, говорила подчеркнуто четко и походила на биоробота, который все правильно делает, но не умеет чувствовать. Хотелось помочь этому ребенку.
Первым она выбрала серый цвет, последним — зеленый. У нее были проявления аутизма — отстранение от людей. Серый цвет говорил — оставьте меня в покое. Как будто монашеский серый плащ окутал ее сознание. А зеленый цвет — цвет воли и самоутверждения — ушел вниз от того места, где ему положено быть, отрицался.
234
* Ты держишь руль — это роль зеленого цвета.
• Ты смотришь вперед на открывающийся пейзаж — это программа желтого цвета.
И ты получаешь наслаждение от поездки — это программа синего цвета.
Образ поездки на велосипеде оживим шедевром прозы Набокова. Я позволил себе выделить некоторые образы, чтобы читатель был более зорким к чтению выдающейся прозы.
— На закате я катил Бог весть куда на старом велосипеде,с чувством бесплотности я углублялся в цветной вечерний воздух и летел по парковой аллее, следуя вчерашнему оттиску моих же шин, тщательно объезжал коряжные корни и гуттаперчевых жаб намечал издали палую веточку и с легким треском надламывал ее чуткой шиной, ловко лавировал между двумя листочками, мгновение наслаждался краткой гладью мостка над ручьем, толчком переднего колеса отпахивал беленую калитку, и в упоении воли и грусти стрекотал по твердой липкой обочине полевых дорог... Пройдут годы, но велосипедист Набокова всегда будет оживать
в этих поразительных строках.
Закончим нашу книгу советом Хаббарда и стихотворением Волошина.
— Всякий раз, как вы выходите из дому, подтяните подбородок, держите голову высоко, наполните легкие воздухом.
Жадно впитывайте солнечный свет, приветствуйте своих друзей улыбкой, не теряйте ни минуты на размышление о врагах. Желание осуществляется, держите подбородок подтянутым, а голову высоко. (Хаббард)
Живи текущим днем
Благослови свой синий окоем.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет — всегда. Теперь, сейчас. (Волошин)
235