Выставочный центр | Город | Кол-во павильонов | Закрытая площадь (тыс. кв. м) | Открытая площадка (тыс. кв. м) |
ГАО «ВВЦ» | Москва | 108,5(50)* | 158,1 | |
ЗАО «Экспоцентр» | Москва | 85(70,0) | 35,0 | |
ВЦ «Крокус Экспо» | Москва | 43,9(40) | 2,0 | |
ООО КВЦ «Сокольники» | Москва | 28(16,0) | 5,0 | |
ГП Центр «Моск- ва» | Москва | 15(12,0) | 2,0 | |
ВК «Росстройэкс- по» | Москва | 15(5,0) | 3,0 | |
ЦДХ на Крымском валу | Москва | 12(5) | 2,0 | |
ОАО «ЦМТ Совинцентра» | Москва | 2,0 | 0,5 |
ОАО «Ленэкспо» | Санкт-Петербург | 25,0 | 60,0 | |
ВАО «Нижегородская ярмарка» | Нижний Новгород | 2 • | 12(7,5) | 23,0 |
ЗАО «МТВ-Центр» | Чебоксары | 14,3 | 5,0 | |
ОАО «Казанская Ярмарка» | Казань | 6,7 | 15,0 | |
ОАО «Сибирская Ярмарка» | Новосибирск | 6,5 | ||
ООО «Пермская ярмарка» | Пермь | 5,0 | 0,9 | |
ОАО «Сибэкспо-центр» | Иркутск | 4,5 | 2,0 | |
ООО «Башэкспо» | Уфа | 4,0 | 1,0 | |
ЗАО «Экспо-Волга» | Самара | 4,0 | 4,5 | |
ОАО «Балтик-Экспо» | Калининград | 2,0 | 1,0 | |
Белгородская ТПП | Белгород | 1,5 | 1,0 | |
ООО «Уралэкс-поцентр» | Екатеринбург | 1,1 | 2,5 | |
ОАО КОСК «Россия» | Екатеринбург | 3,0 | 1,0 | |
ЗАО «Алтайская Ярмарка» | Барнаул | |||
ЗАО «СОУД» | Сочи | |||
ЗАО «Вертол-Экспо» | Ростов-на-Дону | 4,0 | 1,0 | |
ВЦ «Прогресс» | Ставрополь | |||
ООО «Дальэкспо-центр» | Владивосток | 0,65 | 1,5 | |
КВК «Экспо-Сибирь» | Новокузнецк |
* В скобках указаны площади, фактически используемые под выставки.
|
|
Поэтому развитие материально-технической базы ВЯД в стране по значимости практически вышло на первое место среди всех проблем. Сейчас проектируются или уже строятся выставочные ком плексы в Курске, Владивостоке, Самаре, Твери, Уфе, Набережных Челнах, в Краснодаре, Новокузнецке. Рабочая группа специалистов ТПП РФ совместно с администрациями субъектов Федерации и территориальными ТПП разрабатывает предложения по строительству и развитию выставочных центров в наиболее перспективных городах.
И хотя ВЯД России с 1992 г. сделала огромный скачок в количестве ежегодно устраиваемых выставочных мероприятий (с 500 до (3000), ее материально-техническая база оставляет желать много большего.
3.4. Рынок выставочно-ярмарочных услуг.
Типы выставок в России. Международные
классификации выставок
Рынок выставочно-ярмарочных услуг — это географическое пространство, на котором товаропроизводителям или их посредникам предоставляется возможность выбора конкретных выставочных мероприятий в определенных административных центрах для демонстрации своей продукции на коммерческой основе.
Российский рынок выставочных услуг сосредоточен сейчас примерно в 100—110 городах и предлагает 2500—3000 выставочных мероприятий разного плана и уровня организации. Вместе со странами СНГ и Балтии он приближается к 190 городам с 4200—4500 выставок и ярмарок в год. Кроме того, экспонентам широко предоставляют свои площадки зарубежные выставочно-ярмарочные организации более чем в 220 странах, протекторатах и подопечных территориях. До начала 90-х годов за год в мире устраивалось чуть более 30 тыс. крупных выставочно-ярмарочных форумов. А в начале XXI в. на всех континентах планеты их проводится уже около 50 тыс. Это существенный рост в выставочной активности. Но что особенно важно, за последние 15 лет количество проводимых выставок в странах Европы и Северной Америки практически сравнялось с количеством выставочных мероприятий (примерно по 25 тыс.), ежегодно устраиваемых в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.
|
|
При этом годовые темпы прироста количества выставочных мероприятий в развитых странах постепенно стабилизируются, а в развивающихся странах продолжают бурно нарастать.
Характер выставочных услуг в России. В изданном в 1999 г. ин формационно-выставочным агентством «Информэкспо» справочнике «Выставочные услуги» представлены следующие разделы:
• выставочные комплексы — 37 (в Москве и других городах);
• организаторы выставок — 114 (в Москве и др. городах);
• проектирование, застройка и дизайн выставочных стендов -75 (Москва);
• выставочное оборудование, конструкции и комплектующие — 17 (Москва);
• световое оформление и наружная реклама — 54 (Москва);
• рекламные и полиграфические услуги — 123 (Москва);
• бизнес-сувениры — 40 (Москва);
• пневмофигуры, воздушные шары — 14 (Москва и Московская обл.);
• организаторы делового туризма — 20 (Москва);
• гостиничные услуги — 5 (Москва);
• услуги переводчиков — 6 (Москва);
• транспортные услуги — 2 (Москва);
Выставочный сервис в России медленно, но продвигается к зарубежным стандартам, а пока еще далек от совершенства, особенно в регионах и периферийных городах. Международные стандарты на выставочно-ярмарочные услуги устанавливаются и контролируются специальными организациями. Среди них Бюро международных выставок в Париже (ВIЕ), регламентирующее требования и порядок проведения Всемирных выставок класса «ЭКСПО»; Ассоциация организаций выставочной индустрии (UFI, Париж), устанавливающая требования и контролирующая их выполнение при организации международных ярмарок и торговых выставок.
Практически в каждой развитой стране существуют национальные организации, призванные следить за состоянием и развитием методики, техники и технологии выставочного дела. В Германии действует Общество добровольного контроля данных выставок и ярмарок (FКМ). В Италии этим занимается Ассоциация международных ярмарок (АFI), во Франции — Комитет Парижских выставок и др. Их важнейшая задача — информационное обслуживание заинтересованных организаций, контроль уровня проведения мероприятий и достоверности данных, публикуемых или предоставляемых выставочными центрами и организациями. Учет и статистика в выставочном деле за рубежом применяются уже давно, хотя и здесь еще остается масса нерешенных проблем. В России и странах СНГ
учет данных о проведенных мероприятиях с 1998 г. ведет Исполнительная дирекция МСВЯ. Для этого были заимствованы и приспособлены для российских условий опросные анкеты, методики учета и формы отчетов немецкой организации FКМ. Таким образом, налаживаемый контроль данных будет постепенно приближаться к зарубежным стандартам.
Типизация выставок. В СССР и российской выставочной практике до последнего времени не было официальных классификаторов выставок и общепринятых классификаций. В отдельных публикациях (см.: Петелин В.Г. Научно-технические выставки, 1983 г.), и в служебных документах они делились на несколько типов по масштабу организации мероприятий и особенностям участия привлекаемых экспонентов. Например, выделялись международные, иностранные, национальные, всесоюзные и республиканские выставки, региональные, местные (городские и районные) выставки, а также фабрично-заводские и выставки организаций и учреждений.
|
|
В другом разрезе их распределяли на многоотраслевые, межотраслевые, отраслевые и тематические выставки.
Кроме того, различали стационарные, передвижные и мобильные выставки. Передвижными считались выставки, транспортировавшиеся по городам и монтировавшиеся в каждом городе заново. Мобильными считались выставки, монтировавшиеся на транспортных средствах и передвигавшиеся от места к месту без демонтажа. Это были плавучие выставки на речных и морских судах, летучие — монтировавшиеся в салонах авиалайнеров и вертолетов, железнодорожные — в специально оборудованных вагонах, автотранспортные — в салонах автобусов.
По срокам проведения их делили на постоянно действующие (с периодом работы до 1 года), среднесрочные (от 1 месяца и до полугода) и краткосрочные (со сроками проведения от 1 дня до двух недель).
Иностранные выставки в СССР всегда составляли особую категорию и классифицировались дополнительно по странам (социалистических стран, стран-членов СЭВ, капиталистических, развивающихся стран и т.п.), тематике (продукции одной фирмы, отраслям производства, национальные и т.п.), организаторам (фирма-изготовитель, группа фирм, выставочная организация) и условиям проведения (обменные, приглашаемые, по договорам с правительствами стран и т.п.).
При переходе к рыночной экономике огромное количество ви дов выставочных мероприятий перестали существовать, а все выставки стали подразделять на коммерческие и некоммерческие. Среди коммерческих мероприятий выделяли торгово-промышленные выставки, сельскохозяйственные выставки, ярмарки товаров народного потребления. К некоммерческим мероприятиям относились до последнего времени пропагандистские научно-технические и просветительские выставки, музеи, художественные галереи и вернисажи, экспозиции декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Они проводились на условиях самоокупаемости, то есть без получения прибыли. Поэтому художественные выставки, выставки декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, выставки домашних животных, птиц, аквариумов и террариумов не считались коммерческими мероприятиями, хотя и проводились, как правило, с платным входом.
|
|
Коммерческие выставки должны были проводиться на основе самофинансирования, полностью окупать свои расходы и обеспечивать прибыль для финансирования внутренних потребностей организации, вплоть до платежей в местные и Федеральный бюджеты, в страховые и небюджетные фонды.
Поскольку проведение выставки стало «дорогим удовольствием», сроки основной массы выставок сократились сначала до 12—15 дней, а к 1992 г. их средний период проведения уже не превышал 3—5 дней. Естественно, и периоды монтажа и демонтажа выставок сократились до предела. Сейчас нередко можно видеть, как экспоненты завозят выставочные грузы утром в день открытия выставки, а увозят экспонаты, не дожидаясь ее официального закрытия.
Проблемы жесткой конкурентной борьбы между выставочными организациями за экспонентов, за наиболее выгодные выставочные территории и площади, за наиболее активные выставочные сезоны вызвали потребность координации выставочной активности не только в отдельных городах, но на значительных территориях — в регионах, стране и странах СНГ. Первые попытки Союза выставок и ярмарок координировать выставочную деятельность показали, что для разумного согласования интересов сторон необходимы принципы идентификации выставок по тематике, названиям, периодичности и другим характеристикам. Своей отечественной классификации выставочных мероприятий не было, поэтому пришлось обращаться к зарубежному опыту.
Зарубежные классификации выставок и ярмарок. Оказалось, что за рубежом практически в каждой стране используется своя идентификация и классификация выставочных мероприятий. Самые распространенные — это алфавитные определители тематики выставок. Но, гак как каждая страна ведет такой классификатор на своем языке, то и очередность, и последовательность групп и классов сразу нарушаются при переводе на другой язык. В Германии и других европейских странах широко используется 100-классная цифровая группировка выставок, приспособленная для машинного языка. Но и она оказалась непригодной для наших условий. Существуют и другие алфавитные, цифровые и алфавитно-цифровые классификации выставок. Они приспособлены для работы в машинных базах данных, совместимых с различными операционными системами. Их изучение и анализ продолжается. Рассматривались и эти варианты, вплоть до создания своего собственного классификатора.
Международная классификация ярмарок UFI. Из всего многообразия зарубежных классификаторов выставочных мероприятий МСВЯ остановил свой выбор на классификации, рекомендованной к использованию всем странам конгрессом UFI. Эта классификация базируется на основных потребностях человека в конкретных товарах, соответствующем оборудовании и услугах; имеет одновременно буквенное и цифровое обозначение типа выставки; использует для идентификации универсальных и специализированных выставок всего две латинских буквы А и В; содержит в последней редакции 15 классов (вместо 13 до 1995 г.) с подклассами, корректируемыми в случае исчезновения некоторых типов выставок или пополняемыми при появлении выставок с новой тематикой.
Классификация выставок и ярмарок в редакции конгресса UFI 1995 г.
Класс А — универсальные и многоотраслевые выставки.
А-1. Универсальные ярмарки и выставки технических средств и потребительских товаров.
А-2. Универсальные ярмарки и выставки технических средств.
А-3. Универсальные ярмарки и выставки потребительских товаров.
Класс В — специализированные выставки.
В-1. Сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство, виноградарство, садоводство, планировка садов, парков и соответствующее оборудование для их ведения.
В-2. Продукты питания, напитки, табак, общественное питание и соответствующее оборудование для их производства.
В-3. Текстиль, обувь, кожа, драгоценности и соответствующее, оборудование для их производства.
В-4. Строительство, оснастка и комплектация и соответствующее оборудование.
В-5. Товары для внутренней отделки бытовых помещений, оснащения дома и соответствующее оборудование для их производства.
В-6. Здравоохранение, гигиена, охрана труда и оборудование для них.
В-7. Защита окружающей среды, безопасность, очистка, коммунальные службы и соответствующее оборудование.
В-8. Транспорт, перевозки и соответствующее оборудование.
В-9. Информация, системы связи, оргтехника, образование, бытовая электроника и соответствующее оборудование.
В-10. Спорт, развлечения, досуг и соответствующее оборудование.
В-11. Организация промышленности, торговля, бытовое обслуживание, наука и техника и соответствующее оборудование.
В-12. Искусство и антиквариат.
Классификатор, предложенный UFI, получил в России самое широкое распространение. В классификации, приспособленной МСВЯ к российским нуждам, для описания всех видов специализированных выставок и ярмарок используется уже 25 классов (от В-1 до В-25.). Но это не означает, что с развитием и трансформацией выставочной деятельности в Российской Федерации, не понадобится своя оригинальная национальная классификация выставочных; мероприятий.
Рейтинги и критерии сравнения выставок и выставочных организаций. Выставка, как сложное явление, имеет массу характеристик. Сравнение по ограниченному количеству показателей может оказаться в принципе неверным или неоднозначным. А чтобы по нескольким выставкам оценить актуальность какой-то тематики, сравнить популярность или привлекательность каких-то конкретных выставок, приходится перерабатывать массу исходного материала, проделывать титанический расчетно-аналитический труд. Поэтому потребителям — потенциальному участнику выставок или организации, разрабатывающей новый проект пополнения своей выставочной программы, не имеющим ни времени на это, ни умения делать это, нужны обобщенные, интегральные показатели и понятные критерии. Если для банков, страховых и инвестиционных компаний такие критерии и способы их сопоставления давно разработаны, то для выставок и ярмарок таких универсальных показателей для оценки рейтинга выставок пока еще не создано. Разные цели, разные методические подходы, разный уровень требований качества решения проблемы делают задачу оценки и выбора много-Вачной и многовариантной. Но работы в этом направлении уже ведутся. В упрощенном варианте чаще всего для выбора выставки используются три критерия:
Первый — специфика и достоинства конкретной выставки.
Второй — известность и надежность выставочного центра (или устроителя выставки).
Третий — географическое место и удобства доставки грузов.
В других случаях гораздо более критериев.
Характеристики и критерии оценки выставочных организаций:
• материально-техническая база;
• размеры имеющихся или используемых выставочных;
• площадей;
• тематика и количество выставок, проводимых за год;
• география проведения выездных выставок;
• год учреждения и срок активной деятельности;
• членство в международных организациях;
• награды и призы, отзывы в прессе.
Наиболее существенные показатели для выставок и ярмарок: экспозиционная площадь (брутто, нетто) кв. м;
стоимость 1 кв. м нетто закрытой площади руб./€/$
стоимость 1 кв. м оборудованного стенда руб./€/$
стоимость 1 кв. м открытой площадки руб./€/$
количество фирм-участников ед.
количество выставляемых экспонатов ед.
общий товарооборот, млн руб./€/$
в том числе по внутренним и экспортным
поставкам млн руб./€/$
общее число посетителей выставки, чел.
в том числе:
— из ближайших областей, чел.
— из дальних регионов, чел.
— зарубежных гостей, чел.
— в том числе специалистов чел.
В значительной мере облегчают ориентацию в выставочных мероприятиях и уменьшают риск при выборе присвоенные выставке или ярмарке знаки членов UFI, МСВЯ или других международных союзов и ассоциаций. Они являются своеобразными гарантами высокого организационного уровня и соответствия выставочного сервиса международным стандартам.