Экспозиционные площади ведущих выставочных центров России

Выставочный центр Город Кол-во павильонов Закрытая площадь (тыс. кв. м) Открытая площадка (тыс. кв. м)
         
ГАО «ВВЦ» Москва   108,5(50)* 158,1
ЗАО «Экспоцентр» Москва   85(70,0) 35,0
ВЦ «Крокус Экс­по» Москва   43,9(40) 2,0
ООО КВЦ «Со­кольники» Москва   28(16,0) 5,0
ГП Центр «Моск- ва» Москва   15(12,0) 2,0
ВК «Росстройэкс- по» Москва   15(5,0) 3,0
ЦДХ на Крым­ском валу Москва   12(5) 2,0
ОАО «ЦМТ Сов­инцентра» Москва   2,0 0,5
ОАО «Ленэкспо» Санкт-Петербург   25,0 60,0
ВАО «Нижегород­ская ярмарка» Нижний Новгород 2 • 12(7,5) 23,0
ЗАО «МТВ-Центр» Чебоксары   14,3 5,0
ОАО «Казанская Ярмарка» Казань   6,7 15,0
ОАО «Сибирская Ярмарка» Новоси­бирск   6,5  
ООО «Пермская ярмарка» Пермь   5,0 0,9
ОАО «Сибэкспо-центр» Иркутск   4,5 2,0
ООО «Башэкспо» Уфа   4,0 1,0
ЗАО «Экспо-Волга» Самара   4,0 4,5
ОАО «Балтик-Экспо» Калинин­град   2,0 1,0
Белгородская ТПП Белгород   1,5 1,0
ООО «Уралэкс-поцентр» Екатерин­бург   1,1 2,5
ОАО КОСК «Рос­сия» Екатерин­бург   3,0 1,0
ЗАО «Алтайская Ярмарка» Барнаул      
ЗАО «СОУД» Сочи      
ЗАО «Вертол-Экспо» Ростов-на-Дону   4,0 1,0
ВЦ «Прогресс» Ставрополь      
ООО «Дальэкспо-центр» Владиво­сток   0,65 1,5
КВК «Экспо-Сибирь» Новокуз­нецк      

* В скобках указаны площади, фактически используемые под вы­ставки.

Поэтому развитие материально-технической базы ВЯД в стране по значимости практически вышло на первое место среди всех про­блем. Сейчас проектируются или уже строятся выставочные ком плексы в Курске, Владивостоке, Самаре, Твери, Уфе, Набережных Челнах, в Краснодаре, Новокузнецке. Рабочая группа специалистов ТПП РФ совместно с администрациями субъектов Федерации и территориальными ТПП разрабатывает предложения по строительству и развитию выставочных центров в наиболее перспективных городах.

И хотя ВЯД России с 1992 г. сделала огромный скачок в коли­честве ежегодно устраиваемых выставочных мероприятий (с 500 до (3000), ее материально-техническая база оставляет желать много большего.

3.4. Рынок выставочно-ярмарочных услуг.

Типы выставок в России. Международные

классификации выставок

Рынок выставочно-ярмарочных услуг — это географическое пространство, на котором товаропроизводителям или их посредни­кам предоставляется возможность выбора конкретных выставочных мероприятий в определенных административных центрах для де­монстрации своей продукции на коммерческой основе.

Российский рынок выставочных услуг сосредоточен сейчас примерно в 100—110 городах и предлагает 2500—3000 выставочных мероприятий разного плана и уровня организации. Вместе со стра­нами СНГ и Балтии он приближается к 190 городам с 4200—4500 выставок и ярмарок в год. Кроме того, экспонентам широко пре­доставляют свои площадки зарубежные выставочно-ярмарочные организации более чем в 220 странах, протекторатах и подопечных территориях. До начала 90-х годов за год в мире устраивалось чуть более 30 тыс. крупных выставочно-ярмарочных форумов. А в нача­ле XXI в. на всех континентах планеты их проводится уже около 50 тыс. Это существенный рост в выставочной активности. Но что особенно важно, за последние 15 лет количество проводимых выставок в странах Европы и Северной Америки практически сравнялось с количеством выставочных мероприятий (примерно по 25 тыс.), ежегодно устраиваемых в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.

При этом годовые темпы прироста количества выставочных ме­роприятий в развитых странах постепенно стабилизируются, а в развивающихся странах продолжают бурно нарастать.

Характер выставочных услуг в России. В изданном в 1999 г. ин формационно-выставочным агентством «Информэкспо» справочнике «Выставочные услуги» представлены следующие разделы:

• выставочные комплексы — 37 (в Москве и других городах);

• организаторы выставок — 114 (в Москве и др. городах);

• проектирование, застройка и дизайн выставочных стендов -75 (Москва);

• выставочное оборудование, конструкции и комплектующие — 17 (Москва);

• световое оформление и наружная реклама — 54 (Москва);

• рекламные и полиграфические услуги — 123 (Москва);

• бизнес-сувениры — 40 (Москва);

• пневмофигуры, воздушные шары — 14 (Москва и Москов­ская обл.);

• организаторы делового туризма — 20 (Москва);

• гостиничные услуги — 5 (Москва);

• услуги переводчиков — 6 (Москва);

• транспортные услуги — 2 (Москва);

Выставочный сервис в России медленно, но продвигается к зарубежным стандартам, а пока еще далек от совершенства, осо­бенно в регионах и периферийных городах. Международные стандарты на выставочно-ярмарочные услуги устанавливаются и контролируются специальными организациями. Среди них Бюро международных выставок в Париже (ВIЕ), регламентирующее требования и порядок проведения Всемирных выставок класса «ЭКСПО»; Ассоциация организаций выставочной индустрии (UFI, Париж), устанавливающая требования и контролирующая их выполнение при организации международных ярмарок и тор­говых выставок.

Практически в каждой развитой стране существуют националь­ные организации, призванные следить за состоянием и развитием методики, техники и технологии выставочного дела. В Германии действует Общество добровольного контроля данных выставок и ярмарок (FКМ). В Италии этим занимается Ассоциация междуна­родных ярмарок (АFI), во Франции — Комитет Парижских выста­вок и др. Их важнейшая задача — информационное обслуживание заинтересованных организаций, контроль уровня проведения меро­приятий и достоверности данных, публикуемых или предоставляе­мых выставочными центрами и организациями. Учет и статистика в выставочном деле за рубежом применяются уже давно, хотя и здесь еще остается масса нерешенных проблем. В России и странах СНГ

учет данных о проведенных мероприятиях с 1998 г. ведет Исполни­тельная дирекция МСВЯ. Для этого были заимствованы и приспо­соблены для российских условий опросные анкеты, методики учета и формы отчетов немецкой организации FКМ. Таким образом, на­лаживаемый контроль данных будет постепенно приближаться к зарубежным стандартам.

Типизация выставок. В СССР и российской выставочной прак­тике до последнего времени не было официальных классификато­ров выставок и общепринятых классификаций. В отдельных пуб­ликациях (см.: Петелин В.Г. Научно-технические выставки, 1983 г.), и в служебных документах они делились на несколько ти­пов по масштабу организации мероприятий и особенностям уча­стия привлекаемых экспонентов. Например, выделялись междуна­родные, иностранные, национальные, всесоюзные и республикан­ские выставки, региональные, местные (городские и районные) выставки, а также фабрично-заводские и выставки организаций и учреждений.

В другом разрезе их распределяли на многоотраслевые, межот­раслевые, отраслевые и тематические выставки.

Кроме того, различали стационарные, передвижные и мобиль­ные выставки. Передвижными считались выставки, транспортировавшиеся по городам и монтировавшиеся в каждом городе заново. Мобильными считались выставки, монтировавшиеся на транс­портных средствах и передвигавшиеся от места к месту без демон­тажа. Это были плавучие выставки на речных и морских судах, летучие — монтировавшиеся в салонах авиалайнеров и вертолетов, железнодорожные — в специально оборудованных вагонах, авто­транспортные — в салонах автобусов.

По срокам проведения их делили на постоянно действующие (с периодом работы до 1 года), среднесрочные (от 1 месяца и до полугода) и краткосрочные (со сроками проведения от 1 дня до двух недель).

Иностранные выставки в СССР всегда составляли особую кате­горию и классифицировались дополнительно по странам (социали­стических стран, стран-членов СЭВ, капиталистических, развиваю­щихся стран и т.п.), тематике (продукции одной фирмы, отраслям производства, национальные и т.п.), организаторам (фирма-изготовитель, группа фирм, выставочная организация) и условиям проведения (обменные, приглашаемые, по договорам с правитель­ствами стран и т.п.).

При переходе к рыночной экономике огромное количество ви дов выставочных мероприятий перестали существовать, а все вы­ставки стали подразделять на коммерческие и некоммерческие. Сре­ди коммерческих мероприятий выделяли торгово-промышленные выставки, сельскохозяйственные выставки, ярмарки товаров народ­ного потребления. К некоммерческим мероприятиям относились до последнего времени пропагандистские научно-технические и про­светительские выставки, музеи, художественные галереи и верниса­жи, экспозиции декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Они проводились на условиях самоокупаемости, то есть без получения прибыли. Поэтому художественные выставки, вы­ставки декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, выставки домашних животных, птиц, аквариумов и террариумов не считались коммерческими мероприятиями, хотя и проводились, как правило, с платным входом.

Коммерческие выставки должны были проводиться на основе самофинансирования, полностью окупать свои расходы и обеспе­чивать прибыль для финансирования внутренних потребностей ор­ганизации, вплоть до платежей в местные и Федеральный бюджеты, в страховые и небюджетные фонды.

Поскольку проведение выставки стало «дорогим удовольстви­ем», сроки основной массы выставок сократились сначала до 12—15 дней, а к 1992 г. их средний период проведения уже не превышал 3—5 дней. Естественно, и периоды монтажа и демон­тажа выставок сократились до предела. Сейчас нередко можно видеть, как экспоненты завозят выставочные грузы утром в день открытия выставки, а увозят экспонаты, не дожидаясь ее офици­ального закрытия.

Проблемы жесткой конкурентной борьбы между выставочными организациями за экспонентов, за наиболее выгодные выставочные территории и площади, за наиболее активные выставочные сезоны вызвали потребность координации выставочной активности не только в отдельных городах, но на значительных территориях — в регионах, стране и странах СНГ. Первые попытки Союза выставок и ярмарок координировать выставочную деятельность показали, что для разумного согласования интересов сторон необходимы принци­пы идентификации выставок по тематике, названиям, периодичности и другим характеристикам. Своей отечественной классификации выставочных мероприятий не было, поэтому пришлось обращаться к зарубежному опыту.

Зарубежные классификации выставок и ярмарок. Оказалось, что за рубежом практически в каждой стране используется своя идентифи­кация и классификация выставочных мероприятий. Самые распро­страненные — это алфавитные определители тематики выставок. Но, гак как каждая страна ведет такой классификатор на своем языке, то и очередность, и последовательность групп и классов сразу наруша­ются при переводе на другой язык. В Германии и других европей­ских странах широко используется 100-классная цифровая группи­ровка выставок, приспособленная для машинного языка. Но и она оказалась непригодной для наших условий. Существуют и другие алфавитные, цифровые и алфавитно-цифровые классификации вы­ставок. Они приспособлены для работы в машинных базах данных, совместимых с различными операционными системами. Их изучение и анализ продолжается. Рассматривались и эти варианты, вплоть до создания своего собственного классификатора.

Международная классификация ярмарок UFI. Из всего многооб­разия зарубежных классификаторов выставочных мероприятий МСВЯ остановил свой выбор на классификации, рекомендованной к использованию всем странам конгрессом UFI. Эта классифика­ция базируется на основных потребностях человека в конкретных товарах, соответствующем оборудовании и услугах; имеет одновре­менно буквенное и цифровое обозначение типа выставки; исполь­зует для идентификации универсальных и специализированных вы­ставок всего две латинских буквы А и В; содержит в последней ре­дакции 15 классов (вместо 13 до 1995 г.) с подклассами, корректи­руемыми в случае исчезновения некоторых типов выставок или по­полняемыми при появлении выставок с новой тематикой.

Классификация выставок и ярмарок в редакции конгресса UFI 1995 г.

Класс Ауниверсальные и многоотраслевые выставки.

А-1. Универсальные ярмарки и выставки технических средств и потребительских товаров.

А-2. Универсальные ярмарки и выставки технических средств.

А-3. Универсальные ярмарки и выставки потребительских товаров.

Класс Вспециализированные выставки.

В-1. Сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство, виноградар­ство, садоводство, планировка садов, парков и соответствующее обо­рудование для их ведения.

В-2. Продукты питания, напитки, табак, общественное питание и соответствующее оборудование для их производства.

В-3. Текстиль, обувь, кожа, драгоценности и соответствующее, оборудование для их производства.

В-4. Строительство, оснастка и комплектация и соответст­вующее оборудование.

В-5. Товары для внутренней отделки бытовых помещений, осна­щения дома и соответствующее оборудование для их производства.

В-6. Здравоохранение, гигиена, охрана труда и оборудование для них.

В-7. Защита окружающей среды, безопасность, очистка, комму­нальные службы и соответствующее оборудование.

В-8. Транспорт, перевозки и соответствующее оборудование.

В-9. Информация, системы связи, оргтехника, образование, быто­вая электроника и соответствующее оборудование.

В-10. Спорт, развлечения, досуг и соответствующее оборудование.

В-11. Организация промышленности, торговля, бытовое обслужи­вание, наука и техника и соответствующее оборудование.

В-12. Искусство и антиквариат.

Классификатор, предложенный UFI, получил в России самое широкое распространение. В классификации, приспособленной МСВЯ к российским нуждам, для описания всех видов специализи­рованных выставок и ярмарок используется уже 25 классов (от В-1 до В-25.). Но это не означает, что с развитием и трансформацией выставочной деятельности в Российской Федерации, не понадобит­ся своя оригинальная национальная классификация выставочных; мероприятий.

Рейтинги и критерии сравнения выставок и выставочных органи­заций. Выставка, как сложное явление, имеет массу характеристик. Сравнение по ограниченному количеству показателей может ока­заться в принципе неверным или неоднозначным. А чтобы по не­скольким выставкам оценить актуальность какой-то тематики, сравнить популярность или привлекательность каких-то конкрет­ных выставок, приходится перерабатывать массу исходного мате­риала, проделывать титанический расчетно-аналитический труд. Поэтому потребителям — потенциальному участнику выставок или организации, разрабатывающей новый проект пополнения своей выставочной программы, не имеющим ни времени на это, ни уме­ния делать это, нужны обобщенные, интегральные показатели и понятные критерии. Если для банков, страховых и инвестиционных компаний такие критерии и способы их сопоставления давно раз­работаны, то для выставок и ярмарок таких универсальных показа­телей для оценки рейтинга выставок пока еще не создано. Разные цели, разные методические подходы, разный уровень требований качества решения проблемы делают задачу оценки и выбора много-Вачной и многовариантной. Но работы в этом направлении уже ведутся. В упрощенном варианте чаще всего для выбора выставки используются три критерия:

Первый — специфика и достоинства конкретной выставки.

Второй — известность и надежность выставочного центра (или устроителя выставки).

Третий — географическое место и удобства доставки грузов.

В других случаях гораздо более критериев.

Характеристики и критерии оценки выставочных организаций:

• материально-техническая база;

• размеры имеющихся или используемых выставочных;

• площадей;

• тематика и количество выставок, проводимых за год;

• география проведения выездных выставок;

• год учреждения и срок активной деятельности;

• членство в международных организациях;

• награды и призы, отзывы в прессе.

Наиболее существенные показатели для выставок и ярмарок: экспозиционная площадь (брутто, нетто) кв. м;

стоимость 1 кв. м нетто закрытой площади руб./€/$

стоимость 1 кв. м оборудованного стенда руб./€/$

стоимость 1 кв. м открытой площадки руб./€/$

количество фирм-участников ед.

количество выставляемых экспонатов ед.

общий товарооборот, млн руб./€/$

в том числе по внутренним и экспортным

поставкам млн руб./€/$

общее число посетителей выставки, чел.

в том числе:

— из ближайших областей, чел.

— из дальних регионов, чел.

— зарубежных гостей, чел.

— в том числе специалистов чел.

В значительной мере облегчают ориентацию в выставочных ме­роприятиях и уменьшают риск при выборе присвоенные выставке или ярмарке знаки членов UFI, МСВЯ или других международных союзов и ассоциаций. Они являются своеобразными гарантами вы­сокого организационного уровня и соответствия выставочного сер­виса международным стандартам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: