Волк, встающий на пути Главной партии к Побочной, и создает драматизм развития. Пойдем дальше...
Так вот, все чудо сонатной формы и заключается как раз в том, что Побочная партия сочиняется композитором в доминантовой тональности или в тональности максимально напряженной по отношению к Главной. Вторая тема Экспозиции потому и называется Связующей, что ее функция – перевести основную тональность Главной (Красную Шапочку) в доминанту Побочной.
(То есть показать доминирующую идею Бабушки.)
Затем происходит масса всем хорошо известных событий (это и есть Разработка), в результате которых и Красная Шапочка, и Бабушка оказываются в животе у Волка. Охотники распарывают волчий живот и освобождают обеих. Итак, где теперь Главная и Побочная партии? Ответ:
Рядом,
Вместе,
Или, как говорят на музыкальном языке,
В одной тональности.
Это и есть то, что в сонатной форме называется
Репризой.
Бабушка перестает быть доминантой, то есть целью, пунктом напряжения, стремления, а находится в тональности Красной Шапочки.
|
|
И наконец, звучит
Кода
как знак объединения и победы над злыми силами (в нашем случае – злым Волком).
Я предлагаю любому, кто захочет, взять запись для начала ранней симфонии Моцарта и послушать ее первую часть. Вы услышите музыку совсем иначе. Вначале она будет очень устойчивой, полной решимости
(Главная),
затем музыка лишится своей устойчивости, начнет петлять, извиваться (Связующая),
и вдруг снова стабилизируется! появится новая мелодия, как бы зовущая, пленяющая, приглашающая (Побочная).
Она непосредственно переходит в Заключительную (решение принято).
Разработка чем-то похожа на Связующую: та же неустойчивость. Разница лишь в том, что Разработка в отличие от Связующей – уже не проект движения, а его осуществление.
А затем вернется Главная тема всей симфонии. Это и есть начало
Репризы.