Психологическая формула обряда

Его сущность заключается в том, что при накоплении количественной критической массы совершается переход в качество. Все обряды содержательно и композиционно построены на «освобождении» от условного мешающего «зла» и обретении условного «добра», овладение желаемым. Но это происходит на символическом уровне. Главное в обрядовом действе – обеспечить нужное влияние на реальные события, отношения.

Любое обрядовое действо только тогда действенно, когда в нем участвуют максимальное количество людей («всем миром»), направляя свою энергетику в одну точку и, тем самым, воздействуя на определенные события. Так ощущали мир наши предки и пытались его сохранить, передав своим будущим потомкам знания в виде традиции.

Чтобы «погрузиться» в обряд необходимо задействовать все анализаторы человека.

Зрительный анализатор – участники обряда, одетые в одежды, определенного цвета и покроя, совершают некие действия.

Слуховой анализатор – все участники обряда поют либо говорят (заговоры, обрядовые песни, ритуальные тексты, чаще ритмизованные, что усиливает воздействие).

Двигательный анализатор – участники обряда движутся определенным способом, как правило, ритмически организованным.

Анализатор вкуса – участники обряда, как правило, вкушают ритуальную пищу, строго определенную для разных обрядов.

Воздействие на обонятельный анализатор в ряде случаев обеспечено включением в обрядовое действо разведения костров, сжигание чего-либо, воскуривания ароматических трав.

Таким образом, воздействие в обряде синкретично.

Усвоение нужного материала усиливается многократно, если в процессе такого усвоения задействован не один анализатор, а несколько.

Одним словом, «обряд в традиционных культурах можно представить как одновременное, параллельное и неразрывное воспроизведение архитипического содержания средствами разных языков (кодов): словесного, музыкального, жестов и танца, одежды и ритуальных блюд. Это синтетическое действо напоминает ведущий от него свой род современный театр. Однако имеются некоторые отличия. Во-первых, у обряда иная функция: он призван оказывать влияние на потусторонние сферы, в самом общем смысле – возрождать из хаоса мир», в то время как театр – рождать в публике эстетическое чувство, пробуждать разные чувства и мысли. Во-вторых, в обряде нет разделения на активных исполнителей (артистов) и пассивно воспринимающих зрителей-слушателей – здесь все в той или иной степени соучастники. Обряд (ритуал) – дело всего коллектива, поскольку благополучие этого коллектива прямо зависит от современности, точности и массовости выполнения обрядовых (ритуальных) действий. Другими словами можно сказать, что обряд – это регулировка жизнедеятельности природы и человека.

В ходе исторического развития члены человеческого сообщества постоянно обменивались мыслями и чувствами, пусть даже и выраженными в самой простой форме. В основном общение строилось вокруг наиболее важных проблем существования человеческой общности:

1. Выживания (защиты от внешних сил);

2. Совместной трудовой деятельности;

3. Продолжения рода.

Соответственно постепенно создавались, отшлифовывались формы выражения мыслей и чувств по этим направлениям. Последующие поколения до определенного времени лишь воспроизводили эти устоявшиеся формы, наполняя их каждый раз оттенками новых содержаний.

Новые содержания взаимодействия вступали в противоречие с архаическими формами взаимодействия. В этих случаях обрядовые действа претерпевали значительные изменения, могли исчезать, помогли формироваться новые. Но проблема жизни и смерти всегда оставалась актуальной.

Все существующие обряды можно разделить на две группы:

1. КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДЫ

2. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ

Цель календарных обрядов – магическое воздействие на окружающий мир, землю, силы природы, вызванное стремлением предохранить себя от стихийных бедствий, неурожая, падежа скота и т. д. Календарные обряды были двух циклов:

а) связанные с подготовкой урожая (обряды зимнего и весенне-летнего цикла) они воздействовали на плодородие земли с целью обеспечения будущего урожая;

б) связанные с уборкой урожая (обряды осеннего цикла) сопутствовали непосредственно уборке урожая;

С повышением производительности труда вера в магическую силу обряда стала угасать. Он начал превращаться в развлечение. Угасанию магической обрядности в значительной мере способствовало и принятие христианства.

Семейные обряды связаны с событиями в жизни отдельного человека. До нас дошли родильные, свадебные и похоронные обряды. Цель семейных обрядов состояла в предохранении себя от порчи, болезней, от воздействия различных враждебных сил, в обеспечении личного и семейного благополучия.

Критические, переломные и рубежные точки можно выделить не только в годичном круге (солнцестояние и равноденствие) или сутках (утренняя и вечерняя заря, полдень и полночь), но и в человеческой жизни. Таких основных точек три: рождение, свадьба и смерть.

В древности к этим моментам добавлялся еще один: инициация – обряд перехода в категорию взрослых, связанный с ритуальными испытаниями и получением нового имени (переход из одного состояния в другое). С каждой из этих точек был связан определенный ритуал, знаменующий собой переход человека в новый бытийный (жизнь – не жизнь), возрастной или соответственно социальный, общественный статус.

Наибольшее количество обрядовых действ проводилось во время главной критической точки – свадьбы, т. к. она затрагивает не только жизнь отдельного человека, но и общества в целом.

Свадебный обряд, предназначенный для соединения двух особей с целью продолжения рода, осмыслялся язычником в общем мифологическом контексте: жизнь есть бесконечное движение по кругу с процессами смерти – возрождения. Свадьба – это проверка основных ценностей, испытание не только вступающих в брак, их семей, но и всего сообщества в целом, так как новый брак изменяет структуру сообщества и подтверждает, сакрализует новый порядок. Главный смысл свадебного обряда состоял в продолжении рода, для чего требовалось пробудить у человека и у природы плодородящие силы, в связи с этим обряд был насквозь пронизан магией. Использовались все ее виды.

Цель продуцирующей магии (от лат. producentis – «производящий») состояла в том, чтобы обеспечить благополучие, прочность и многодетность будущей семье, а также, чтобы получить богатый урожай, хороший приплод скота.

Апотропейная магия (от греч. apotropaios – «отвращать беду») проявилась в многочисленных оберегах, направленных на предохранение молодых от всего плохого. Этому служили иносказательная речь, звон колокольцев, острый запах и вкус, переодевание молодых, а также самые разнообразные предметы-обереги.

Обряд с его обилием средств выражения призван доказать действенность образного языка, специфичного для данного сообщества, а значит, и правильное функционирование этого сообщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: