Понятие «ритуал» и его значение в структуре массового праздника

Ритуалы существуют не только в сфере религии, как об этом можно подумать. Символические действия пронизывают все области человеческой культуры.

Ритуал — сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых людьми, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал обладает символическим значением Он призван драматизировать событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала.

Ритуальные действия основываются на мифологических и архетипических темах, выражают их содержания символически, полностью вовлекают человека и вызывают у него ощущение возвышенного смысла и в то же самое время опираются на представления, соответствующие духу времени.

Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общественной жизни. Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или лиц, призывающих всех, кто присутствует, обратить внимание на какое-либо явление или факт и не только обратить внимание, но и выразить определенное эмоциональное отношение, содействовать общественному настрою. При этом обязательны некоторые принципы: во-первых общепринятая условность действия; во-вторых общественная значимость явления или факта, на котором концентрируется ритуал; в третьих, его особая цель. Ритуал призван создать единый психологический настрой в группе людей, вызвать их к активному сопереживанию или признанию факта или явления. В чем и как выражается это психологическое переживание зависит от конкретной цели.

Ритуал – определённый порядок, строй обрядовых действий => обряды связаны с обычаями и ритуалами, которые тоже устанавливаются в течение длительного времени.

Обряд, обычай и ритуал неразрывно связаны с праздником.

Человеческое общество, особенно современное, в работах исследователей XX века, начиная с Й. Хейзинги, нередко рассматривается как созданное и поддерживаемое в ходе игры - не столько процесса, сколько некоего философского принципа. По нашему мнению, более адекватно представить в виде социально-образующего феномена не игру (как нечто заведомо несерьезное), но ритуал, пронизывающий все сферы социальной жизни, в том числе такие, где понятие игры зачастую неуместно (в частности, религия). «Иногда человека представляют и описывают как существо, преимущественно рациональное, экономическое, политическое или играющее. Но можно интерпретировать его и как существо ритуальное».

Философско-методологический анализ феномена ритуала, в отличие от таких феноменов, как, например, «традиция», «норма», может быть реализован, отчасти и без соотнесения его с историческими контекстами; в данном исследовании стоящие в центре внимания понятия «ритуал» и «общество» сопоставляются и рассматриваются в основном в их структурном и функциональном аспектах.

В нашем исследовании мы делаем акцент на структурно-функциональном подходе. Но также мы рассматриваем и подходы, применяемые и могущие быть применимыми как к феномену «общества», так и к феномену «ритуала»; причем рассматриваемые подходы дают возможность сопоставлять оба означенных понятия во многом в качестве равноценных.

За ключевые характеристики структурно-функционального подхода как методологического основания исследования нами приняты следующие черты:

- в центре внимания оказываются проблемы, связанные с функционированием и воспроизводством социальной структуры;

- структура понимается как всесторонне интегрированная и гармонизированная система;

- функции социальных институтов определяются по отношению к состоянию интеграции или эквилибриума (равновесия) структуры;

- динамика социальной структуры объясняется исходя из «принципа консенсуса» - принципа сохранения социального равновесия;

- утверждается, что состояние интеграции и состояние равновесия структуры составляют явления, взаимно усиливающие и обусловливающие друг друга.

Разнообразие научно-методологических трактовок и установок относительно феномена и понятия «общество» можно резюмировать следующим образом, выделив следующие парадигмы интерпретации общества в истории социальной философии:

1. органическая школа в социологии (конец XIX - начало XX века; П. Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас);

2. теория общего договора;

3. антропологический принцип рассмотрения общества (Спиноза; Дидро; Гольбах);

4. теория социального действия (М. Вебер, Знанецкий и др.);

5. функционалистский подход (Т. Парсонс, Р. Мертон).

Следующее, и центральное, понятие нашего исследования, ритуал, было подробно рассмотрено учеными при помощи теории исторического происхождения (генетический подход).

Сторонники генетического подхода (Э. Тейлор и У. Робертсон-Смит, Дж. Фрэзер и 3. Фрейд; Э. Лэнг, Дж. Мак-Леннан и Р. Маретт) считали, что при помощи обнаружения т. н. «истока», т. е. исторического первокульта, возможно дать объяснение всем современным ритуалам.

Базисной посылкой этого подхода является идея о том, что онтогенез воспроизводит в ускоренной форме филогенез «. В качестве первокультуры и первокульта выбирались самые различные культуры и ритуалы. Одной из главных тем обсуждения в рамках подхода стали жертвоприношения человека и животных, причины и мотивы возникновения ритуалов жертвоприношения.

Представители данного подхода стремились найти истоки ритуальной практики в тотемистических культах. И причины этого виделись им, прежде всего, в том, что:

- тотемизм как религиозный феномен неотделим от общественной структуры. Тотем - гипостазированное (обожествленное) общество. Предмет религиозного поклонения - олицетворение социальных сил, господствующих над человеком;

- тотем для первобытного человека - наглядное, конкретное выражение определенной общественной группы;

- социальные связи тесно переплетены здесь с религиозными представлениями и обрядами (тотемический обряд совершается в честь тотема и, следовательно - в честь самой социальной общности); и поэтому здесь хорошо видна социальная обусловленность и социальная функция религии: общество - источник религиозных эмоций и представлений; предмет религиозного поклонения - олицетворение социальных сил, господствующих над человеком.

В 1871 году британский антрополог Э. Тейлор предложил теорию, согласно которой жертвоприношение предназначалось для обеспечения благосклонности богов или смягчения их гнева. С течением времени первичный мотив жертвоприношения, пройдя соответствующий путь развития, превратился в благоговение перед высшим существом, а затем в самоотречение. Теория Тейлора, однако, не в силах была объяснить такой феномен, как жертвенная трапеза, когда все принесенные дары (или их часть) съедаются участниками жертвоприношения.

Уильям Робертсон-Смит предвосхитил еще некоторые идеи Эмиля Дюркгейма, во-первых, выдвинув оригинальную теорию древнего первообряда - тотемической жертвенной трапезы, в ходе которой первобытный клан убивал и торжественно съедал свое священное тотемное животное; во-вторых, подчеркивая первостепенную важность общества в становлении и развитии религиозных институтов. Изучая религию древних семитов, их коллективные обряды, Робертсон-Смит пришел к выводу, что первоначально религия состояла из практических действий, ритуалов, культов, а религиозная идеология развилась позднее на их основе. Таким образом, религиозная практика предшествует религиозной теории и является основой и источником религии; ритуал предшествует его интерпретации.

Сэр Джемс Фрэзер, британский антрополог и фольклорист, считал источником жертвенного ритуала магическую практику ритуального убийства сакральной фигуры с целью ее возрождения и омоложения. Царь или вождь племени считался такой сакральной фигурой, поскольку обладал сверхъестественной силой (манна), обеспечивавшей процветание племени. Когда он становился старым и слабым, ослабевала и его манна, и существование племени оказывалось под угрозой. В таком случае его убивали и заменяли молодым и сильным. Таким же образом, согласно Фрэзеру, происходил и первоначальный акт жертвоприношения - символическое убийство Бога в целях его омоложения.

Собственную интерпретацию ритуала (жертвоприношения) дает в своих работах Зигмунд Фрейд. В основе теории Фрейда лежит представление о всеобщем и врожденном характере Эдипова комплекса - детского сексуального влечения сына к матери и стремления к убийству отца. По Фрейду, тотемистические ритуалы сублимируют подавленные, вытесненные чувства любви и ненависти, вины и раскаяния. Тотемистические ритуалы (вкупе с религиозными институтами) были призваны обуздать разрушительные иррациональные инстинкты человечества, направив их в социально позитивное русло. Так, согласно Фрейду, из древнего отцеубийства выросли и религия, и социальная-органи-зация, и нравственность.

Фрейдизм оказал большое влияние на последующее развитие религиоведения. Одним из наиболее известных последователей Фрейда был Геза Рохейм. С фрейдистских, психоаналитических позиций он интерпретирует австралийский тотемизм, религиозно-обрядовую жизнь аборигенов Австралии, видя в ней реализацию вытесненных желаний и сексуальную символику. Ритуальное поведение Рохейм интерпретирует как обусловленное продленной инфантильностью, замедленным развитием, а происхождение ритуала - как происхождение одного из проявлений культуры, в целом созданного человечеством в качестве средства защиты от разрушительных инстинктов, их сублимации.

Также весьма заметное место заняла в первой половине двадцатого века разработанная в трудах Люсьена Леви-Брюля теория первобытного мышления, основным понятием которой являлось «первобытное мышление» как «религиозно-мифологическое сознание», имеющее дологичный характер.

Во второй половине двадцатого века впечатляющей данью эволюционистским концепциям происхождения религии и ритуала являются труды двух исследователей социологии религии - Гюи Свэнсона и Роберта Белла.

Гюи Свэнсон, американский исследователь, в книге «Рождение богов» стремится выяснить, существует ли соответствие между общественной структурой и религиозными верованиями.

В контексте нашей работы, кроме того, следует отметить концепцию Р. Белла». Белла описывает (создает) собственную модель первокультуры и перворитуала. В его системе «первокультура» - картина мира (на первобытной стадии), основанная на данных по этнографии аборигенов Австралии. Белла выделяет две отличительные особенности, присущие этой стадии развития общества и религии. Как справедливо отмечает исследователь, Австралия оставалась до европейской колонизации единственной обширной культурно-исторической областью мира, не затронутой влияниями извне. Согласно Белла, этой стадии развития религии и ритуала свойственны две важные отличительные особенности: во-первых, высокая степень соответствия мира мифического миру реальному и, во-вторых, текучесть, пластичность внутренней структуры. Люди здесь не столько почитают сверхъестественные существа, сколько идентифицируют себя с ними и принимают участие в их жизни. Ритуал состоит не из молитв или жертвоприношений, а из непосредственных действий, в ходе которых участники обряда стремятся как бы стереть границу между собою и сверхъестественными существами. Здесь еще нет священнослужителей, исполняющих роль посредников между людьми и сверхъестественным миром, как нет еще и никакой религиозной организации. Такова, в основных чертах, самая' ранняя стадия развития религии и ритуала, в таких формах, полагает Белла, они и возникли. «В этой картине немало верных наблюдений, - комментирует Вл. Кабо - Белла опирается на доброкачественный этнографический материал и анализирует его...».

После эпохи генетического объяснения ритуала ученые обратились к эмпирическим данным, собранным путем длительных наблюдений.

Функциональный подход к изучению ритуального поведения, несомненно, возник благодаря трудам Смита, Фрэзера и Дюркгейма, но приводил к принципиально иным выводам и заключениям.

Функционализм пытался объяснить ритуальное поведение, используя такие понятия, как «индивидуальные потребности» и «социальное равновесие». «Ритуал» здесь - форма удовлетворения потребности. То, что Дюркгейм основное внимание уделял ритуалу, побудило позднее антропологов предпринять функционалистское исследование религии и ритуала.

Если для генетического подхода центральным понятием было понятие «исток», то центром функционального подхода (Р. Бенедикт, Б. Малиновский, П. Радин; А. Р. Рэдклифф-Браун, М. Фортес, Р. Фёрз (R. Firth), Э. Эванс-Причард, В. Тэрнер) становится понятие «функция». Иначе говоря, здесь пытаются определить природу и сущность ритуала исходя из той функции, которую он выполняет в обществе. «Ритуал» здесь - форма удовлетворения потребности; адаптационная реакция человека на воздействие окружающей социальной и физической среды. После трудов Эмиля Дюркгейма»«возникла и продолжается устойчивая исследовательская традиция, подчеркивающая дихотомию в первобытном общественном сознании двух сфер, двух миров - священного и обыденного, что определяется, в то же время, как одна из ключевых характеристик ритуала.

Предтечей функционализма традиционно считают французскую социологическую школу (М. Мосс и А. Юбер, Л. Леви-Брюль, А. ван Геннеп) и, в частности, самого Э. Дюркгейма. В теории Дюркгейма подчеркиваются коллективные аспекты религии: функция религиозных ритуалов состоит в утверждении морального превосходства общества над его отдельными членами; таким образом, поддерживается общественная солидарность.

Анри Юбер и Марсель Мосс - авторы одного из лучших описаний сущности и структуры жертвоприношения; описывая его значимость, разделяя на подтипы и проводя различие между жертвоприношением и ритуалами приношения даров и освящения, Юбер и Мосс рассматривали ритуал (жертвоприношения) как средство связи между двумя мирами, священным (сакральным) и обыденным (профанным).

Арнольд ван Геннеп, не примыкая непосредственно к французской социологической школе, был близок к ней по своим взглядам. Он интересовался социальным значением первобытной религии, социальной обусловленностью и ролью религиозно-обрядовой жизни; ему принадлежат авторство и введение в научный оборот термина «ритуал перехода»; описание трехступенчатого процесса протекания ритуального действия.

Как один из основателей функционалистского направления в историю современной западной этнографии вошел выдающийся полевой исследователь и теоретик Бронислав Малиновский. Малиновский говорит о ритуальном (социальном) поведении в рамках магии как орудийно-деятельностного арсенала средств, обладающего потенциальной способностью компенсации невозможности достичь желаемого иными, рациональными средствами. И здесь смысловая нагрузка ритуальных форм поведения имеет двойственный аспект:

- во-первых, как отмечал Малиновский, люди прибегают к религиозно-обрядовой практике, чтобы устранить чувства тревоги и страха. Например, жители Тробриандских островов, которых изучал Малиновский, обращались к магии обычно накануне или во время плавания в море - предприятия опасного, связанного с риском, - предполагая, что иными способами они не могут обеспечить благополучное плавание, благоприятную погоду и ветер, изобилие рыбы;

- во-вторых, пишет В. Кабо, дополняя теорию Малиновского, «... люди прибегают к магии, чтобы обеспечить продолжение обычного течения жизни во всех ее проявлениях. Такую цель преследуют, например, многообразные продуцирующие обряды, которым первобытное общество придает такое большое значение».

Таким образом, Малиновский является автором теории инструментального происхождения магических ритуалов, выполнявших внутри общества, в его истолковании, функцию сплочения и психологической мобилизации.

А. Р. Радклифф-Браун», другой основатель функционализма и представитель структурно-функционального подхода, напротив, полагал, что люди, члены общества, члены малой социальной группы, испытывают чувства тревоги и страха, когда привычная, традиционная обрядовая деятельность не совершается. Она сама, т. е. традиционная обрядовая деятельность, по Радклифф-Брауну, порождает эти чувства, и их может устранить только своевременное выполнение соответствующих обрядов.

Уже в середине двадцатого века другой представитель структурно-функционального подхода, Э. Эванс-Причард», исследуя первобытную магию в социальном контексте, пришел к выводу, что в магических ритуалах содержится та же причинно-следственная логика, что и в обычной повседневной практической деятельности, а конфликты и военные столкновения между группами служат не дезинтегрирующими факторами, а наоборот, средствами поддержания социального равновесия.

В конце пятидесятых годов прошлого века антрополог Раймонд Фёрз (R. Firth)» занялся проблемой влияния идеи контроля над экономическими ресурсами на идеологию ритуальных жертвоприношений. Он подметил, что:

- время и частота жертвоприношений, тип и природа жертвы меняются в зависимости от экономических представлений;

- процедура коллективных жертвоприношений не только символизирует единство группы, но и отражает экономические тяготы каждого из участников ритуала;

- наличие хранилищ для жертвенной пищи, возможно, представляет собой способ решения проблемы пищевых ресурсов. Отсюда Фёрз делает вывод: акт жертвоприношения часто бывает обусловлен не только религиозными соображениями, но и экономической рациональностью.

Крупнейший антрополог Виктор Тэрнер, также на материалах полевых исследований и, кроме того, опираясь на выводы и идеи Арнольда ван Геннепа, исследовал ритуал в его структурном, функциональном, а также других аспектах.

Материалы и выводы концепции Тэрнера использовались и продолжают продуктивно использоваться многими учеными, работающими над данной и смежной тематикой.

В рамках религиоведческого подхода под ритуалом понимается выражение трансцендентного. Большинство крупных историков религии - Герард Ван дер Леу, Рудольф Отто, Иоахим Вах, Мирча Элиаде - придерживаются данной точки зрения, которая, однако, «как научная гипотеза еще менее подлежит верификации, чем эволюционизм, поскольку существование самой трансцендентной реальности методами науки не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто».

Решительно порывая с функционализмом, ведущим представителем символического подхода к культуре (в т. ч. ритуалу / ритуальному процессу) является современный американский антрополог Клиффорд Гиртц. Гиртц заявил, что такие институты культуры, как ритуал, миф и искусство, должны рассматриваться не как отображение социальной структуры, но как отдельные символические системы. Он подходит к культуре как к системе символов и поэтому исследование феноменов культуры приобретает характер поиска интерпретации этих символов. По мнению Гиртца, различные общества хранят свои собственные интерпретации, надо только найти доступ к ним.

Современная литература по ритуалам изобилует описаниями их всевозможных разновидностей, выявленных в самых разных уголках земного шара. Среди них можно выделять описания:

- ритуалов поклонения;

- ритуалов подношения;

- ритуалов дарения;

- ритуалов паломничества;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: