Ретроспективное предварительное тестирование

Во многих воинских формированиях в военное время лица одного и того же звания и специальности полу­чают различные назначения случайно, без учета их особых привилегий, предпочтений или способностей. Поэтому сравнение социальных установок белых, по­павших в подразделения со смешанным расовым соста­вом, с установками тех, кто оказался в частях с одно­родным составом, может представлять интерес для установления соответствующих каузальных отношений. Мы, разумеется, должны не пренебрегать этими данны­ми, а искать дополнительные, чтобы отклонить правдо­подобные конкурентные гипотезы, отдавая себе отчет в остающихся источниках невалидности. В этом приме­ре итоговые интервью содержали не только вопросы об отношении к неграм в данное время (в смешанных подразделениях оно оказалось более благоприятным), но предполагали припоминание установок, имевших место до получения данного назначения. Это «ретро­спективное предварительное тестирование» обнаружило отсутствие различия между двумя группами, что увели­чило вероятность отсутствия различий и до назначения.

Подобный анализ сыграл важную роль в исследо­вании Дойча и Коллинз [30], сравнивавших жителей интегрированных и сегрегированных кварталов, в кото­рых квартиры распределялись в такой период, когда из-за недостатка жилья люди принимали соответствую­щие предложения более или менее независимо от их расовых установок. При наличии данных только итого­вого тестирования обнаруженные ими различия между двумя группами могли быть отнесены на счет первона­чальных социальных установок. Утверждение, что опыт расовой интеграции приводит к более благожелатель­ному отношению, стало более убедительным, когда ретроспективное исследование показало отсутствие

различий между двумя группами в их воспоминаниях о своих первоначальных установках. В силу аутистических факторов, искажающих, как известно, воспомина­ния и данные интервью, такие результаты не носят ре­шающего характера.

По-настоящему следовало бы, конечно, провести предварительные интервью и в случайном порядке рас­пределить испытуемых по обеим группам. Такие иссле­дования, несомненно, будут выполнены. Но пока мы не располагаем лучшими данными, результаты Дойча иКоллинз, включая ретроспективное предварительное тестирование, являются ценным добавлением к экспери­ментальному знанию в этой трудной области.

Читателю следует обратить внимание на то, что ве­роятная систематическая ошибка памяти состоит в ис­кажении прежних установок и согласовании их с се­годняшними установками или с установками, которые испытуемый считает социально желательными. Таким образом, здесь ошибка памяти скорее затушует значи­мый эффект X.

В исследованиях влияния обучения в колледже на студентов путем сравнения установок новичков и стар­шекурсников желательно использовать методику ретро­спективного тестирования, которое будет служить час­тичным заслоном против конкурентных гипотез об эф­фектах фоновых воздействий, селективного выбывания и изменений в начальном составе группы. (Это не зна­чит, что мы одобряем дальнейшее повторение таких поэтапных исследований, так как сейчас больше нужны лонгитюдинальные исследования, аналогичные исследо­ваниям Ньюкомба [84], которые предполагали повтор­ные измерения в течение четырех лет в сочетании с по­вторными обследованиями по методу поперечных срезов, то есть по плану 15. Если же нужно срочно сде­лать диссертацию, то для этого лучше выбрать другую тематику.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: