Занятие 3. (4 часа)

«Культурный ассимилятор»

Цель: повышение этнокультурной компетентности и этнокультурной сензитивности

– развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей

чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры.

Задачи:


1. Осознание неадекватности интерпретаций поведения людей из других культурчерез призму своей культуры.

2. Освоение изоморфных атрибуций, т.е. способов интерпретации поведения

людей через призму их собственной культуры

3. Переживание своих эмоциональных реакций в обстоятельствах

межэтнического взаимодействия и их корректировка.

4. Моделирование позитивного межгруппового поведения

5. Снижение тревожности в ситуациях межкультурного взаимодействия.

6. Формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде.

«Приветствие» 2 вариант

Участники тренинга встают (садятся) в круг, первый участник, бросая мяч второму участнику говорит ему, чтобы тот передал третьему привет от него, но чтобы текст приветствия он придумал сам. Это повышает напряжение игры.

«Поздороваемся»

Процедура проведения. Это упражнение нужно делать очень быстро. Сначала все

молча ходят по комнате, а потом по сигналу-хлопку ведущего нужно бу дет очень быстро

«поздороваться» друг с другом. Причем «поздороваться» таким способом, который будет

назван. Например, глазами… руками… плечами… ушами… носами … коленями. При этом каждый раз следует находить нового партнера.

Вопросы для обсуждения. Со всеми участниками ты поздоровался? Как было здороваться проще? Что чувствовали, когда здоровались руками, глазами, носами и т.д.? С

кем контакт было установить легче, а с кем – сложнее?

Знакомство с методом «Культурный ассимилятор»

Вступительное слово к данному упражнению: Для подготовки к межкультурному

взаимодействию широкое распространение во многих странах получили так называемые культурные ассимиляторы. Цель при использовании данного метода – на учить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира. Поэтому культурный ассимилятор называют также техникой повышения межкультурной сензитивности. Первые культурные ассимиляторы были разработаны психологами университета штата Иллинойс в начале 60-х годов. Они предназначались для американских граждан, взаимодействующих с арабами, иранцами, греками, тайцами. Создатели модели ставили своей целью за короткое время дать обучаемым как можно больше информации о различиях между двумя культурами и остановились на программированном пособии с обратной связью, позволяющем сделать его читателя активным участником процесса обучения.

К ультурные ассимиляторы состоят из описаний ситуаций, в которых

взаимодействию персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций их поведения – ка узальных атрибуций о наблюдаемом поведении. Информация подбирается так, чтобы представить ситуации, в которых проявляются либо значительные, либо наиболее значимые, ключевые различия между культурами.

Примеры потенциально конфликтных ситуаций могут быть взяты из этнографической и исторической литературы, прессы, наблюдений самих разработчиков.

Процедура проведения. 1 этап. Тренер разделяет группу на подгруппы по 3-5

человек. Обучаемые получают задание проанализировать ситуации из культурных

ассимиляторов, предназначенных для подготовки к межкультурному взаимодействию представителей родной для них культуры. Они должны найти правильные объяснения поведения персонажей исходя из особенностей чужой для себя культуры. В данном случае использовался культурный ассимилятор для участников русско-кавказского взаимодействия. Для обучения русских.


После выполнения упражнения происходит обсуждение в круге.

2 этап. Далее предлагается сконструировать подгруппам несколько реальных культурных ассимиляторов. Подгруппы получают задание сконструировать ситуации для двух культурныхассимиляторов.

Итоги тренинга в целом.

Группа садится в круг. Тренер предлагает высказаться каждому в свободной форме,

но желательно ответить на вопросы, что дал тренинг каждому участнику, как повлиял на мысли и чувства, поведение.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: