«Культурный ассимилятор»
Цель: повышение этнокультурной компетентности и этнокультурной сензитивности
– развитие способности понимания жизненных ситуаций с точки зрения представителей
чужого этноса, видения мира с позиции другой культуры.
Задачи:
1. Осознание неадекватности интерпретаций поведения людей из других культурчерез призму своей культуры.
2. Освоение изоморфных атрибуций, т.е. способов интерпретации поведения
людей через призму их собственной культуры
3. Переживание своих эмоциональных реакций в обстоятельствах
межэтнического взаимодействия и их корректировка.
4. Моделирование позитивного межгруппового поведения
5. Снижение тревожности в ситуациях межкультурного взаимодействия.
6. Формирование установок на толерантное поведение в инокультурной среде.
«Приветствие» 2 вариант
Участники тренинга встают (садятся) в круг, первый участник, бросая мяч второму участнику говорит ему, чтобы тот передал третьему привет от него, но чтобы текст приветствия он придумал сам. Это повышает напряжение игры.
|
|
«Поздороваемся»
Процедура проведения. Это упражнение нужно делать очень быстро. Сначала все
молча ходят по комнате, а потом по сигналу-хлопку ведущего нужно бу дет очень быстро
«поздороваться» друг с другом. Причем «поздороваться» таким способом, который будет
назван. Например, глазами… руками… плечами… ушами… носами … коленями. При этом каждый раз следует находить нового партнера.
Вопросы для обсуждения. Со всеми участниками ты поздоровался? Как было здороваться проще? Что чувствовали, когда здоровались руками, глазами, носами и т.д.? С
кем контакт было установить легче, а с кем – сложнее?
Знакомство с методом «Культурный ассимилятор»
Вступительное слово к данному упражнению: Для подготовки к межкультурному
взаимодействию широкое распространение во многих странах получили так называемые культурные ассимиляторы. Цель при использовании данного метода – на учить человека видеть ситуации с точки зрения членов чужой группы, понимать их видение мира. Поэтому культурный ассимилятор называют также техникой повышения межкультурной сензитивности. Первые культурные ассимиляторы были разработаны психологами университета штата Иллинойс в начале 60-х годов. Они предназначались для американских граждан, взаимодействующих с арабами, иранцами, греками, тайцами. Создатели модели ставили своей целью за короткое время дать обучаемым как можно больше информации о различиях между двумя культурами и остановились на программированном пособии с обратной связью, позволяющем сделать его читателя активным участником процесса обучения.
|
|
К ультурные ассимиляторы состоят из описаний ситуаций, в которых
взаимодействию персонажи из двух культур, и четырех интерпретаций их поведения – ка узальных атрибуций о наблюдаемом поведении. Информация подбирается так, чтобы представить ситуации, в которых проявляются либо значительные, либо наиболее значимые, ключевые различия между культурами.
Примеры потенциально конфликтных ситуаций могут быть взяты из этнографической и исторической литературы, прессы, наблюдений самих разработчиков.
Процедура проведения. 1 этап. Тренер разделяет группу на подгруппы по 3-5
человек. Обучаемые получают задание проанализировать ситуации из культурных
ассимиляторов, предназначенных для подготовки к межкультурному взаимодействию представителей родной для них культуры. Они должны найти правильные объяснения поведения персонажей исходя из особенностей чужой для себя культуры. В данном случае использовался культурный ассимилятор для участников русско-кавказского взаимодействия. Для обучения русских.
После выполнения упражнения происходит обсуждение в круге.
2 этап. Далее предлагается сконструировать подгруппам несколько реальных культурных ассимиляторов. Подгруппы получают задание сконструировать ситуации для двух культурныхассимиляторов.
Итоги тренинга в целом.
Группа садится в круг. Тренер предлагает высказаться каждому в свободной форме,
но желательно ответить на вопросы, что дал тренинг каждому участнику, как повлиял на мысли и чувства, поведение.