Специалистами СПЦ г. Бреста были разработаны рекомендации к совместным действиям различных ведомств в оказании помощи семьям «группы риска».
Если мы имеем дело с семьёй, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем, то необходимо оказывать такие виды помощи семье и детям:
– наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения
– оказание психиатрической, наркологической помощи семье или отдельным её членам
– дополнительные занятия с ребёнком по оказанию помощи в учёбе
– вовлечение ребёнка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.)
– консультации врача-психиатра, нарколога, других специалистов
– приглашение на родительские собрания специалистов
– организация родительских собраний «на дому»
– консультирование ребёнка на ПМПК и определение программы обучения
– работа с родителями специалистов наркологической психиатрической помощи
Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:
– ДОУ, завуч, социальный педагог, психолог, СПЦ, органы здравоохранения, медики, КДН, ИДН.
|
|
Если мы имеем дело с семьёй после развода или во время развода, то необходимо ей оказывать такие виды помощи:
– наблюдение и консультация психолога образовательного учреждения социального педагога, учителей–предметников.
– привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в госучреждениях
– консультационная помощь психолога и психотерапевта
– дополнительная помощь в выполнении домашнего задания в учёбе
– постановка ребёнка на учёт (по необходимости) к наркологу, психиатру, невропатологу
– помощь ребёнку со стороны его окружения
– помощь ребёнку со стороны его сверстников (по рекомендации учителя)
– привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму, тематическим родительским собраниям
– использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода)
Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:
– психолог, социальный педагог, учителя – предметники, классный руководитель, классный коллектив, родительский комитет класса.
Если мы имеем дело с неполными семьями, то необходимо им оказывать такую помощь:
– привлечение ближайших родственников к воспитанию ребёнка
– привлечение семьи к занятиям детско-родительской группы
– наблюдение и консультации психолога и социального педагога (по запросу семьи)
– активная деятельность классного руководителя по вовлечению ребёнка в систему внеклассной и внешкольной работы
– проведение родительского лектория, тематического родительского собрания
|
|
– обучение родителя навыкам воспитания детей при отсутствии одного из супругов
– постановка на учёт в учреждение и органы социальной защиты
– оказание материальной помощи малоимущей неполной семье
Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную
– классный руководитель, социальный педагог, психолог, отдел социальной защиты, Дом творчества, ЦКРОиР.
Если мы имеем дело с опекунской семьёй, в которой родители престарелые, злоупотребляющие алкоголем, педагогически несостоятельные опекуны, то оказывается семье такая помощь:
– вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы
– консультации психолога образовательного учреждения для опекунов
– индивидуальная работа психолога с ребёнком
– помощь педагогов школы ребёнку в учёбе
– консультации психиатра
– возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребёнка (новые опекуны, приёмная семья, детский дом, приют и т.д.)
– направление ребёнка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения уровня его развития и программы обучения
Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:
– учитель-предметник, психолог, психиатр, отдел охраны детства и попечительства, социальный педагог, руководитель кружков, секций, ПМПК.
Если мы имеем дело с семьёй, у которой недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей, то ей оказывается такая помощь:
– наблюдение и консультации классного руководителя, психолога, социального педагога
– помощь психотерапевта семье и ребёнку
– проведение семинаров, бесед, терапевтических родительских собраний на темы воспитания, просмотр видеофильмов, кинофильмов
– вовлечение детей в кружки, студии, центры дневного пребывания, секции
Службы, центры, специалисты, которые оказывают данную помощь:
– ДОУ, социальный педагог, психолог, ЦКРОиР, Дом творчества, спортивная школа, педагог-организатор, классный руководитель.