Диагностический инструментарий социального педагога

Наименование методики Назначение методики Категория (с кем проводится) Форма проведения
Изучение социальной ситуации развития ребенка
Социальный паспорт класса (группы) Выявление детей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении. Проводится анализ социальных паспортов классов (групп) ОУ Классы (группы), классные руководители Бланк-анкета заполняется воспитателем, классным руководителем
Социальная карта личности Получение информации о личности ребенка: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. Проводится в отношении учащихся (воспитанников), имеющих проблемы поведения, находящихся в ситуации социального неблагополучия (семейное, внесемейное окружение, социальная среда и т. п.) Педагоги, классные руководители, работающие с детьми школьного возраста Заполняется классным руководителем; возможен вариант беседы
Анализ факторов социального неблагополучия
Матрица определения социального благополучия ребенка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.) Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка, определение принадлежности ребенка к группе риска. Проводится в комплексе с другими методиками, выявляющими индивидуальные особенности и социальную ситуацию детей "группы риска" Дети дошкольного и школьного возраста В форме беседы, экспертных опросов
Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье Жилищные условия, среда проживания ребенка Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях)
Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений
Паспорт семьи Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье Семья ребенка Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи
Выявление нарушений поведения, социальной дезадаптации
Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних: анализ условий воспитания и социального развития подростка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.) Выявление условий воспитания, факторов семьи и внесемейного окружения. Выявление проблем поведения, волевой сферы, социальных отношений, ценностных ориентаций, общей культуры, склонностей к употреблению ПАВ. Позволяет выявить "проблемное поле" личности, риск социальной дезадаптированности Учащиеся подросткового и юношеского возраста Экспертный опрос, беседа с педагогами, родителями
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.) Выявление склонности лиц мужского пола к различным формам девиантного поведения   Индивидуально с учащимися старшего подросткового и раннего юношеского возраста; обработка и интерпретация результатов – с помощью психолога
Изучение личности ребенка
Методика диагностики социальнопсихологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда Анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков, выявление сферы социальной дезадаптации. Анализ результатов диагностики дает возможность социальному педагогу выявить подростков, нуждающихся в социально-педагогической поддержке Учащиеся подросткового и юношеского возраста Индивидуальная работа с бланком опросника. Обработка и интерпретация результатов проводится с помощью психолога

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: