Наименование методики
| Назначение методики
| Категория (с кем проводится)
| Форма проведения
|
Изучение социальной ситуации развития ребенка
|
Социальный паспорт класса (группы)
| Выявление детей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении.
Проводится анализ социальных паспортов классов (групп) ОУ
| Классы (группы), классные руководители
| Бланк-анкета заполняется воспитателем, классным руководителем
|
Социальная карта личности
| Получение информации о личности ребенка: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. Проводится в отношении учащихся (воспитанников), имеющих проблемы поведения, находящихся в ситуации социального неблагополучия (семейное, внесемейное окружение, социальная среда и т. п.)
| Педагоги, классные руководители, работающие с детьми школьного возраста
| Заполняется классным руководителем; возможен вариант беседы
|
Анализ факторов социального неблагополучия
|
Матрица определения социального благополучия ребенка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.)
| Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка, определение принадлежности ребенка к группе риска.
Проводится в комплексе с другими методиками, выявляющими индивидуальные особенности и социальную ситуацию детей "группы риска"
| Дети дошкольного и школьного возраста
| В форме беседы, экспертных опросов
|
Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка
| Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье.
Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье
| Жилищные условия, среда проживания ребенка
| Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях)
|
Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений
|
Паспорт семьи
| Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье
| Семья ребенка
| Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи
|
Выявление нарушений поведения, социальной дезадаптации
|
Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних: анализ условий воспитания и социального развития подростка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.)
| Выявление условий воспитания, факторов семьи и внесемейного окружения. Выявление проблем поведения, волевой сферы, социальных отношений, ценностных ориентаций, общей культуры, склонностей к употреблению ПАВ.
Позволяет выявить "проблемное поле" личности, риск социальной дезадаптированности
| Учащиеся подросткового и юношеского возраста
| Экспертный опрос, беседа с педагогами, родителями
|
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.)
| Выявление склонности лиц мужского пола к различным формам девиантного поведения
|
| Индивидуально с учащимися старшего подросткового и раннего юношеского возраста; обработка и интерпретация результатов – с помощью психолога
|
Изучение личности ребенка
|
Методика диагностики социальнопсихологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда
| Анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков, выявление сферы социальной дезадаптации.
Анализ результатов диагностики дает возможность социальному педагогу выявить подростков, нуждающихся в социально-педагогической поддержке
| Учащиеся подросткового и юношеского возраста
| Индивидуальная работа с бланком опросника. Обработка и интерпретация результатов проводится с помощью психолога
|