| Наименование методики | Назначение методики | Категория (с кем проводится) | Форма проведения |
| Изучение социальной ситуации развития ребенка | |||
| Социальный паспорт класса (группы) | Выявление детей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении. Проводится анализ социальных паспортов классов (групп) ОУ | Классы (группы), классные руководители | Бланк-анкета заполняется воспитателем, классным руководителем |
| Социальная карта личности | Получение информации о личности ребенка: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. Проводится в отношении учащихся (воспитанников), имеющих проблемы поведения, находящихся в ситуации социального неблагополучия (семейное, внесемейное окружение, социальная среда и т. п.) | Педагоги, классные руководители, работающие с детьми школьного возраста | Заполняется классным руководителем; возможен вариант беседы |
| Анализ факторов социального неблагополучия | |||
| Матрица определения социального благополучия ребенка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.) | Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка, определение принадлежности ребенка к группе риска. Проводится в комплексе с другими методиками, выявляющими индивидуальные особенности и социальную ситуацию детей "группы риска" | Дети дошкольного и школьного возраста | В форме беседы, экспертных опросов |
| Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка | Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье | Жилищные условия, среда проживания ребенка | Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях) |
| Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений | |||
| Паспорт семьи | Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье | Семья ребенка | Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи |
| Выявление нарушений поведения, социальной дезадаптации | |||
| Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних: анализ условий воспитания и социального развития подростка (Беличева С.А., Дементьева И.Ф.) | Выявление условий воспитания, факторов семьи и внесемейного окружения. Выявление проблем поведения, волевой сферы, социальных отношений, ценностных ориентаций, общей культуры, склонностей к употреблению ПАВ. Позволяет выявить "проблемное поле" личности, риск социальной дезадаптированности | Учащиеся подросткового и юношеского возраста | Экспертный опрос, беседа с педагогами, родителями |
| Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.) | Выявление склонности лиц мужского пола к различным формам девиантного поведения | Индивидуально с учащимися старшего подросткового и раннего юношеского возраста; обработка и интерпретация результатов – с помощью психолога | |
| Изучение личности ребенка | |||
| Методика диагностики социальнопсихологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда | Анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков, выявление сферы социальной дезадаптации. Анализ результатов диагностики дает возможность социальному педагогу выявить подростков, нуждающихся в социально-педагогической поддержке | Учащиеся подросткового и юношеского возраста | Индивидуальная работа с бланком опросника. Обработка и интерпретация результатов проводится с помощью психолога |