Оптимизм и здоровье - исследование в Гарварде

В нескольких исследованиях изучалась связь между оптимистическим стилем мышления и здоровьем. Одно из них было проведено 35 лет назад в связи с исследованием развития взрослых и касалось группы здоровых и успешных выпускников 1942 - 1944 годов. Сначала с помощью анкет был определен обычный для них уровень оптимизма и пессимизма. Через каждые пять лет эти люди подвергались тщательному медицинскому обследованию. Со временем их здоровье ухудшалось. Но, хотя в самом начале у всех было очень хорошее здоровье, с течением времени разбег между самым здоровым и наименее здоровым становился все больше и больше. Из 99 человек 13 умерли, не достигнув 60 лет. Результаты оказались ясными и недвусмысленными. В целом, те исследуемые, которые с оптимизмом относились к неприятным событиям в свои 25 лет, позже оказались более здоровыми (после 40 лет), чем те, кто проявлял пессимизм. Эти преимущества были особенно заметными в промежутке от 40 до 45 лет. Группа пессимистов показала заметное ухудшение здоровья, которое нельзя было объяснить никакими другими изменениями.

Эти результаты статистически достоверны: лишь 1 шанс из 1000 говорил о том, что они могут быть случайными. Связь между курением и развитием рака легких статистически менее устойчивая.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И РАППОРТ

Взаимоотношения являются главным источником стресса в жизни большинства людей. Устойчивые хорошие взаимоотношения, вероятно, лучший способ поддерживать здоровье и благополучие. Можно начать с установления хороших взаимоотношений с самим собой. Любое непонимание или конфликт, с которыми мы сталкиваемся в отношениях с другими людьми, может также произойти внутри нас. Насколько хорошо наши части уживаются друг с другом, настолько хорошие отношения мы способны поддерживать.

Раппорт - уровень доверия, чувствительности и силы ответной реакции - является основой хороших взаимоотношений. Он строится путем подстройки на каждом логическом уровне. Раппорт с самим собой устанавливается, когда вы подстраиваетесь к себе. Осознайте свои ощущения, обратите внимание на свое тело и на свою внутреннюю обстановку. Давайте своему телу отдых, упражнения и питание, в которых оно нуждается. Осознайте то, что вы делаете и что могли бы сделать, не пытаясь сначала изменить это поведение и способности. Осознайте свои убеждения и ценности, доверяя тому, во что вы решили верить и считать важным для себя. Осознайте свою идентичность, что за личностью вы являетесь, но не в виде застывшего идола, a в виде изменяющегося и развивающегося существа. Это поможет открыть путь в том направлении, которое выше идентичности.

Чтобы построить раппорт с другими людьми, подстраивайтесь к ним на каждом логическом уровне. Встаньте на защиту их идентичности, принимайте их за тех, кто они есть на самом деде, а не теми, кем они должны быть по вашему мнению. Ведь так легко сделать из человека страшилище или идола, а затем обращаться с ним как с маской, а не человеком. Подстройтесь к их убеждениям и ценностям. Вы не обязаны соглашаться с ними, достаточно их осознать. Затем подстройтесь к их способностям, отнеситесь с уважением к их способу мышления и образу действий. Узнайте, какими умениями они владеют. Вы можете присоединиться к их поведению, используя подстройку к положению, движениям тела и к голосу с целью установления раппорта. Это - область, глубоко изученная в НЛП и подробно описанная в других книгах по НЛП.

ЗЕРКАЛО ДЛЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Мы хотим предложить вам процедуру для исследования любых взаимоотношений, в частности тех, которые вызывают стресс. Взаимоотношения - это двустороннее движение, а мы порой оказываемся настолько заинтересованными в изменении другого человека, что не замечаем того, что наше поведение тоже является частью проблемы. Вы в состоянии изменить свое поведение. Но для этого вам понадобится взглянуть на вещи по-новому.

Подумайте о таком человеке, в общении с которым вы испытываете трудности.

Представьте себе, что вы снова общаетесь с ним. Ассоциируйтесь с этим воспоминанием. Как бы вы обозначили его поведение? "Враждебное", "пассивное", "отстраненное"? Какие ощущения вы испытываете по отношению к этому человеку? Например, вы могли бы чувствовать гнев, расстройство или беспомощность. Это ваши собственные ощущения об этом человеке в той ситуации. Это ваша реакция из первой позиции на другого человека в этих взаимоотношениях.

На каком, по вашему мнению, логическом уровне возник этот конфликт? Касается ли это поведения, ставит ли это под вопрос ваши убеждения или угрожает вашей идентичности?

Теперь прервитесь, подумайте о чем-нибудь другом.

Перейдите во вторую позицию. Представьте себе, что вы - другой человек.

Находясь в этой позиции, как вы воспринимаете эту ситуацию?

Что вы пытаетесь сделать? Что вы чувствуете по поводу этих взаимоотношений?

Прервите это состояние и вернитесь в себя.

Выйдите за пределы этих взаимоотношений и станьте сторонним наблюдателем. Это выход в третью позицию. Это легко сделать, представив сцену перед собой. Посмотрите на себя и на этого человека, находящихся на сцене. Посмотрите на то, что делает этот человек. Как вы реагируете на это?

Измените свои вопросы, и вместо: "Как я мог бы изменить поведение этого человека?", - спросите: "Каким образом я усиливаю или включаю такое поведение этого человека?".

Как еще вы могли бы реагировать? Что побуждает вас продолжать то, что вы делаете в этих взаимоотношениях?

Какие ваши новые действия могли бы сделать невозможным возобновление его старой реакции? Какое эмоциональное состояние могло бы послужить вам ресурсом в такой ситуации?

Вполне вероятно, что он со своей стороны тоже ищет выход из создавшегося положения, но не знает, как разрушить сложившийся стереотип поведения. Очень редко бывает так, чтобы только один участник взаимоотношений испытывал дискомфорт.

Что вы чувствуете по поводу ваших действий в этой ситуации?

Какой совет вы дали бы самому себе в этой ситуации?

Вас раздражает ваша неспособность оказывать влияние на другого человека?

Полезно ли это раздражение?

Все эти вопросы помогают обрести новый взгляд, поскольку наши взаимоотношения с самим собой часто отражаются в наших взаимоотношениях с другими людьми.

Наконец, держите в голове то, что вы хотите от этих отношений.

Хотите ли вы, чтобы они продолжались в существующей форме?

Какие преимущества у этой формы взаимоотношений?

Какого сорта позитивные взаимоотношения вам хотелось бы построить?

Что вы могли бы сделать, чтобы достичь этой цели?

ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

"Оптимист может увидеть свет даже там, где его нет, так почему же пессимист всегда стремится задуть его?" Мишель де Сент-Пьер

"Бог, дай нам смирение, чтобы безмятежно принять то, что мы не в силах изменить; храбрость, чтобы изменить то, что должно быть изменено; и мудрость отличить одно от другого". Рейнольд Нибур

"Музыка, способная проникнуть глубже всего и вылечить от всех болезней, - это задушевная речь". Эмерсон

"Человек, ставший оптимистом до сорока восьми лет, знает слишком много; если же он стал оптимистом после сорока восьми, значит он знает слишком мало". Марк Твен

"Оптимист утверждает, что мы живем в самом лучшем из всех возможных миров, а пессимист опасается, что это является правдой". Джеймс Кейбл

"Пессимист - это тот, кто, сталкиваясь с двумя неприятными вариантами, выбирает оба". Энон

"Изменение и боль являются частью жизни, а страдание - вещь добровольная". Энон


* ГЛАВА 9

БЕСПОКОЙСТВО И НАДЕЖДА

В условиях полной неопределенности нет ничего плохого в том, чтобы надеяться.

Карл Саймонтов

Беспокойство приводит к напряжению и вполне заслуживает того, чтобы ему посвятить отдельную главу книги. Несчастье уже само по себе неприятно, но беспокойство по поводу его последствий еще больше усугубляет положение. Хуже того, мы часто начинаем тревожиться о том, что могло бы произойти, но не происходит на самом деле. Мы заранее чувствуем себя плохо без всяких видимых причин. Эта ситуации может быть просто плодом нашего воображения, но вызываемый ею стресс достаточно реален. Беспокойство может разогнать сон и привести к болям в пояснице и таким желудочно-кишечным проблемам, как метеоризм и колит. И даже тогда, когда проблема оказывается реальной, беспокойство ничем не может помочь ее разрешению.

Мы способны беспокоиться по любому поводу. Ведь существует неисчислимое количество вариантов, и события могут пойти не так, как нам хотелось бы. Чем больше у вас таких вариантов, тем больше и поводов для беспокойства. Мы беспокоимся о самих себе, о своих любимых и близких и особенно о детях. Если этого недостаточно, можно начать беспокоиться по поводу работы или каких-нибудь глобальных проблем: перенаселенность, общее потепление климата на Земле и увеличение дыр в озоновом слое. Беспокойству интересны ужасные сценарии будущего. Противоположностью является надежда - стремление к хорошему и прекрасному будущему.

Как у любого другого состояния или настроения, у беспокойства есть своя структура, которая может быть изучена методами НЛП. - Как только вы узнаете структуру, вы сможете изменить ее.

СТРУКТУРА БЕСПОКОЙСТВА

У беспокойства есть несколько характерных особенностей:

* Много рассуждений - и ни одного действия. Беспокойство сдерживает действия.

* Беспокойство ставит вас в положение либо полной ответственности, либо абсолютной беспомощности. Причина и следствие подобны противоположным концам детских качелей. Один тип беспокойства перетягивает вас полностью на причинный конец. Вы можете думать, что вы полностью отвечаете за все, что произойдет, что все зависит от ваших действий, и когда что-то идет не так, то обвинять следует себя. Второй тип беспокойства равным образом неприятен. Только теперь вы на другом конце качелей под названием "следствие", во власти событий, которые, метафорически говоря, подбрасывают вас вверх. Вы можете решить, что вы полностью во власти событий. Это сильное упрощение. Реальный мир намного сложнее. Мы можем влиять на события, но не в состоянии управлять ими в полной мере, так же как и они нами.

* Беспокойство не направлено на достижение результата, оно отталкивает нас от нежелательных событий. Чтобы избежать их, вам необходимо представить себе нежелательные последствия. Поэтому вы представляете себе, как все, что может пойти не так, на самом деле пойдет не так, да еще и с разными неприятными деталями. Мышление, направленное на результат, противоположно беспокойству, потому что, двигаясь по направлению к цели, вы начинаете строить план действий, а это лишает беспокойство его силы.

* Никаких проверок во внешнем мире. Беспокойство ходит замкнутыми кругами, это похоже на ловушку, в которую вы попадаете, разглядывая рисунки Эшера (Escher), в которых вы теряете перспективу и обнаруживаете себя в начале того же самого витка спирали как раз в тот момент, когда вы думаете, что уже вышли на вершину. Один виток встроен в другой. И эти витки никогда не кончаются, они состоят из воображаемых событий, не приходящих к какому-то разрешению, потому что очередная возможность втягивает вас снова в круговорот. Единственный способ выйти из него - это сделать что-нибудь в реальном мире: собрать больше информации, сделать телефонный звонок, поговорить с другими людьми, чтобы изменить свою точку зрения.

Беспокойство - это стратегия, последовательность мыслей и действий, и зачастую протекает автоматически.

Эта последовательность обычно начинается с внутреннего голоса, который говорит что-то вроде: "Предположим, что случится X". Далее, мы создаем мысленные картинки неприятных последствий этого события X. Эти картинки обычно сконструированы, расположены близко, подвижны и ассоциированы, как будто это происходит сейчас, а не на линии нашего будущего. Глядя на эти картинки, мы начинаем чувствовать себя плохо - именно так, как если бы эти события на самом деле уже произошли.

В НЛП разработан краткий способ записи различных стратегий мышления:

Внутренний диалог записывается как Аid (auditory internal dialogue - аудиальный внутренний диалог).

Сконструированные картинки обозначаются Vic (visual internal constructed - визуальный внутренний сконструированный).

Чувства записываются как Кi (kinesthetic internal - кинестетический внутренний).

Структура беспокойства:

Исходное событие

v

Внутренний диалог (Aid):

"Что случилось бы, если бы произошло X?"

v

Сконструированные, ассоциированные, подвижные картинки этих плохих событий (Viс)

v

Неприятные ощущения (Кi)

v

Дальнейший внутренний диалог

ПРЕРЫВАНИЕ ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА БЕСПОКОЙСТВА

Беспокойство ведет в никуда, и поэтому лучше его остановить.

Во-первых, узнайте свою собственную стратегию беспокойства. Наверное, это будет до боли знакомая последовательность шагов, близкая к основной стратегии или чуть видоизмененная.

Чтобы выйти из замкнутого цикла, сначала следует осознать, что вы находитесь внутри него. Это значит, что вам необходимо выскочить наружу и диссоциироваться. Увидьте его таким, какой он есть.

Оказавшись снаружи, посмотрите со стороны на эту до боли знакомую картину и отвлекитесь. Подумайте о состоянии своего тела прямо сейчас. Как оно себя чувствует? Заметьте, как это осознание изменяет ваше состояние.

Теперь задайте вопрос: "Что необходимо, чтобы это стало реальностью? Существуют ли какие-то доказательства того, что это произойдет?". Часто вы будете обнаруживать целый набор весьма маловероятных ситуаций, которые должны произойти все вместе. И беспокоящий вас сценарий имеет такие же шансы на существование, как и возможность быть пораженным молнией сразу после выигрыша в лотерею.

Каково позитивное намерение этого беспокойства? Что ценного в том, что вы пытаетесь совершить в подготовке и планировании неприятных событий? Это важно, но беспокойство - не лучший помощник для такого занятия. Беспокойство может также привлекать ваше внимание к тому, чего вы избегаете и что на самом деле требует разрешения.

Воспользуйтесь этими идеями, чтобы изменить первый вопрос стратегии беспокойства. Вместо вопроса: "Что будет, если произойдет X?" - спросите: "Что я буду делать, если произойдет X?". Такое изменение приводит к следующему:

* Оно помещает событие в будущее.

* Оно диссоциирует вас от события.

* Оно переводит внимание с события на ваши действия.

Теперь вы можете планировать свои действия, а не застревать в сценарии со всеми сопровождающими его неприятными ощущениями. Спросите себя: "Какова вероятность того, что это произойдет?". Необходимо ли вам подумать о плане прямо сейчас, или это событие настолько маловероятно, что вы можете просто проигнорировать его? Или, может быть, вы верите в свои собственные способности действовать наилучшим образом в этот момент времени?

Вам действительно необходимо спланировать то, что должно произойти? Поработайте над результатом. Создайте мысленные фильмы о том, что вы могли бы сделать, оставаясь при этом диссоциированным и просматривая фильмы со стороны. Прокрутите несколько возможных вариантов. Выберите тот, который доставляет вам самые приятные ощущения. Ассоциируйтесь с этим вариантом фильма и мысленно прорепетируйте его. Если и теперь он вызывает хорошие ощущения, значит, у вас есть план. Может быть, вам захочется создать два или три варианта плана, тогда прорепетируйте несколько фильмов из тех, которые вам понравились. После этого прервите состояние, измените свою физиологию, перейдя в более ресурсное состояние, и сделайте что-нибудь еще.

Известно ли вам то время, когда вы чаще всего начинаете беспокоиться? Возможно, вы выбираете для этой привычки вполне определенное время дня, например, вечер воскресенья. Это может происходить перед сном, когда вы лежите в постели и ваша бдительность уже достаточно ослаблена, чтобы беспокойство могло завладеть вашим вниманием. Если с этим связана проблема, примите решение подумать о ней на следующий день. Сдержите свое обещание, иначе беспокойство вернется на следующий вечер с удвоенной силой.

Стратегия прерывания беспокойства

1. Внутренний диалог (Aid): "Что я буду делать, если произойдет X?"

2. Создайте сконструированные, диссоциированные фильмы (Vik) о нескольких возможных вариантах своих действий.

3. Выберите вариант, который вызывает у вас приятные ощущения (Кi).

4. Проведите мысленную репетицию этого плана, представив себе, как вы предпринимаете эти действия и получаете желаемый результат, прокручивая сконструированный ассоциированный фильм (Vic).

5. Убедитесь в том, что эта репетиция вызывает у вас хорошие ощущения (Ki). Вернитесь к шагу 2, если вам необходимы дополнительные варианты.

6. Прервите это состояние.

Предположим, вы прошли эту последовательность шагов и вам кажется, что вы ничего не можете сделать. Значит, вы ничего не можете сделать. Примите ситуацию такой, как она есть. Может быть, она еще изменится. Нельзя предсказать все на свете. Возможно, вам необходимо собрать больше информации. Если так, подумайте о том, как вы ее получите. В самом крайнем случае вопрос может звучать так: "Что случится, если я умру?". Если это реальная возможность, то один из вариантов может заключаться в том, чтобы как можно лучше подготовиться к смерти. Мы вернемся к этому моменту в главе 12.

ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ ЗАМОЛЧАТЬ

Беспокойство обычно начинается с внутреннего диалога. В постоянном внутреннем диалоге немного пользы, а иногда он может стать причиной стресса. Порой мы разговариваем сами с собой так, как никогда не позволили бы общаться с другими людьми. Любое имеющееся у нас ограничивающее убеждение или предпосылка будет включать внутренний диалог.

Когда мы разговариваем сами с собой, то используем слова точно так же, как в разговоре с другими людьми. Но иногда мы забываем о том, что язык является лишь способом представления опыта, а не самим опытом. Одна из первых моделей НЛП, разработанных Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 1975 году, известна под названием метамодель и представляет собой набор определяющих вопросов, позволяющих распутать вводящие в заблуждение действия языка. Эти вопросы оказываются очень полезными в тех случаях, когда необходимо сделать ясным общение между людьми. В этой книге мы воспользуемся некоторыми из них, чтобы исследовать то, что вы говорите сами себе.

Мы знаем, что наши мысли непосредственно влияют на нашу нервную систему. Мы полагаем, что иммунная система подслушивает наш внутренний диалог. Возможно даже, что она подчиняется его указаниям без нашего сведения. Следовательно, прояснение нашего внутреннего диалога могло бы оказать самое благоприятное воздействие на внутреннее состояние и устойчивость иммунной системы.

Первый шаг - осознать свой внутренний диалог. У большинства людей есть свой внутренний голос; у одних он громкий и настойчивый, у других едва слышен. Вы когда-нибудь замечали, откуда он звучит? Каким тоном он говорит? Приятно ли его слушать? Чей это голос? Ваш собственный? Если он принадлежит кому-то другому, то разве вы давали этому человеку разрешение поселиться в вашей голове? Надоедливый обвиняющий тон голоса, звучащего со стороны, может вызвать стресс, но то же самое может сделать и внутренний голос.

Делает ли ваш внутренний голос какие-то сравнения? Сравнения проявляются в словах типа "лучше", "наилучший", "хуже", "самый плохой", "более", "менее". Поищите, нет ли у вас в голове каких-нибудь нереалистичных, лишающих мотивации сравнений. Когда вы слышите, как ваш голос сравнивает то, что вы делаете (поведение) или кем вы являетесь (идентичность), убедитесь в том, что вам известно основание, на котором это сравнение производится. Например: "Я поступил плохо". Уместно было бы спросить: "В сравнении с чем?". С тем, как вы умеете? С вашим идеалом? В сравнении с экспертом в этом деле? Нереалистические сравнения подавляют, но первое, что вам следует помнить, - это то, что они нереалистичны. Чтобы мотивировать себя, проводите сравнения с вдохновляющим вас будущим, связанным с вами, а не с другими людьми. А чтобы судить о собственном прогрессе, сравните себя с тем, каким вы были в начале пути.

Мы уже рассматривали, как можно создавать стресс с помощью обобщения. Один из способов обобщения заключается в том, чтобы прислушиваться к словам типа "все", "никогда", "всегда", "каждый". Такие слова называют "универсалиями". Они подразумевают отсутствие всяких исключений, например: "Я никогда не смог бы этого сделать", "Я всегда подхватываю простуду на Рождество", "Все будут смеяться надо мной". Оцените объективно явное нарушение в логике таких рассуждений. Ничто не может быть абсолютным, наверняка существуют исключения. Вспомните их. Если вы совсем не можете найти ни одного исключения, то устраивает ли вас такое положение дел? Если нет, то примите решение создать исключение при первой же возможности.

Ваш внутренний голос может, кроме того, устанавливать правила и высказывать суждения. Мы часто высказываем суждения, не опирающиеся на достаточно веские доказательства. У врачей есть авторитет, они очень много знают о болезнях и недомогании в целом, но вы являетесь экспертом в том, что касается вашего субъективного опыта. Когда вы замечаете, что говорите самому себе о том, что вам следует или не следует делать, спросите себя: "Зачем?" или "Кто сказал, что так должно быть?".

Мы устанавливаем правила для самих себя с помощью таких слов, как "следует" и "не следует", "должен" и "обязан", "могу" и "не могу". В лингвистике эти слова называются модальными операторами. Будьте особенно внимательными к появлению таких слов в вашем внутреннем диалоге. Когда мы растем, нас бомбардируют модальные операторы, щедро разбрасываемые родителями и учителями. Ведь это основной способ удерживать нас в определенных границах. Но эти границы могут со временем стать устаревшими или чрезмерно узкими. Когда вы слышите, как ваш внутренний голос говорит, что вы "должны" или "обязаны" сделать что-то, остановитесь и задайте себе вопрос: "Что произойдет, если я этого не сделаю?". Может существовать веское основание для того, чтобы сделать это, но может такого основания и не быть. Исследуйте последствия такого решения. Вы не должны слепо подчиняться. Другой вариант заключается в том, чтобы заменить в своем внутреннем диалоге все "должен" на "могу". Так что "Я должен выздороветь" превратится в "Я могу выздороветь". "Я могу" предоставляет возможность - я могу сделать это, а может быть, я и хочу?

Аналогичен подход к словам "не должен" и "не обязан". Спросите себя: "Что случится, если я все-таки сделаю это?" - и тщательно разберите все последствия. Каждый раз, когда вы услышите, как ваш внутренний голос говорит "не могу", сразу же ставьте вопрос: "А что меня останавливает?". Это препятствие может быть серьезной причиной, а может оказаться и ограничивающим убеждением. И как только вы поставите такой вопрос, он направит вас на поиски возможных путей преодоления стоящего перед вами препятствия. За такими операторами очень часто скрываются убеждения и предположения, касающиеся здоровья и болезни. И задав этим операторам вопросы, вы можете спросить у самих себя, какие именно убеждения лежат в их основе. Мы уже сталкивались с абстрактными существительными (номинализациями). Любое заболевание описывается с помощью номинализаций. Номинализации оказываются замороженными, они не могут изменяться во времени. Но что же происходит? Превратите их в процесс. Найдите, что на самом деле происходит в вашем теле. И каким бы серьезным ни было заболевание, первым шагом на пути установления контроля над ним является процедура деноминализации.

И последнее. Прислушивайтесь в своем внутреннем диалоге к любой попытке самообвинения. Обвинять самого себя - значит взять на себя полную ответственность за происходящее и считать себя причиной случившегося.

Мы знаем, что логику причины и следствия нельзя так упрощенно применять к процессам, связанным с людьми, но наш язык не улавливает столь тонких различий. Мы используем одинаковые формы в таких высказываниях, как "Он разозлил меня" и "Он разбил стакан". Когда вы говорите что-то типа: "Она разбила мое здоровье", - вы лишаете себя сил и наделяете кого-то другого властью над своим здоровьем. Столкнувшись с ситуацией, в которой вы приписываете свое эмоциональное состояние другим людям или внешним обстоятельствам, задайте себе вопрос: "Каким именно образом эти люди (или обстоятельства) вызывают у меня?..". Более прямой вопрос звучит так: "Каким образом я сам способствую возникновению этого состояния или этой болезни?".

Приписывая причину исключительно внешним обстоятельствам, вы оставляете себе лишь возможность пожинать последствия и лишаете себя всякой власти над своим состоянием.

Вот несколько вопросов к вашему внутреннему диалогу:

"Я должен делать больше физических упражнений".

Что случится, если я не буду делать упражнения?

"Я не могу бросить курить".

Что останавливает меня?

"Я не могу найти время для упражнений".

Что мешает мне?

"Мне необходимо стать более здоровым".

Более здоровым по сравнению с чем или с кем?

"Я не должен обращаться за помощью".

Что случится, если я обращусь?

"Он вызывает у меня напряжение".

Как именно он это делает?

"У меня диабет".

Какие конкретно процессы, носящие имя "диабет", происходят в моем теле?

ЯЩИК ПАНДОРЫ

Вы когда-нибудь слышали древнегреческий миф о ящике Пандоры? Пандоре - девушке, созданной Гефестом из земли и воды, - сказали ни в коем случае не открывать ящик, но не объяснили, почему этого нельзя было делать. Жизнь ее текла мирно и безмятежно, как в райском саду. Но однажды запретный плод снова оказался непреодолимо притягательным, и Пандора открыла ящик. Внезапно все несчастья мира вылетели из него в виде тучи жалящих насекомых, повалили из ящика, искусали Пандору и скрылись с ликованием, разлетевшись по всему свету подобно сонму злых духов. И лишь одно осталось в ящике - надежда. И когда она стала умолять Пандору выпустить ее, испуганная девушка открыла ящик еще раз. И надежда утешила ее.

У этого мифа очень глубокий смысл. Он говорит нам, что всегда существует надежда. Надежда - как противоположность беспокойству и депрессии. В ней таится намек на лучшее будущее. "Ошибочная надежда" – это нелепость. Любая надежда является реальной, если она заставляет вас действовать, чтобы приблизить желаемое будущее.

Надежда не имеет никакого смысла, если она не побуждает к действиям. Непростительно ждать пассивно, что все само собой улучшится, вместо того, чтобы самому начать творить стоящее будущее.

ЧЕГО ЖЕ ВЫ ХОТИТЕ?

Люди часто относятся к надеждам, как к продуктам или вещам - "у вас должна быть надежда". Но слово "надежда" тоже происходит от глагола, а следовательно, это то, что мы делаем. Когда мы надеемся, мы представляем себе лучшее будущее. Какое будущее мы хотим? Насколько лучше оно должно стать? Лучшее будущее - это то, что мы создаем сами сначала в своем воображении, а затем в реальности. И первым шагом в этом направлении является первый столп НЛП - знать то, что вы хотите. Это значит создавать то, что вы хотите.

Вопрос звучит так: "Чего вы хотите?". Он помогает сформулировать те результаты, которые приведут вас к желаемому состоянию. Вместо этого мы часто спрашиваем: "В чем проблема?". Это вопрос фокусирует наше внимание на том, что не получается в настоящее время, и не подталкивает вас к движению вперед. На самом деле он чаще всего поворачивает вас лицом к прошлому, и тут возникают такие вопросы как: "Почему у меня возникла такая проблема?", "Как она меня ограничивает?" и "Кто виноват?".

Во всех этих вопросах нет никакой пользы. Они не помогают создать лучшее будущее или построить надежду. Если мы хотим изменить настоящее, то археологического исследования проблем оказывается недостаточно. Не помогает и поиск виноватого. Обвинение - это невкусный коктейль из вины и ответственности, и вряд ли он кому-то понравится. Ведь обвинение опять-таки опирается на упрощенную идею причинно-следственных связей.

Вы создаете свое будущее тем, что делаете в настоящем, Размышление о том, чего вы хотите - о ваших целях - является ключом к созданию такого будущего, каким вы хотите его видеть.

Когда вы ставите цели, имеющие отношение к вашему здоровью или к другим сторонам вашей жизни, следует помнить несколько полезных правил:

* Сформулируйте свою цель позитивно.

Двигайтесь по направлению к желаемому будущему, а не прочь от нежелательного настоящего. Это не одно и то же. Движение по направлению к желаемому будущему автоматически вытащит вас из ограничений настоящего. Если же вы будете убегать от настоящего, оно будет настигать вас везде. А может быть еще хуже. Все, что вы знаете, - это то, что произойдут изменения. Существуют две наиболее распространенные цели, связанные со здоровьем: бросить курить и сбросить вес. Одна из причин, по которой их оказывается так трудно достичь, заключается в том, что обе они сформулированы негативно.

Любая формулировка, содержащая слова типа "отказаться" или "бросить", является негативной. Размышления о том, чтобы сбросить вес, автоматически фокусируют ваше внимание на том, что у вас есть сейчас - на весе. Когда вы думаете о том, что вам не следует есть конфеты и бисквиты, перед вашим взором снова всплывают все эти изысканные сласти. Неудивительно, что отказаться от этого оказывается столь трудной задачей, ведь вы постоянно думаете о том, от чего хотите избавиться. Превратите избавление от лишнего веса в часть более широкой цели, заключающейся в том, чтобы стать здоровым.

Чтобы превратить негативный результат в позитивный, поставьте вопрос: "Что этот результат сделает полезного для меня, когда я его достигну?" или "Что я хочу получить вместо этого?". Например, "бросить курить" может стать такими результатами, как "иметь здоровые легкие", "стать более здоровым", "стать более выносливым" или "получать больше денег".

* Сделайте свою цель как можно более конкретной и выясните, какая ее часть оказывается в вашей области влияния.

Поместите свою цель в определенные временные рамки:

Когда вы хотите это получить?

Где вы хотите это иметь и с кем?

Что вы собираетесь сделать, чтобы достичь своей цели?

Цель, опирающаяся на то, что другие люди сделают все для вас или какое-нибудь чудо преподнесет вам на блюдечке все то, что вы хотите, без всяких усилий с вашей стороны, представляет собой весьма слабую надежду, которая вряд ли принесет серьезные результаты. Какая часть конечного результата находится непосредственно в вашей власти, а в чем вам понадобится помощь других людей? Как вы будете убеждать их помочь вам?

* Какие ресурсы у вас есть для достижения этой цели?

Ресурсы могут быть самыми разными. Это могут быть люди, которые вам помогут, имущество, деньги, ролевые модели. Ресурсами являются личные качества - такие, как настойчивость и способности.

Ролевые модели могут стать ресурсами для вас: если вы знаете, что какой-то человек уже достигал той цели, к которой вы стремитесь, выясните, как он это сделал. Если это оказалось возможным для него, то почему не для вас?

* Как вы узнаете, что вы достигли своей цели?

Что конкретно вы увидите?

Что конкретно вы услышите?

Что конкретно вы почувствуете?

Какие ощущения запаха и вкуса будут связаны с этой целью?

Чем будет та последняя капля, которая окончательно убедит вас в том, что вы достигли того, что хотели?

Убедитесь, что эти доказательства достижения опираются на информацию от ваших органов чувств.

Например, подтверждением вашего здоровья могло бы стать то, что размер вашей талии достиг 81 см, что вы просыпаетесь с ощущением бодрости и дышите легко, а не кашляете, что ваш вес уменьшился на 4,3 кг, что улучшился цвет лица, что вкус стал более острым, что вы смеетесь по крайней мере шесть раз в день и по крайней мере один друг сказал вам о том, что вы стали лучше выглядеть.

Доверяйте своим чувствам. Думая о том, что вы увидите, услышите и почувствуете, достигнув своей цели, вы создаете образы и звуки, которые превратят будущее в действительность. Они наполнятся притягательной силой, потому что для вашего мозга они реальны.

* Выбрав свою цель окончательно, вы, может быть, захотите разделить ее на ряд более мелких результатов.

Например, цель, состоящая в том, чтобы стать более здоровым, может быть разбита на более мелкие цели, касающиеся здорового питания, составления плана упражнений, выделения времени для расслабления каждый день, проведения времени с любимыми и поиска дополнительной информации об интересующем вас направлении медицины.

* Подумайте о последствиях достижения вашей цели.

Любые шаги, касающиеся здоровья, оказывают влияние на самые разные стороны вашей жизни. Они даже могут изменить ваше представление о самом себе. К возможным последствиям относятся переезд в новый дом, приобретение новой одежды, установление новых взаимоотношений, трата денег, изменение привычек питания и более ранний подъем по утрам. То, что кажется замечательным с вашей точки зрения, может привести вас к конфликту с другими. Встаньте на позицию тех людей, которые играют важную роль в вашей жизни.

Как это повлияет на них?

Что они подумают, когда вы достигнете своей цели?

Как изменится их поведение по отношению к вам?

Что еще может произойти?

Чем вам придется пожертвовать? Подумайте о том времени, деньгах и усилиях, как умственных, так и физических, которые вам придется затратить. Стоит ли цель всего этого?

Каковы преимущества существующей ситуации? Ведь должны существовать какие-то преимущества, иначе вы не оказались бы в ней. Убедитесь, что вы сохраните эти преимущества, или найдите другой способ, который больше подходит вам, чтобы получить их в будущем.

* И последнее, но самое важное, - чувствуете ли вы конгруэнтность относительно этой цели?

Является ли она выражением вашей сущности? Проверьте неконгруэнтность и при необходимости измените цель: сделайте ее меньше и проверьте последствия более тщательно. Когда вы убедитесь, что она конгруэнтна вашему представлению о самом себе, постройте план действий. Существует программное обеспечение, которое поможет вам осуществить весь этот процесс.

ВОПРОСЫ К ЦЕЛИ

Сформулирована ли ваша цель позитивно, ведет ли она вас к тому, чего вы хотите, вместо того, чтобы уводить вас прочь от того, чего вы не хотите?

Является ли она конкретной и простой?

Имеет ли она определенные временные рамки?

Ясно ли вы представляете себе, где, когда и с кем вы хотите достичь своей цели?

Какие ресурсы у вас есть для достижения своей цели?

Например, имущество, личные качества, люди и ролевые модели.

Как вы узнаете о том, что вы достигли ее?

Что вы ее увидите, услышите и почувствуете?

Каковы более отдаленные последствия достижения этой цели?

От чего вам придется отказаться?

Как это скажется на других людях?

Каких денег, умственных и физических усилий это потребует?

Стоит ли она всего этого?

Как вы могли бы включить преимущества существующей ситуации в свою цель?

Это ваша сущность?

Тогда действуйте!

ПОБУЖДАЮЩЕЕ БУДУЩЕЕ

Теперь вы можете начать строить побуждающее будущее, помещая свою цель на линию времени. Этот процесс стал синтезом идей Джона Гриндера, Ричарда Бендлера и Тэда Джеймса. Вы можете использовать этот процесс для помещения конкретной цели в свое будущее.

Сначала возьмите любую цель из следующих областей:

- физической;

- профессиональной;

- социальной;

- эмоциональной;

- духовной.

Это ваша жизнь.

Если у вас все еще нет никакой конкретной цели, представьте себе, каким вы хотите стать. Какие качества вы хотели бы иметь?

Вообразите свою временную линию, протянувшуюся от прошлого к будущему. Вы можете сделать это мысленно, но можно также использовать линию на полу, чтобы ходить по линии времени. Подходит все, что сделает эту процедуру более реальной.

Отметьте на временной линии то место, которое будет обозначать настоящее (1).

Перейдите вдоль по вашей временной линии в прошлое на такое же расстояние, какое отделяет вас от вашей будущей цели. Если вы строите побуждающее будущее, которое состоится через пять лет, то и в прошлое необходимо отойти на пять лет (2).

Посмотрите вперед в то место, которое вы обозначили как "настоящее". Вы построили это "настоящее" теми действиями, которые совершили в своем прошлом.

Пойдите вперед к "настоящему" и почувствуйте, как много вы изменили за это время. Вам могут прийти в голову определенные ключевые события (3).

Сойдите с временной линии (4), представьте себе диссоциированную картинку самого себя, двигающегося к своей цели в будущем. Увидьте себя таким, каким вы хотели бы стать. Добавьте принадлежащие картинке звуки и голоса. Теперь ассоциируйтесь с картинкой.

Какие ощущения у вас возникают при этом?

Настройте субмодальности этой картинки, увеличивая ее и делая более яркой и цветной до тех пор, пока ваши приятные ощущения не достигнут пика интенсивности. Сделайте то же самое с аудиальными субмодальностями.

Когда вы будете полностью удовлетворены, выйдите из картинки и диссоциируйтесь.

Поместите эту картинку в то место в будущем, где вы хотите достичь своей цели. Пусть она встанет прямо на вашу линию времени (5).

Теперь посмотрите из этой будущей позиции на настоящее.

Какие шаги вам предстоит предпринять, чтобы превратить это будущее в реальность?

Какие препятствия могут возникнуть у вас на пути и как вы можете обойти их?

Что должно произойти в этот промежуток времени между настоящим и будущим?

Отметьте шаги и этапы этого процесса.

Вернитесь в настоящее (6).

Вы поймете, что существует ряд конкретных результатов, через которые придется пройти, чтобы достичь желаемой цели.

Пусть всегда цель находится впереди. Когда вы пройдете ее, создайте новую. Если цель потеряла в ваших глазах всякую привлекательность, создайте другую. Пусть всегда у вас будет мечта, выходящая за рамки той фантазии, в которой вы живете.

ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ

"Главная причина здоровья - любовь". Парацвльс

"Хаос - самое привлекательное из всех известных оправданий для лени". Брюс Стерлинг

"Надежда хороша на завтрак, а не на ужин". Френсис Бекон

"В жизни только две трагедии. Первая - когда вы не достигаете своего заветного желания. Вторая - когда вы достигаете его". Джордж Бернард Шоу


* ГЛАВА 10

БОЛЬ И УДОВОЛЬСТВИЕ

Нет никаких средств от рождения и от смерти, а есть средства только для того, чтобы с удовольствием провести время в промежутке между ними.

Джордж Сантаяна

Эта глава - о внимании к своим переживаниям. Это наиболее важная часть книги. Внимание к самому себе является основой самооценки. Оно расширяет ваше восприятие самого себя. Оно также является фундаментом вашего здоровья.

Наш организм постоянно предоставляет нам обратную связь о нашем состоянии. Мы склонны разделять события нашей жизни на три категории: удовольствие, к которому мы стремимся, боль, которую мы избегаем, и все то, что находится в промежутке между болью и удовольствием и что мы терпим либо игнорируем. Боль - это неприятная обратная связь. Испытывая боль, мы чувствуем себя одинокими, изолированными и погруженными внутрь себя. Человеческая симпатия смягчает боль, и мы не чувствуем себя столь одинокими. Проявление внимания к боли изменяет ее и может быть первым шагом на пути к тому, чтобы ее ослабить и начать ее лечить. Удовольствие - приятная обратная связь. Ваши органы чувств - это врата к физическому удовольствию. Удовольствие - одно из проявлений здоровья. Оно привлекает наше внимание к тому, что нас окружает. Испытывая боль, мы закрываемся; когда же нас посещает удовольствие, мы становимся открытыми, мы начинаем отчетливо ощущать связь с самим собой, с другими людьми и со всем миром.

Большая часть нашей жизни протекает скользя по поверхности наших переживаний, а поскольку мы уделяем мало внимания тому, что происходит с нами здесь и сейчас, мы лишаем себя удовольствия существования. И тогда мы вынуждены искать хоть какие-то развлечения, чтобы отвлечься. Мы теряем то, что есть, в пользу того, что могло бы быть или было когда-то. Настоящее - все, что у нас есть, это единственное место, в котором мы можем испытывать истинное удовольствие, но мы почти не обращаем на него внимания.

БОЛЬ

Существует много проявлений боли - как физической, так и эмоциональной. Мы сосредоточимся на физической боли, хотя все, что мы скажем, применимо и к эмоциональной.

Боль реальна, но ее трудно определить. Она субъективна - только человек, у которого она есть, может рассказать о ней, хотя у нас не такой уж богатый запас слов для ее описания. Не существует таких магических медицинских инструментов, с помощью которых врач мог бы объективно установить, какой силы боль вы испытываете; но и такой вещи, как воображаемая боль, тоже не существует.

Боль всегда реальна для ее владельца. Настоящая боль - это то, что вы воспринимаете таковой. Чаще всего игнорируют боль у детей. Дети меньше взрослых, но их боль от этого не уменьшается. Она может быть даже больше из-за страха, который они испытывают. Смягчение боли - это не наслаждение, и поэтому очень важно верить тому, что люди говорят о своей боли.

Отдельные части нашего тела весьма чувствительны, и мы знаем точно, где болит. Некоторые причины, вызывающие боль, и такие ее проявления, как кровь или перелом, могут быть видимыми, хотя сама боль не видна. Травма, нанесенная в той области, где болевых рецепторов немного, будет вызывать боль где-нибудь в другом месте - произойдет "перенос" боли. Внутренние органы имеют небольшое количество болевых рецепторов, поэтому, например, на ранних стадиях развития инфаркта боль ощущается в левой руке.

Скорее всего, у всех нас один и тот же порог болевой чувствительности, но различная болевая выносливость. Состояния страха, беспомощности или волнения усугубляют боль. Зубная боль ужасна, но ее причина и лекарственные средства против нее известны. Мы - знаем, что эта боль когда-нибудь кончится, и это понимание делает ее более сносной. Рождение ребенка весьма болезненно, но оно сопровождается огромной радостью и приятными ожиданиями, которые ослабляют ее действие. Труднее переносить боль, когда мы не находим ей никакого объяснения; неопределенность усугубляет положение. Мы не знаем, что делать и как остановить такую боль, поэтому ощущение беспомощности не покидает нас. Ноющая непонятная боль в груди из-за той тревоги, которая ее сопровождает, может доставлять даже больше беспокойства, чем зубная.

Острая боль оказывается внезапной, сильной и кратковременной. Она либо проходит сама собой, либо мы начинаем действовать, чтобы избавиться от нее. С хронической болью справиться труднее. Она приносит сильные мучения и может разрушить всю жизнь, вызвав депрессию и состояние беспомощности.

БОЛЬ КАК ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Боль заслуживает внимания и уважения. Это сигнал, обратная связь, передаваемая вашим телом: что-то идет не так и требует внимания. Мы пишем здесь об обычной острой боли и симптомах болезни, которые большинство людей испытывают на протяжении своей жизни. Серьезная хроническая боль может потребовать медицинского вмешательства и лечения с помощью лекарственных средств, хотя многое можно сделать в дополнение к такому лечению. Управление хронической болью - это быстро развивающаяся область медицины. Разрабатываются методы, с помощью которых пациенты могут самостоятельно управлять своей болью, что в конце концов приводит к пониманию того факта, что стандартные дозы не подходят всем одинаково.

Хотя слово боль (pain) происходит от латинского слова роепа, у которого тот же корень, что и у слова "наказание" (punishment), боль является неотъемлемой и существенной частью жизни. Если бы боли не было, нам пришлось бы сознательно обращать внимание на все то, что мы делаем, чтобы не пораниться, а это сделало бы нашу жизнь невыносимой. Если бы мы не чувствовали боли, поднося руку к открытому пламени, мы могли бы серьезно повредить ее. Боль говорит нам о том, чтобы мы прекратили делать то, что мы делаем. Зачастую рефлекторная реакция даже не дает нам времени опомниться. Боль заставляет нас предпринимать решительные действия. Боль от воспаленного аппендикса подталкивает нас к тому, чтобы искать помощи или умереть. Мы не хотели бы, чтобы болезненные сигналы исчезли совершенно. Боль - это признак здоровья. Просто наше тело говорит нам. "Я живо!". Лишь когда боль не прекращается, а мы не можем предпринять никаких действий, чтобы ее остановить, - вот тогда она превращается в проблему.

ЛЕКАРСТВА

Когда мы думаем о смягчении боли, обычно в голову приходят мысли о лекарствах. Даже эндорфины - вещества, которые наш организм производит естественным образом для ослабления боли, - и те называют "естественными обезболивающими лекарствами" организма. В этой метафоре скрывается несколько чуждых нам предпосылок! Эндорфины оккупируют рецепторы, не позволяя медиаторам передать сигнал о боли. Кокаин действует точно так же.

Реклама лекарственных средств провозглашает их "убийцами боли" (painkillers). И это тоже метафора. Медицина поддерживает болеубийственный подход: принимайте лекарство при первом же приступе острой боли!

Лекарства занимают важное место в лечении боли, и в настоящее время в продаже имеется несколько десятков безопасных и эффективных лекарств. Так почему бы их не использовать? Но в действительности, чем меньше болеутоляющих средств вы принимаете; тем лучше по многим причинам.

Во-первых, вы пренебрегаете при этом собственными внутренними ресурсами. Вместо того чтобы принимать как должное, что вы неспособны контролировать боль и нуждаетесь в помощи извне, определите, какие средства управления болью у вас уже есть.

Во-вторых, чем больше вы принимаете их, тем сильнее к ним привыкаете и тем менее эффективными они становятся. И чем меньше вы их принимаете, тем сильнее будет их действие, когда они действительно вам понадобятся.

В-третьих, боль является предвестником, симптомом, а не причиной. Необходимо услышать и понять, о чем же боль пытается сообщить нам, прежде чем убивать гонца. Когда вы принимаете болеутоляющие средства, вы можете избавиться от боли, но ее источник останется при этом нетронутым. С уходом боли, возможно, вы продолжите делать те же самые вещи, которые послужили ее причиной, только теперь вы не будете этого осознавать. Хотели бы вы обезболить свою руку, чтобы еще дольше держать ее в пламени?

Еще один пример: аллергия и мускульное напряжение являются обычной причиной головной боли. Аспирин ослабит эту боль, но ничем не поможет в лечении аллергии и стресса, которые ее вызвали. Он может привести к еще более сильной головной боли, и так до тех пор, пока аспирин совсем не перестанет действовать.

Другим примером может служить длительное употребление стероидов для ослабления воспалительных процессов и боли в мускулах или при растяжении сухожилий, особенно в спорте. Стероиды - сильнодействующие лекарства, похожие на естественный гормон кортизол. Они подавляют иммунную систему и могут иметь другие серьезные побочные эффекты. Боль сообщает вам о том, что в мускулах появилось повреждение, требующее лечения. Лекарство останавливает этот сигнал, но мускулы остаются поврежденными. Дальше - более серьезные нарушения. Цена таких игр может быть слишком высокой - боли в спине от повреждения позвоночника или артрит.

По отношению к эмоциональной боли те же самые доводы остаются в силе. Врачи предпочитают выписывать транквилизаторы с самыми добрыми намерениями. Но транквилизаторы не устраняют причину и не разрешают проблему, они лишь притупляют ощущения, лишают вас способности чувствовать. Например, горе является естественным процессом смягчения боли утраты, и этот процесс требует некоторого времени для своего завершения. Транквилизаторы могут блокировать горе. В НЛП существует много техник, помогающих снимать чувства страха, вины, утраты и лечить прошлые травмы. Эти техники работают, не подавляя симптомы, а предлагая средства для разрешения тех проблем, которые они создают.

В применении лекарственных средств есть свой смысл. Прием транквилизаторов или анальгетиков может оказаться вполне уместным. Они могут порой спасти жизнь, а для многих людей служат надежной опорой. Если уж вы соберетесь принимать лекарства, тщательно изучите их свойства, какую функцию они выполняют, какими побочными эффектами обладают. Действуйте в согласии со своим доктором. Если и он не знает о каком-либо лекарстве, получите информацию в местной библиотеке. Обязательно получите ответ на очень важный вопрос: "Как я узнаю о том, что в этом лекарстве я больше не нуждаюсь?".

СОМАТИЧЕСКАЯ ПОДСТРОЙКА

Боль может оказаться последним сигналом, предшествующим болезни, или первым признаком заболевания. Как же следует на него реагировать?

На практике мы чаще всего реагируем одним из следующих способов: гасим боль обезболивающими лекарствами или вовсе ее игнорируем. Попытки игнорировать боль не приводят к желаемому результату. Чем усерднее вы пытаетесь не думать о ней, тем сильнее вы сосредоточиваете на ней свое внимание и тем больше попадаете в ее власть. Лучше займитесь чем-то другим. Порой удивительно, как быстро пропадает всякая боль, когда мы увлекаемся чем-то приятным. Когда мы с головой уходим в какое-нибудь дело, мы не замечаем боли. Например, спортсмены могут закончить игру - и лишь после ее окончания заметить, какую сильную травму они получили. Но перед тем, как переключиться на другой вид деятельности, отнеситесь к боли как к сигналу, который требует вашего внимания.

Сначала остановимся на том, как не стоит обращать внимание.

Пусть боль возникла, например, в голове. И на вашей личной десятибалльной шкале болевой интенсивности пусть она оценивается в 1. Вы встревожены и обеспокоены. Вы беспокоитесь по поводу боли, опасаясь, чтобы она не усилилась. Это беспокойство и предположение о том, что боль может усилиться, делают ее более сильной. Интенсивность поднимается к метке 2. Опасения и тревога приводят к выбросу в кровь адреналина, который усиливает нервное напряжение. Боль подскакивает, например, к метке 4. Это может привести к возникновению порочного круга или спиралевидного развития боли. В следующий раз при возникновении головной боли вы можете подумать: "Я надеюсь, она не будет такой же ужасной, как в прошлый раз". А это уже начало нового витка спирали.

Вместо того, чтобы продолжать по инерции двигаться по спирали, просто уделите боли некоторое внимание, подумав о ней, как об ощущении в настоящий момент. Отстранитесь от прошлого опыта и будущих ожиданий. Сам процесс обращения внимания едва уловимо изменит ваше восприятие боли. Ян разработал процесс под названием "соматическая подстройка". Цель заключается в том, чтобы признать ваше переживание боли и дискомфорта и, сделав это, позволить им развиваться дальше.

Вместо того, чтобы убегать от этого ощущения, обратите на него свое внимание. При этом заметьте, что будет происходить с первоначальными ощущениями. Они почти наверняка начнут изменяться.

Обращая внимание на боль, вы изменяете свое отношение к этому ощущению - и у вас появляется возможность непосредственно воздействовать на него. Возьмем худший случай, предположим, что боль начнет усиливаться - значит, вы можете оказывать на нее влияние. И ваша цель теперь - воздействовать на нее желательным для себя образом.

Вы поймете, что, хотя боль и составляет некоторую часть вашего опыта, она не захватывает его целиком. Вы испытываете боль, но она лишь часть вашей личности. Кроме того, вы можете обратиться к этому симптому непосредственно - спросите его, какое сообщение для вас содержится в нем. Удивительно, как часто люди получают ответ, который оказывается очень важным для них.

После этого можно сделать множество других вещей. Одна из них, весьма полезная, заключается в том, чтобы построить собственную шкалу боли. Например:

0 - это отсутствие всякой боли;

1 - дискомфорт;

2 - слабая боль;

3 - умеренная боль;

4 - сильная боль;

5 - самая сильная боль, которую вы когда-либо испытывали.

Проградуируйте интенсивность ощущения. На выбранной вами шкале может быть столько точек, сколько вы пожелаете. Важно, чтобы они имели для вас определенный смысл. Даже если вы просто задумаетесь над тем, какие это могут быть точки, это поможет лучше разобраться в своих собственных переживаниях.

Отметьте уровень своей боли на шкале.

Тщательно разберитесь в ней.

Отметьте субмодальности боли.

Где она расположена?

Насколько она интенсивна?

Какая у нее температура?

Какой у нее размер?

Какую поверхность она захватывает?

Если бы эта боль превратилась в звук, то на что он был бы похож?

Если бы у нее был цвет, то какого цвета была бы боль?

Это подстройка к самому себе - соматическая подстройка. Она изменит ваши переживания. Она может ослабить боль. И теперь вы сможете перевести себя к другому переживанию. Прислушайтесь к внутреннему звуку боли. Теперь постепенно изменяйте этот звук. Обратите внимание, как изменение звука меняет восприятие боли. Поэкспериментируйте с другими звуками. Возможно, вам удастся полностью поменять этот звук на звучание комфорта, снижая громкость и ритм, делая его более музыкальным и мягким или перемещая источник звука.

Вы можете также работать с картинкой, изменяя яркость, плотность и цветность. Заметьте, как это влияет на боль. Разные цвета будут создавать различные ощущения. Найдите лучший для себя. Когда вы работаете с визуальными и аудиальными субмодальностями, не совершайте сильных изменений слишком резко, исследуйте сначала последствия постепенного сдвига субмодальностей. Зачастую простого обращения внимания бывает достаточно, чтобы, не выполняя никаких превращений звуков и картинок, позволить совершиться процессу изменений.

МЕТАФОРЫ БОЛИ

Ваша метафора боли оказывает влияние на ваше восприятие этого ощущения.

Исследуйте свое отношение к физической и эмоциональной боли с помощью следующих вопросов:

"Когда я испытываю боль, я не могу..."

"Меня пугает в боли то, что..."

"Стонать и ныть от боли бывает нормальным, когда..."

"Стонать и ныть от боли неестественно, когда..."

"Я признаю, что у меня боль, когда..."

"Я не признаю, что у меня боль, когда..."

"Самая сильная боль из тех, которые я когда-то испытывал, это..."

"Обычно я обращаюсь с болью следующим образом..."

"Я никогда не обращался с болью так..."

Вы можете воспользоваться следующими вопросами, чтобы исследовать боль, которую испытываете сейчас, или ваше восприятие боли вообще:

БОЛЬ ПОХОЖА НА... ПОТОМУ ЧТО...

Вы не обязаны ограничиваться единственным ответом. Возможно, вам придет в голову несколько метафор.

Что она говорит вам о том, как вы испытываете боль?

Что еще должно быть верным относительно вашей боли, чтобы ваша метафора тоже стала верной?

Боль - это сообщение вашего тела. У вашего организма нет слов, только ощущения. Чтобы понять и начать действовать в ответ на полученное сообщение, возможно, вам понадобится перевести его на язык слов, и тогда боль достигнет своей цели. Воспользуйтесь этими и следующими вопросами, чтобы исследовать это сообщение. Не пытайтесь намеренно придать смысл ответам. Примите к сведению любой полученный ответ, каким бы странным он ни казался вначале.

Возьмите конкретную боль или симптом и закончите следующие предложения:

КОГДА Я ИСПЫТЫВАЮ ЭТУ БОЛЬ, Я ЧУВСТВУЮ... ПОТОМУ ЧТО...

Не ограничивайте себя только одним ответом. Позвольте всем своим негативным ощущениям найти свое выражение в боли.

У боли тоже может быть позитивное намерение - она делает что-то полезное для вас, предоставляя вам возможность достичь какой-то цели.

Задайте себе следующий вопрос и запишите полученный ответ:

КОГДА Я ЧУВСТВУЮ БОЛЬ, Я ИСПЫТЫВАЮ ОБЛЕГЧЕНИЕ, ПОТОМУ ЧТО...

Посмотрите на свой ответ. Как он может оказаться верным? Позитивное намерение почти всегда проявляется. Боль действительно помогает вам достичь желаемого результата.

Существует ли другой, более подходящий способ достичь того же самого результата, не испытывая боли?

ПРОСНУТЬСЯ БОЛЬНЫМ

Часто мы игнорируем боль, вероятно, не желая принимать лекарства или устраивать много шума из ничего или просто надеясь, что она пройдет сама собой. Но игнорируя боль, мы оставляем без внимания то сообщение, которое она пытается передать. Мы рискуем однажды проснуться больными, систематически отбрасывая одно и то же сообщение. Посыльный, в конце концов, чтобы привлечь наше внимание, сделает нечто большее, чем просто подергает за рукав.

Джозефу приходилось одно время преподавать в течение полного рабочего дня всю четверть, потому что это был единственный способ заработать деньги. Он игнорировал болезнь в течение четверти и старался по возможности продолжать работать, но при этом регулярно простывал и во время каникул оказывался прикованным к постели гриппом. Создавалось такое впечатление, что все накопленное за четверть напряжение выплескивалось наружу во время каникул, когда появлялась возможность заболеть.

В общем, мы принимаем свое здоровье как само собой разумеющееся, пока организм не отказывается нормально работать, Кроме того, мы привыкаем к определенному стилю поведения. Начав лучше осознавать свое тело, мы станем более чувствительными к обратной связи, пока она не перерастет в боль. При этом мы обостряем свою чувствительность и к физическому наслаждению.

Сначала подстройтесь к самому себе.

Какие части своего тела вы чаще всего осознаете?

Заштрихуйте их на диаграмме (стр. 195).

По поводу каких частей своего тела вы испытываете удовлетворенность? (То ли потому, что они причиняют вам боль, или вы испытываете неудобство в связи с ними, или считаете их не совсем привлекательными.)

Закрасьте их в другой цвет.

Наконец, какие части вашего тела вам нравятся?

Выделите их третьим цветом.

Что эти рисунки говорят вам о том, как вы воспринимаете свое тело?

СКАНИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЯ

Мы рассматривали боль. Теперь мы переходим к осознанию удовольствия, поэтому вам, наверное, захочется, прежде чем читать дальше, изменить свое состояние, встав и немного подвигавшись.

Сканирование тела - это мощный прием, повышающий чувствительность и способность осознавать свое тело.

Найдите спокойное место, где вы могли бы лечь и расслабиться в течение 10 минут. Пусть фокус вашего внимания переместится внутрь вашего тела. Вообразите, что, вдыхая, вы выдыхаете воздух в различные части вашего тела.

Начните с носков ног и медленно поднимайтесь выше. Когда вы достигнете таза, повторите этот процесс вниз по правой ноге. После этого снова вернитесь к тазу, поднимитесь выше вдоль туловища от поясницы через брюшной отдел к груди и плечам.

Следующим шагом перейдите к пальцам левой руки и поднимитесь вдоль по ней, пока не достигнете плеча. Повторите то же самое с правой рукой. И, наконец, пройдите через горло и шею все части лица и завершите процесс на макушке.

На самом деле не имеет никакого значения, где вы начнете и где закончите, лишь бы вы охватили все тело, почувствовав каждую его часть внутри и снаружи. Ощутите сердце*, легкие и пищеварительную систему. Сделайте вдох и выдох в каждую частицу своего тела.

Пусть дискомфорт или усталость с каждым выдохом покидают ваше тело, а каждый вдох пусть наполняет его энергией и светом. Найдите в нем здоровые области. Нарисуйте свою собственную диаграмму и закрасьте на ней эти здоровые области. Вы можете обнаружить их и в очевидных, и в самых невероятных местах: в носках ног, в ладонях, в легких, в веках или в коленях. В некоторых областях вы можете почти ничего не чувствовать. В других может появляться боль. Не позволяйте им захватывать ваше внимание до тех пор, пока не дойдет их очередь, а затем пройдите через них точно так же, как вы делали это раньше.

Это простое упражнение, и занимает оно 10 минут. Существует множество различных аудиокассет с релаксационными записями, но лучшей записью для вас будет та, которую вы сделаете сами. Ведь вы сами знаете, что сказать и как сказать, чтобы расслабиться.

Сканирование тела - это один из способов оставаться в настоящем моменте и обострять осознание своего тела. Внимание и готовность почувствовать любые ощущения имеют большее значение, чем избавление от напряжения в теле.

*- работа с сердцем и головным мозгом не рекомендуется (требует особенных знаний)

МЕДИТАЦИЯ

Сканирование тела похоже на медитацию. К медитации порой относятся как к эзотерической дисциплине, пришедшей к нам из восточной религии, но слово "медитация" имеет тот же самый корень, что и слово "медицина". Оба означают меру и баланс. Мы уверены, что регулярные сеансы медитации играют важную роль для здоровья.

Существуют самые разные формы медитации. Действие каждой из них включает установление равновесия между разумом, телом и духом путем осознания того, что происходит в настоящий момент. Трансцендентальная медитация (ТМ) получила широкое распространение в западном мире за последние 25 лет и стала предметом интенсивных научных исследований. Все системы релаксации и медитации приносят пользу, но польза ТМ была лучше всего изучена и подтверждена. Во время ТМ частота вашего дыхания падает до 11 раз в минуту вместо обычных 16 или 20. Ваш пульс замедляется по крайней мере на три удара в минуту, а кровяное давление понижается. Поверхностное сопротивление кожи, которое является показателем волнения и используется и в качестве био-обратной связи, и в детекторе лжи, повышается примерно в 300 раз по сравнению с нормой, демонстрируя минимум уровня волнения и стресса. Приток крови к мозгу увеличивается на 25%. Даже электрическая активность моз


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: