Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Воспитание в детских объединениях и организациях




Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них осо­бое место занимают различные детские объединения. Пред­шествующий опыт доказывает у детских объединений дол­жна быть своя социальная ниша. Для них губительны глобальные цели, возложение функций других обществен­ных или государственных институтов. Перспективные цели детских объединений — помочь детям найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализа­ции детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

Дети объединяются с учетом своих интересов как в шко­ле, так и вне ее. Воспитательная работа, направленная на

решение задач социализации ребенка в условиях детского объединения, сохраняя взаимосвязь с другими факторами формирования личности, по своим целям, содержанию, структуре во многом отличаются от них и составляют осо­бое образование. Социальные отношения динамичны. Это особенно проявляется в период интенсивного общения де­тей во временном объединении.

Процесс социализации эффективнее осуществляется в тех из них, члены которых объединены общей деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни как самих подростков, так и других людей. Эта деятель­ность должна строиться на основе принципов самоуправле­ния и самоорганизации, уважения и защиты прав детей.

Цель деятельности любого объединения можно рассмат­ривать в двух аспектах: с одной стороны, как цель, кото­рую ставят перёд собой дети; с другой — как сугубо воспи­тательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детских объединений.

Говоря о первом аспекте, необходимо отметить, что добро­вольное объединение детей возможно лишь тогда, когда они видят в нем перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов. Важно, чтобы объедине­ние повышало социальную значимость их деятельности, де­лало их более взрослыми. Этот аспект, не противоречащий «детской» цели, предполагает создание в организации та­ких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности ребенка, результатом чего являет­ся желание и готовность детей к выполнению социальных функций в обществе.

Речь идет о формировании у детей готовности:

■ к цивилизованным экономическим отношениям;

■ политическим отношениям на основе норм демократи­ческой культуры;

■ отношениям в духовной сфере на базе общечеловечес­ких ценностей.

Каждая из составляющих должна быть реализована в тес­ной связи с другими.

Достижение воспитательной цели предполагает не просто обретение знаний, необходимых для выполнения соци­альных функций, а включение членов организации в ре­альные социальные отношения, которое может основывать­ся на понимании цели организации, т. е. удовлетворять их разнообразные интересы.




Цель можно определить как создание условий для соци­ального становления личности ребенка, что самими детьми понимается как перспектива интересной жизни. Итогом ре­ализации данной цели является сформированность у детей готовности к выполнению разнообразных социальных фун­кций в обществе. Понимание цели позволяет по-новому обо­значить задачи детских объединений, способствующие со­циализации личности ребенка:

■ формирование социальных умений в экономической, политической и духовных сферах;

■ формирование мотивов социальной деятельности;

■ создание условий для удовлетворения интересов детей, развития личности, раскрытия ее творческого потен­циала;

■ стимулирование самопознания и самовоспитания чле­нов детской организации.

Детское объединение представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной сто­роны, создавая условия для удовлетворения потребностей, ин­тересов ребенка, способствуя их взаимному обогащению, фор­мированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограни­чения и коллективного выбора, корректировки с обществен­ными нормами, ценностями, социальными программами.

Детское объединение выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникаль­ность ребенка.

Процесс социализации в детском объединении эффекти­вен при общности интересов, совместной деятельности детей и взрослых. При этом за детьми должно оставаться право выбора форм жизнедеятельности объединения, свободного перехода из одной группы, одного микроколлектива в дру­гие, возможность создания ассоциаций для реализации соб­ственных программ.



Объединения различаются по содержанию деятельности, времени существования, форме управления. По содержанию объединения бывают трудовыми, в них реализуются задачи организации трудовой деятельности детей, например, их заработок. Это ученические кооперативы, созданные чаще всего для совместной деятельности детей с целью решения личных экономических проблем.

Досуговые объединения предполагают помочь развитию способностей и склонностей детей, предоставлять им возможности для общения, самовыражения и самоутвержде­ния. В связи с тем, что в эти коллективы ребенок входит добровольно, в них он занимает особое положение: здесь ему не надо мириться с тем положением, которое он вы­нужден занимать в классе.

Содержанием отличаются общественно-политические, ре­лигиозные, патриотические, познавательные и другие объ­единения детей.

По длительности существования детские объединения могут быть постоянными, которые, как правило, возника­ют на базе школы, учреждений дополнительного образова­ния, по месту жительства детей; типичными временными объединениями детей являются детские летние центры, ту­ристические группы и т. д.; к ситуативным относятся объе­динения детей, создаваемые для решения какой-либо зада­чи, не требующей много времени (участники акции помощи, участники слёта и т. п.).

По характеру управления среди детских объединений можно выделить неформальные объединения детей, клуб­ные объединения, детские организации.

Многие годы в нашей стране доминировала единственная детская организация, которая фактически перестала быть организацией детей, а стала формой организации школь­ной жизни.

В условиях демократизации общества появилась необхо­димость существенных изменений в работе детских органи­заций. Наиболее эффективный путь обновления содержа­ния их работы — это предоставление детям возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, орга­низаций, групп, в которых создаются необходимые усло­вия для социализации личности. Вариативно-программный подход предполагает наличие комплекса программ, отли­чающихся друг от друга содержанием деятельности детей и адекватными ему формами и методами работы. Данные программы реализуют возрастной подход и учитывают ди­апазон интересов и потребностей детей.

Если иметь в виду, что содержание выполняет познава­тельную и ценностно-ориентационную функции, то про­граммирование выполняет функцию организующую. Речь, конечно, не идет о программах, по которым ранее работала пионерская организация и школа и которые регламентиро­вали практически все, вплоть до видов и форм деятельнос­ти детей и подростков в разовых мероприятиях.

Вариативно-программный подход к деятельности не толь­ко отвечает интересам детей и подростков, но и учитывает изменения окружающей жизни — экономические, социаль­ные, политические, нравственные. Дети имеют возможность выбирать объединения по интересам, переходить из одного объединения в другое, реализовывать любую, созвучную душе, программу (несколько программ), а также менять их в зависимости от поиска интереса, самому планировать сро­ки и темпы выполнения программ.

Программы разрабатываются с учетом вариативности. Членам организации предоставляется право создавать свои программы. Это формирует условия конкурсности, являю­щейся гарантом создания оптимальных вариантов про­грамм. Сегодня фактически новыми организациями стали Детский орден милосердия, Школа юных парламентариев, Детская морская лига, «Игра — дело серьезное», «Бизнес-тинэйджер» и др.

Для воспитания демократической культуры детей боль­шое значение имеет работа детских общественно-полити­ческих объединений. Быть политически развитым, облада­ющим демократической культурой человеком — означает в первую очередь, способствовать согласию, гармонизации разнонаправленных интересов, существующих в обществе, быть нацеленным на поиск компромиссов, умеряющих стра­сти и способствующих конструктивному решению задач, стоящих перед обществом. Это означает быть готовым сле­довать принципу определяющей воли большинства, защи­щая права личности, которые считаются естественными, неотъемлемыми и т. д.

Чтобы думать и действовать таким образом, человеку не­обходимы знания о той общественной среде, в которой он действует, знания исторические, философско-мировоззренческие, экономические, политологические, психологичес­кие, культурологические.

Актуальна сегодня и задача воспитания социально-эко­номической активности детей в детских объединениях. Этот процесс обеспечивается:

■ взаимодействием детей и взрослых в социально-эконо­мических отношениях;

■ использованием имитационных форм в подготовке де­тей к экономическим отношениям;

■ апробацией полученных знаний в практической дея­тельности.

В детской организации «Радуга» (г. Шатура Московской области) использовали имитационную игру «Детский заем», суть которой заключается в том, что каждому участнику игры предлагали стать держателем облигации, на купонах которой напечатаны эмблемы программ детской организации и информация о предлагаемых конкурсах-заданиях. Зада­ния были различны: работа в лесхозе, на расчистке леса, из­готовление пакетиков для лекарств по договору с аптеками, работа на цветниках и т. д. Это были задания по сбору мате­риалов о российских деревнях, промыслах, описание тради­ций семьи, составление родословной и многое другое. Побе­дителем в игре стал тот, кто выполнил все четыре задания. Большое значение для воспитания детей имеют их времен­ные объединения, которые обладают особыми воспитатель­ными возможностями: ребенку создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения со сверстника­ми, предоставляются разнообразные варианты реализации своей творческой активности. Интенсивность общения и спе­циально заданная деятельность позволяют ему изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых. Во временном детском объединении подростки пробуют самостоятельно организовать свою жиз­недеятельность, меняя при этом позицию от пассивного на­блюдателя до активного организатора жизни объединения. Если процесс общения и деятельности в объединении прохо­дит в доброжелательной обстановке, с вниманием к каждому ребенку, то это помогает ему создать положительную мо­дель поведения, получить эмоционально-психологическую реабилитацию.

При организованной деятельности временное детское объединение располагает богатством и разнообразием соци­альных связей, благоприятной атмосферой для самопозна­ния и самовоспитания каждого, что обусловлено рядом осо­бенностей.

Таким образом, различные детские объединения расши­ряют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию но­вых ценностных ориентации, стимулируют социальное раз­витие ребенка.






Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 3751; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9721 - | 7566 - или читать все...

Читайте также:

 

18.207.240.35 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.