Правописание корней с чередующимися гласными

Со школьной скамьи всем известны корни с чередующимися гласными и соответствующие правила, но именно эта орфограмма вызывает сложности не только у школьников, но и у взрослых, часто хорошо образованных людей. Это происходит потому, что знать все правила написания корней с чередующимися гласными е/и, о/а или ин, им/а, я, а также все исключения практически невозможно. Однако наиболее часто встречающиеся слова можно и нужно запомнить. Эти слова создадут основу для самостоятельного воспроизведения правила при выборе буквы в корнях с чередованием. Напомним, что правильно выделить корень слова можно подбором пяти-шести родственных (близких по смыслу и звучанию) слов и/или форм слова.

ЗАДАНИЯ

1. Выделив корни во всех словах, сформулируйте правила, объясняющие написание чередующихся гласных е/и и о/а в каждой группе.

Выберу, собираю, блестит, блистательный, стелется, застилает, придираются, придерётся, замереть, замирающий, выжег, выжигание, запереть, препираться, вычет, вычитание.

2. По аналогии сформулируйте правило написания букв а/о в корне -кас-/-кос-: касаться, прикосновение. Запомните ещё два корня, в которых зависимость написания о/а от ударения обратная предшествующему правилу: -зор-/-зар-; -скок-/-скак-.

Зорька, зарево, заря, подскок, подскакивать, скакать.

3. Обоснуйте написание чередующихся гласных в приведенных группах слов.

Ловить, ловит, вылавливать, поклон, поклониться, кланяться, ломать, сломанный, выламывать, примочки, замочить, вымачивать, поздно, опоздать, опаздывать.

Предложить, предлагать, вырос, растение, проращивать, скакать, вскочить.

Занять – занимать; начать – начинать; сжать – сжимать.

Сидение, сидеть, сиделка, седок, седло; плавучий, поплавок, пловец, пловчиха.

Равнина, равенство, сравнение, равномерный, подровнять, ровный, поровну, ровесник; непромокаемый, мокрёхонек, обмакнуть, промакивать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: