Социальный проект - это программа реальных действий, в основе который лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме, регионе. Это один из способов участия в общественной жизни путем решения насущных социальных задач.
Социальное проектирование может быть в форме акции, внеурочного мероприятия, учебного занятия.
Социальное проектирование представляет собой сочетание социальной пробы, социальной практики и социального проектирование. Под социальным проектированием понимается деятельность, имеющая значимый социальный эффект, направленная на приобретение качественно нового личного опыта детей, задуманная и осуществленная детьми самостоятельно, подразумевающая конструктивное взаимодействие с окружающим социумом, формирующая социальные навыки детей.
Структура социального проектирования включает в себя 3 звена:
1. Социальная проба (вид взаимодействия, в ходе которого ребенок получает и усваивает информацию о социальных объектах явлениях). Социальная проба подразумевает следующие этапы: выбор темы, определение цели работы, разработка плана сбора информации, формирование групп, практические действия, анализ полученной информации, групповое обсуждение. На первый план вступает теоретический аспект проектирования.
|
|
2. Социальная практика (процесс освоения социальных навыков и знания сущностной стороны социальной действительности), социальная практика включает в себя следующие элементы: выбор объекта, определение цели, выбор социального учреждения, формирование групп, практическая часть (действия), оформление результатов (в виде дневника проекта), презентация, групповое осуждение. Целью данной формы работы является отработка в практической деятельности навыков, полученных в ходе учебы, прежде всего это касается навыков социального взаимодействия.
3. Социальный проект (создание нового общественно значимого продукта). Социальный проект состоит из таких ступеней, как: выявление трудностей, тема проекта, гипотеза, план действий, формирование групп, определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества», практическая деятельность, оформление результатов, презентация, групповое обсуждение. Проектная деятельность предусматривает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью.
Эти элементы могут существовать как взаимодополняющие виды деятельности или как самостоятельные и завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности.