double arrow

В 1653 г. началось проведение церковной реформы.

За время существования христианства на Руси в богослужебных книгах при переписке появилось много ошибок и неточностей. Русские богослужебные книги и церковные обряды не всегда соответствовали аналогичным в греческой православной церкви.

Причины церковной реформы:

  • образование единого русского государства требовало, чтобы русская православная церковь соответствовала этому статусу,
  • после принятия в состав России украинских земель, усиление связей с южнославянскими народами требовало единообразия церковных книг и ритуалов,
  • рукописный характер большинства церковных книг,
  • множество ошибок, разночтений и искажений в церковной литературе.

Инициатором реформы был патриарх Никон.

Патриарх Никон – (в миру Никита Минов) – русский патриарх в 1652-67 гг. родился в семье мордовского крестьянина, принял постриг в Соловецком монастыре. Его отличали решительность, жесткий характер, ум и фанатичная вера. При царе Алексее Михайловиче, который тоже отличался большой религиозностью, сложился «Кружок ревнителей благочестия». Именно там зародилась идея церковной реформы.

Острые споры вызывал вопрос, что должно быть образцом при исправлении церковных книг.

Никон считал, что за образец следует брать существующие греческие богослужебные книги.

Другой член «Кружок ревнителей благочестия» протопоп Аввакум Петров считал, что за образец следует древнерусские (византийские) книги.

В 1653 г. Никон начал реформу церкви, взяв за образец существующие книги. Реформа не затрагивала никаких религиозных православных догматов, изменились лишь книги, иконы, некоторые обряды.

Но значительная часть русского населения восприняла реформы Никона как посягательство на вековые традиции. Церковь раскололась на никонианцев – сторонников реформы (большая часть верующих) и старообрядцев – противников реформы.

Лидером старообрядцев стал протопоп Аввакум, человек не менее фанатичный, чем Никон. Старообрядцы прятали «неправильные» иконы и книги. Светские и духовные власти преследовали их, называли их раскольниками. Старообрядцы (раскольники) – ревнители старой веры бежали в леса, труднодоступные места, объединялись в общины, основывали в глуши скиты.

Не признал реформу Соловецкий монастырь, там началось восстание, монастырь находился в осаде в 1668-76 гг., но восстание было подавлено.

Старообрядцы не расходились с официальной церковью ни в одном догмате. Поэтому они были раскольниками, но не еретиками.

Церковный собор 1666-67 гг. предал раскольников проклятию (анафеме). Старообрядцы не признавали официальную православную церковь. Раскол не преодолен до сих пор.

Протопоп Аввакум в результате преследований погиб.

Никону проведенной реформы оказалось мало. Он считал, что церковь стоит выше государства. Он хотел иметь власть большую, чем та, которой обладал царь. Терпение «тишайшего» царя было не безграничным. Претензии Никона привели к ссоре с Алексеем Михайловичем. Это привело к тому, что Никон потерял сан патриарха. Он был сослан в Соловецкий монастырь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: