Жизнь Петра 1. Реформы первой четверти 18 века

Эпоха Петра Великого. Лекция №8.

Решительные преобразования в жизни страны связаны с именем Петра, которого современники и потомки назвали Великим. После смерти в 1682г. бездетного царя Федора Алексеевича (1675 - 1682) началась борьба за престол меду двумя боярскими группировками – Милославскими и Нарышкиными. Возможных претендентов на престол было двое: пятнадцатилетний Иван, сын от первого брака царя Алексея Михайловича с М.Милославской и десятилетний Петр, сын царя от второго брака с Н. Нарышкиной. Милославские, возглавляемые царевной Софьей, организовали стрелецкий бунт, в результате которого Иван Алексеевич был провозглашен «первым царем», а младший брат Петр – «вторым царем». В России наступил период своеобразного «двоецарствия», а реальная власть оказалась у энергичной и властолюбивой царевны Софьи, семилетнее правление которой было заполнено стрелецкими мятежами и заговорами. В 1689 году царевна Софья попыталась, используя верных ей стрельцов, силой решить затянувшееся соперничество с Петром. Но стрельцы перешли на сторону Петра. Софья была отстранена от власти и силой заточена в Новодевичий монастырь. Иван Алексеевич умер в 1896 году. Петр становится единовластным правителем.

Историки выделяют несколько важных событий, повлиявших на становление царя-реформатора. Это поездка в Архангельск в 1693-94гг., определившая его отношение к флоту и к роли морей для России. Вторым важным событием стали Азовские походы (1695- 1696), в которых Петр получил первый военный опыт. Третьим событием, повлиявшим на личность будущего преобразователя России, стала его длительная поездка за границу в составе «Великого посольства» (1697-1698), где Петр вел переговоры с правителями Голландии, Англии, Австрии, Пруссии, упорно изучал иностранные языки, систему административных учреждений, военное и морское дело, технику стран Запада. Он видел, что Россия нуждается в огромных преобразованиях. Причины реформ: 1) социально-экономическое, политическое и культурное отставание Росси от Западной Европы; 2) ослабление международного положения России. Угроза потери независимости.

Особенностями петровских преобразований были:

- слепое использование европейского опыта (Швеция);

- охват всех сфер деятельности и жизни общества;

- жесткий, насильственный курс и быстрый темп реформ;

- зависимость внутренней политики от внешней;

- отсутствие системы в проведении реформ.

На первом этапе реформ (до 1715 года) они носили в основном хаотичный, насильственный, поспешный, далеко не всегда продуманный характер и вызваны были в первую очередь военными нуждами, связанными с ведением Северной войны.

На втором этапе, когда военные действия были перенесены на территорию противника, преобразования стали более планомерными. Шло дальнейшее усиление аппарата власти, мануфактуры уже обслуживали не только военные нужды, но и производили потребительские товары для населения, государственное регулирование несколько ослабло, торговцам и предпринимателям предоставлялась определенная свобода.

Целью реформ стало обретение Россией положения одной из ведущих мировых держав, способной к конкуренции со странами Запада в военном и экономическом отношении. А главным инструментом проведения реформ было осознанно применяемое насилие по отношению ко всем сословиям российского общества начала 18 века.

По точному определению В.О.Ключевского, война, длившаяся почти все царствование Петра 1, «была главным движущим рычагом преобразований, а военная реформа – ее начальным моментом». Северная война (1700-1721) России против Швеции, начавшаяся с поражения русской армии под Нарвой, стала мощным стимулом реформ. Основным содержанием военной реформы было создание регулярной русской армии и русского военно-морского флота. Петр упразднил войска старого типа, уничтожив стрелецкие полки (после стрелецкого восстания 1698г.), постепенно ликвидировал дворянские конные ополчения. Была введена воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий (от 20 дворов по одному рекруту). Казачьи войска стали постоянной составной частью армии. К концу правления Петра Россия располагала армией в 200 тысяч человек. Флот насчитывал 48 линейных кораблей и около 800 галер. Армия и флот содержались за счет государства.

Для обучения командиров были созданы математическая, навигационная (морская), артиллерийские, инженерные, иностранных языков и даже хирургические школы. Для подготовки офицеров также служили Преображенский и Семеновский гвардейские полки. Многие молодые дворяне отправлялись учиться военному искусству за границу.

Для управления войсками взамен приказов учреждены Военная коллегия и Адмиралтейство. Организация вооруженных сил, основные вопросы обучения способы ведения боевых действий были законодательно закреплены в Уставе воинском (1716), Книге-уставе морском (1720).

Реформы в экономике. Война потребовала глубокого реформирования экономики. Учитывая, что к концу 17 века в России было всего около 30 мануфактур именно государство взяло на себя развитие крупной промышленности, в первую очередь металлургии. Значительная часть мануфактур были государственными. Особенности их деятельности были в том, что 1) государство заказывало и обеспечивало сбыт продукции; 2) широко использовался принудительный и дешевой труд крепостных; 3) отсутствовала естественная конкуренция. Отсюда проистекала незаинтересованность господствующего класса в техническом росте и консервация феодально - крепостнических отношений.

Главным металлургическим районом стал Урал, оттеснивший на второй план старые Олонецкий и Тульско-Каширский районы. В 1698 году на Урале был построен Невьянский металлургический завод, потом еще 11 заводов. Это позволило удовлетворить потребность страны в металле. Уральское железо на долгие годы оказалось лучшим в мире, а Россия по выплавке черных металлов в середине 18 века вышла на первое место в Европе, опередив Англию. Петр покровительствовал частной инициативе в промышленности и отдельным предпринимателям, например, тульскому кузнецу А. Демидову. На Урале этот промышленник владел 25 заводами. Получили развитие текстильная (суконная, полотняно-парусная) и кожевенная отрасли промышленности, которые в основном работали на армию. За первую четверть было создано около 200 мануфактур.

Рост промышленного производства сопровождался усилением эксплуатации, широким применением принудительного труда на мануфактурах: использованием крепостных крестьян, купленных владельцем (посессионных) крестьян, ставших собственностью завода, а также на казенных мануфактурах труда черносошного крестьянства, которое приписывалось к заводу (приписные) и освобождались от государственных податей. Таким образом, особенностью развития русской промышленности в 18 веке была огромная роль государства и широкое использование несвободного зависимого труда.

Реформы способствовали развитию и ремесла, крестьянских промыслов. В 1722 году по указу в городах было введено цеховое устройство.

Сельское хозяйство развивалось медленно, экстенсивным путем. Однако и здесь были попытки реформ. Так, был издан указ, предписывающий применять во время жатвы косы вместо серпов. Вводились новые культуры – табак, виноград, тутовые и фруктовые деревья, лекарственные растения, разводились новые породы скота – молочные коровы и овцы-мериносы.

В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, пенька, меха, сало, икра, хлеб и др.), что приносило большой доход казне. Всячески поощрялось создание купеческих «кумпанств» и расширение торговых связей с заграницей. Внешняя торговля развивалась в соответствии с теорией меркантилизма. Согласно ей основу государственного богатства составляет накопление денег в казне. Следовательно, экспорт должен превышать импорт. Основным средством для обеспечения этого становился протекционизм, т.е. высокие таможенные пошлины на импорт производимых в стране товаров и поощрительные низкие пошлины на экспорт. Развивались традиционные центры ярмарочной торговли. В этом отношении политика Петра 1 продолжала традиции Новоторгового устава 17 века. К концу правления Петра российский экспорт вдвое превышал импорт. Главным центром торговли стал Петербург. Был построен Вышневолоцкий канал, связавший Петербург с бассейном Волги. Планировалось и строительство Волго-Донского канала.

Финансово-налоговая политика государства во времена правления Петра 1 отличается небывалым гнетом и изощренностью. Для ведения многолетней войны и активной внутренней и внешней политики крайне необходимы были финансовые средства. Главным видом прямого налога была на Руси в течение многих веков, заведенная монголами, подворная подать. Стремясь уменьшить платежи, крестьяне нередко сселялись по нескольку семей в один двор. В 1718 г. была проведена перепись населения, что позволило перейти к подушному взиманию налогов. Подушная подать для крепостного крестьянина в 1725 году составляла 74 коп., а для государственного крестьянина или посадского человека – 1 руб. 14 коп. Разница объяснялась тем, что крепостной должен был помимо государственных платежей платить повинности своему барину. С введением подушной подати, во-первых, общая сумма налоговых поступлений выросла вдвое; во-вторых, податная реформа стала важным этапом крепостного права в России, распространила его на те слои населения, которые раньше были свободными («гулящие люди»), либо могли обрести свободу после смерти своего господина (кабальные холопы). Разница между холопами и крестьянами окончательно исчезла. Холопство как социальная категория окончательно исчезла. В-третьих, вводилась паспортная система для крестьян уходящих на заработки. К прямым налогам относились также: рекрутские, драгунские, корабельные и другие «особые сборы».

Специальные «прибыльщики» во главе с А.Курбатовым выискивали все новые источники доходов: вводилась банная, рыбная, конская, гербовая и другие косвенные налоги и подати, вплоть до налога на бороды.

Таким образом, петровские реформы в области экономики и финансов способствовали значительному ускорению экономического развития страны. Но одновременно они усилили крепостнические порядки и тем самым заложили условия для последующего отставания от развитых стран Запада.

Реорганизация государственного управления. Преобразования системы государственного управления диктовались, с одной стороны, войной, а с другой стороны, продолжали и развили тенденцию к централизации управления, проявившуюся уже в 17 веке. (Прекращение земских сборов, рост приказной системы, передача власти на местах в руки назначенных из центра воевод, подчинение церкви светской власти и т.д.)

Реорганизация государственного управления. Преобразования системы государственного управления диктовались, с одной стороны, войной, а с другой стороны, продолжали и развили тенденцию к централизации управления, проявившуюся уже в 17 веке. (Прекращение земских соборов, рост приказной системы, передача власти на местах в руки назначенных из центра воевод, подчинение церкви светской власти и т.д.)

Идейной основой реформы государственного аппарата стали идеи европейских философов. Петр 1 руководствовался принципами камерализма (учение о бюрократическом управлении, распространенное в Европе в 17-18 вв). Для камерализма характерно создание учреждений, действующих на принципах специализации в какой-либо сфере, коллегиальности и регламентации обязанностей чиновника. Идеалом государственного устройства для Петра было «регулярное государство», модель, подобная кораблю, где капитан – царь, его подданные – офицеры и матросы, действующие по морскому уставу.

Основным политическим условием для ускоренного экономического и политического развития страны явилось создание четко отлаженного механизма абсолютной власти.

Во главе государства стоял царь. В 1721 г. Петра провозгласили императором, что означала дальнейшее усиление власти самого царя. Произошел разрыв с прошлыми традиционными государственными учреждениями. В 1711г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат в составе 9 человек. В основу комплектования его состава была положена компетентность (а не родовитость), выслуга и близость к особе царя. Сенат занимал ключевое положение в петровской государственной системе. Он сосредоточивал судебные, административные и законосовещательные функции, ведал губерниями, коллегиями и другими центральными учреждениями.

В 1718-1721гг. вместо полусотни приказов, чьи функции часто совпадали и имели четких границ, было учреждено 11 коллегий. Каждая коллегия ведала строго определенной отраслью управления. Коллегия иностранных дел – внешними сношениями, Военная – сухопутными вооруженными силами, Адмиралтейская – флотом, Камер-коллегия – сбором доходов, Штатс-коллегия – расходами государства, Вотчинная – дворянским землевладением, Мануфактур-коллегия – промышленностью, кроме металлургической, которой ведала Берг-коллегия. Фактически на правах коллегии существовал Главный магистрат, ведавший русскими городами. Кроме того, действовал Преображенский приказ, осуществлявший политический сыск.

Президентами первых трех коллегий были соответственно: канцлер Г.И.Головкин, А.Д.Меньшиков и адмирал Ф.М.Апраксин.

Еще раньше была проведена реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации в 1708-1715гг. была введена губернская система управления. Первоначально страна была разделена на восемь губерний. Во главе них стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния делилась на провинции, во главе которых стоял воевода. Провинции, в свою очередь делились на уезды.

В истории государственной реформы особое место занимает указ от 12 января 1722г., создававший один из важнейших контрольных органов империи – прокуратуру. Для надзора за деятельностью государственного аппарата вводилась должность генерал-прокурора. Подчиненные ему прокуроры назначались во все государственные учреждения. Первым генерал-прокурором был П.И. Ягужинский. Наряду с прокуратурой – институтом явного государственного надзора, был введен тайный контроль за деятельностью должностных лиц, который осуществляли фискалы. Фискал не нес ответственности за ложный донос, а в случае подтверждения сообщенных сведений получал половину штрафа, наложенного на преступника. Государство поощряло и доносы рядовых подданных.

В результате реорганизации государственного управления значительно выросло число чиновников и канцелярских служащих. Для привлечения на государственную службу способных людей вне зависимости от их происхождения Петр изменил порядок прохождения службы. В 1722-1724гг. была подготовлена «Табель о рангах». Вся государственная служба была разделена на три вида: военная, гражданская (статская) и придворная. Высшим рангом был первый (фельдмаршал или канцлер), низшим – 14. С получением 14-го ранга на военной или 8 ранга на статской службе присваивалось потомственное дворянство. Это открывало путь к карьере выходцам из податных сословий и, в то же время способствовало пополнению и обновлению дворянства и всей системы власти.

Служба дворян была обязательной и пожизненной. Стремясь побудить дворян к службе, Петр в 1714 году издал «Указ о единонаследии», запретив дробить дворянские имения при передаче по наследству. Имение должен был получить старший сын, остальным приходилось добывать пропитание службой. Даже имение можно было купить только после семи лет службы. За службу стали платить денежное жалованье. Одновременно указ окончательно уничтожил разницу между вотчиной и поместьем, официально разрешив наследование и куплю-продажу всех видов имений.

Церковная реформа. К числу важнейших по своим последствиям петровским преобразованиям следует отнести реформу церковного управления. Когда умер патриарх Адриан, Петр решил не назначать нового патриарха. Патриаршим местоблюстителем был поставлен рязанский митрополит Стефан Яворский. В 1721 году Петр утвердил «Духовный регламент», разработанный его сторонником псковским епископом Феофаном Прокоповичем. Согласно этому закону патриаршество в России было упразднено, а для управления церковью был создан специальный государственный органСвятейший правительствующий Синод. Синод, состоящий их 12 высших церковных иерархов, назначенных царем, решал чисто церковные дела и выполнял функцию церковного суда. Во главе Синода назначался особый чиновник - обер-прокурор Синода. Все имущество и финансы церкви, закрепленные за ней земли и крестьяне, находились в ведении Монастырского приказа, подчиненного Синоду. Таким образом, это означало подчинение церкви государству. С созданием Синода церковь стала составной частью государственной машины самодержавия.

Таким образом, реформы системы государственного управления способствовали окончательному установлению абсолютной монархии – формы правления, при которой законодательная, исполнительная и судебная власть в стране принадлежит всецело главе государства (императору). Власть императора никем и ничем не ограничена. Государственный аппарат значительно усилился и стал профессиональным. Произошла бюрократизация управления. Церковь превратилась в государственное учреждение. В петровском «регулярном» государстве человек был ценен не сам по себе, а как часть государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: