Цель: получить представление о рейтингах конкурентоспособности стран и с помощью них оценивать конкурентоспособность России в системе мирохозяйственных связей.
Учебные вопросы:
1. Рейтинг Международного института менеджмента и развития (г. Лозанна).
2. Рейтинг Всемирного экономического форума.
3. Рейтинг в рамках Программы международных сопоставлений (по ВВП на душу населения, индексу физического объема ВВП, индексу сопоставимого уровня цен).
4. Рейтинг фонда «Heritage Foundation» и журнала «Wall Street Journal» (по индексу экономической свободы).
5. Рейтинг ООН (по индексу развития человеческого потенциала, ИРЧП).
Изучив тему, студент должен:
знать:
основные международные рейтинги конкурентоспособности;
общие методологические подходы к определению конкурентоспособности стран в разных рейтингах;
систему макроэкономических показателей, лежащих в основании рейтингов конкурентоспособности;
динамику конкурентоспособности России за последние 10 лет;
авторов, разработавших и предложивших методику конкурентоспособности, которая легла в основание международных рейтингов;
|
|
уметь:
анализировать макроэкономическое состояние экономики России, используя данные международных рейтингов конкурентоспособности;
раскрывать сильные и слабые конкурентные позиции России в мировом хозяйстве;
интерпретировать динамику макроэкономических показателей России, предоставляемую международными рейтингами;
сопоставлять данные различных рейтингов, составляя обзор экономики конкретной страны;
владеть:
навыками поиска информационно-статистического материала;
навыками конспектирования учебного и научного материала.
При освоении темы необходимо:
изучить тему 3 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;
обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: ВВП, ВНП, производительность труда, показатели качества рабочей силы, заработная плата, импорт, экспорт, экономически активное население, безработные, бюджет, внешний и внутренний долг страны, прямые и портфельные зарубежные инвестиции, индекс транснационализации, индекс человеческого развития;
выполнить тест по теме 3 из практикума по дисциплине;
ответить на следующие контрольные вопросы:
1. Назовите общее и особенное международных рейтингов конкурентоспособности.
2. Из каких показателей складывается индекс человеческого развития?
3. Кто был автором рейтинга конкурентоспособности IMD?
4. Согласно рейтингу WEF в каких отраслях Россия занимает сильную и самую сильную конкурентную позицию?
5. В каком из рейтингов преобладают объективные макроэкономические показатели?
6. Какой из рейтингов определяет индекс экономической свободы стран?
7. Каким образом Всемирный банк делит страны по уровню доходу?
8. В какую группу стран по уровню дохода входит Россия?
Форма контроля – тестирование, письменный и устный опрос.