Тема 3: Россия в международных рейтингах

Цель: получить представление о рейтингах конкурентоспособности стран и с помощью них оценивать конкурентоспособность России в системе мирохозяйственных связей.

Учебные вопросы:

1. Рейтинг Международного института менеджмента и развития (г. Лозанна).

2. Рейтинг Всемирного экономического форума.

3. Рейтинг в рамках Программы международных сопоставлений (по ВВП на душу населения, индексу физического объема ВВП, индексу сопоставимого уровня цен).

4. Рейтинг фонда «Heritage Foundation» и журнала «Wall Street Journal» (по индексу экономической свободы).

5. Рейтинг ООН (по индексу развития человеческого потенциала, ИРЧП).

Изучив тему, студент должен:

знать:

основные международные рейтинги конкурентоспособности;

общие методологические подходы к определению конкурентоспособности стран в разных рейтингах;

систему макроэкономических показателей, лежащих в основании рейтингов конкурентоспособности;

динамику конкурентоспособности России за последние 10 лет;

авторов, разработавших и предложивших методику конкурентоспособности, которая легла в основание международных рейтингов;

уметь:

анализировать макроэкономическое состояние экономики России, используя данные международных рейтингов конкурентоспособности;

раскрывать сильные и слабые конкурентные позиции России в мировом хозяйстве;

интерпретировать динамику макроэкономических показателей России, предоставляемую международными рейтингами;

сопоставлять данные различных рейтингов, составляя обзор экономики конкретной страны;

владеть:

навыками поиска информационно-статистического материала;

навыками конспектирования учебного и научного материала.

При освоении темы необходимо:

изучить тему 3 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: ВВП, ВНП, производительность труда, показатели качества рабочей силы, заработная плата, импорт, экспорт, экономически активное население, безработные, бюджет, внешний и внутренний долг страны, прямые и портфельные зарубежные инвестиции, индекс транснационализации, индекс человеческого развития;

выполнить тест по теме 3 из практикума по дисциплине;

ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Назовите общее и особенное международных рейтингов конкурентоспособности.

2. Из каких показателей складывается индекс человеческого развития?

3. Кто был автором рейтинга конкурентоспособности IMD?

4. Согласно рейтингу WEF в каких отраслях Россия занимает сильную и самую сильную конкурентную позицию?

5. В каком из рейтингов преобладают объективные макроэкономические показатели?

6. Какой из рейтингов определяет индекс экономической свободы стран?

7. Каким образом Всемирный банк делит страны по уровню доходу?

8. В какую группу стран по уровню дохода входит Россия?

Форма контроля – тестирование, письменный и устный опрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: