Отечественная наука

БОГДАНОВ (Малиновский) АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1873-1928) – философ, медик, автор «тектологии» – «всеобщей организационной науки». Родился в г. Соколка Гродненской губернии. Окончил медицинский факультет Харьковского университета. За участие в революционном движении был сослан в Вологду, где познакомился с Н. А. Бердяевым и рядом др. известных деятелей. В 1903 примкнул к большевикам, в 1909 изгнан из партии по настоянию Ленина. Основная работа – «Всеобщая организационная наука (тектология)» (1913-1929). Как мыслитель Богданов довольно рано проявил склонность к конструированию всеохватывающей философской системы, дающей целостную картину мира. Тектология сопоставима с философией, но носит в отличие от последней эмпирический, опытный характер, допуская экспериментальные методы исследования. «Всеобщая организационная наука» призвана не только углубить наши знания о действительности, но стать фактором перестройки всей познавательной деятельности, а также общественных отношений. Своё теоретическое построение Богданов считал «идеологией современного технического прогресса». Тектология может рассматриваться в идеологическом контексте как «организационное» мышление, которое стало одним из источников современного тоталитаризма с его концепцией «социальной инженерии». Основная идея тектологии (название заимствовано Богдановым у Эрнста Геккеля, который употреблял это слово по отношению к законам организации живых существ) заключается в единстве строения и развития самых различных систем («комплексов» по его терминологии) независимо от того конкретного материала, из которого они состоят. Это системы любых уровней организации – от атомных и молекулярных до биологических и социальных. Тектология Богданова – всеобъемлющая наука об универсальных типах и закономерностях структурного преобразования любых систем, общая теория организации и дезорганизации. Богданов доказывал: в мире есть еще некая нематериальная сущность. Он назвал ее организованностью. В природе «существует объективная целесообразность», которая проявляется в результате взаимодействия разных организационных форм, из которых отбраковываются в процессе естественного отбора наименее совершенные. Богданов не объяснил, механизм такого отбора, когда в случае приспособления к окружающей среде система постоянно усложняется. Вокруг нас и в нас самих преобладает не хаос, а порядок. Все элементы природы связаны между собой, образуют простые и слож­ные тела. В биосфере своеобразно организованы воздушная, камен­ная и водная оболочки планеты, слои горных пород, минеральные комплексы, экосистемы живых существ. Человек, используя при­родные материалы, создает технику, дома, предметы быта. На это тратится энергия. Но кроме нее необходимо еще то, что мы на­зываем знанием, умением, мастерством, а в самой общей и при­вычной формулировке – информацией. При одинаковых затратах энергии и материалов можно создать или гениальную скульптуру, картину, конструкцию, или никчемное изделие, место которому на свалке. Одни и те же элементы при оп­ределенных условиях образуют сложнейшую биологическую моле­кулу, а могут остаться в виде разлагающегося мертвого тела или рас­сеянных компонентов. Разница колоссальная, и зависит она от степени организованности систем. Богданов постарался выстроить разрозненные факты в стройную научную систему знаний, которую назвал тектологией (от греческого «тектос» — строение, структура). В самом общем виде организованность — это свойство целого быть больше суммы его частей. Для построения грандиозного здания своей всеобщей организационной науки Богданов использовал материал самых различных наук, как естественных, так и общественных. Богданову удалось заложить основы новой синтетической науки, охватывающей все области человеческого знания. Но Богданов предвосхитил не только теорию систем Берталанфи, но и некоторые основные концепции кибернетики. Так, один из основных принципов кибернетики – принцип обратной связи – полностью соответствует тектологическому «механизму двойного взаимного регулирования», или принципу бирегулятора (бирегулятор есть такая система, для которой не нужно регулятора извне, потому что она сама себя регулирует). Но богдановский принцип двойного взаимного регулирования шире заимствованного из техники понятия обратной связи. Любая демократическая политическая система, любая здоровая экономика предполагает бирегуляцию, взаимный контроль. Сформулированная английским кибернетиком и психиатром У. Росс Эшби «теория вето» фактически представляет собой не что иное, как важнейший тектологический «принцип наименьших», согласно которому «устойчивость целого зависит от наименьших относительных сопротивлений всех его частей во всякий момент». Эту закономерность Богданов считает имевшей огромное жизненное и научное значение. Вполне тектологичны также некоторые основные идеи теории катастроф французского математика Р. Тома, а также ряд положений «син-эргетики».

ВАВИЛОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1887–1943) – русский ботаник, растениевод, генетик, географ и организатор науки, основоположник учения об иммунитете растений к инфекционным заболеваниям, продолжившего общее учение об иммунитете, развитое И.И. Мечниковым. Закончил Московский сельскохозяйственный институт (бывшую Петровскую академию, 1910), стажировался в Петербурге, работал во Франции и Германии, интересуясь исследованиями по генетике. В 1920 ученый сформулировал закон гомологических рядов в наследственной изменчивости, указывал на необходимость генетического анализа тех признаков, которые у разных видов и родов проявляют параллельную изменчивость. В 1926 Вавилов создал теорию центров происхождения и разнообразия культурных растений, которые, как он считал, расположены главным образом в пяти очагах: горных районах Юго-Западной и Юго-Восточной Азии, Средиземноморье, горной Эфиопии, Южной и Центральной Америке, в основном совпадающих с центрами распространения культуры. Впоследствии концепция Вавилова была модифицирована, число очагов достигло восьми, а в окончательной формулировке их семь. Начиная с середины 1930-х годов, стал главным и наиболее авторитетным оппонентом Лысенко и других представителей «агробиологии Тимирязева – Мичурина – Лысенко», обещавших быстрое восстановление сельского хозяйства путем «воспитания» растений. В 1940 Вавилов был арестован, обвинён в принадлежности к антисоветской организации «Трудовая крестьянская партия» и приговорен к расстрелу. На суде Вавилов отверг все обвинения. Длительное время провел в камере смертников в Бутырке в ожидании расстрела. Прошение о помиловании, подписанное Вавиловым и другими проходившими по делу учеными, было отклонено. Все проходившие по этому по делу осужденные были расстреляны 28 июля 1941, в отношении Вавилова исполнение приговора по инициативе Л.П. Берия было отложено и позже заменено 20 годами заключения. Директором Института генетики после ареста Вавилова был назначен Лысенко (остававшийся в этой должности до конца 1964 благодаря поддержке Н.С. Хрущева).

ВЕРНАДСКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ( 1863-1945) – русский естествоиспытатель (сторонник антропокосмизма), историк науки, сын профессора политической экономики, окончил университет в Петербурге, профессор Московского университета, вёл исследования в области геологии, минералогии, кристаллографии, создал геохимию, разработал собственную трактовку понятий «биосфера» и «ноосфера». Термин «биосфера» впервые был употреблён в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом (1831-1914), который понимал биосферу как совокупность организмов, обитающих на поверхности Земли. Вернадский более широко толковал это понятие: биосфера – это организованная (потому что она вписана в геологические и географические процессы земной коры) оболочка, сопряженная с жизнью,которое охватывает от 8 км. глубин океана до 20 км. над областью наземной жизни. Процесс эволюции биосферы сыграл определенную роль в становлении других геосфер Земли: атмосферы, гидросферы и литосферы. Живое вещество участвует во всех планетарных процессах. По мнению Вернадского, жизнь в биосфере существовала всегда и везде (это утверждение находит современное подтверждение: жизнь зафиксирована уже в первых водно-осадочных породах, возраст которых составляет примерно 4 миллиарда лет, т.е. приближается к возрасту Земли). Для возникновения простейшего организма из неживой природы требуется неопределенно большой промежуток времени, но современные научные данные говорят о том, что у Земли не было такого количества времени для зарождения жизни, и можно предположить, что жизнь на Земле существовала всегда – она геологически вечна. Размышляя о появлении жизни на Земле, Вернадский рассматривает три возможности: а) жизнь возникла на Земле на космических стадиях ее истории, которые не повторялись в позднейшие исторические эпохи; б) жизнь вечна, и существовала до космической эпохи Земли; в) жизнь вечна во Вселенной, появилась на Земле: её зародыши приносились извне постоянно, но укрепились лишь тогда, когда на Земле оказались благоприятные для этого возможности. Эти естественнонаучные гипотезы В.И. Вернадского о возникновении жизни сохраняются и по сей день (кроме них существует гипотеза инопланетарного происхождения высших существ и религиозная версия происхождения всего земного). Биосфера, по Вернадскому, представляет собой целостную систему живого вещества, соединяющую в своём развитии эволюцию Земли, эволюцию живых организмов и человека. Наиболее активную роль в биосфере выполняет человечество, которая с развитием науки и техники получает все большие возможности вмешиваться в естественные процессы развития природы. В.И. Вернадский считал, что появление человека и влияние его деятельности на окружающую природную среду представляют собой не случайность, не «наложенный» на естественный ход событий процесс, но определенный закономерный этап эволюции биосферы. В XX веке темпы роста населения резко увеличились. Численность населения на нашей планете за последние 40 лет удвоилась и составляет уже более 6 млрд. человек. С дальнейшим ростом населения влияние человечества на биосферу усилится и обострит те проблемы, которые уже существуют: загрязнение атмосферы, изменение климата, истощение сырьевых и водных ресурсов, загрязнение окружающей среды, уничтожение лесов, истощение почв, рост генетических болезней. Эти процессы неизбежно требуют, чтобы научная мысль и коллективный труд объединенного человечества был направлен на сохранение биосферы Земли. Человечество должно перейти в новое состояние, которое он предложил назвать «ноосферой», что в переводе означает «сфера разума». Опираясь на знаменитые лекции В.И. Вернадского, прочитанные в Сорбонне в 1922-23 гг., философ и математик Эдуард Леруа (1870-1954) впервые употребил понятие «ноосфера» в своих лекциях 1927/28 учебных годов (соавтором Леруа был объявлен его друг и единомышленник Тейяр де Шарден (1881-1955), палеонтолог и философ). Ноосфера, по Шардену, – это «коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции планеты». Вернадский же понимал ноосферу более глобально. Ноосфера, по Вернадскому, – это биосфера, переработанная научной мыслью, подготовленная всем прошлым планеты, а не кратковременное и преходящее геологическое явление. Процессы, подготовленные многими миллиардами лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что «биосфера неизбежно перейдет так или иначе – рано или поздно – в ноосферу, т.е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие». Вернадский строил оптимистические прогнозы перехода биосферы в ноосферу, выделяя для этого необходимые предпосылки. Важнейшими среди них Вернадский считал единство человечества, обеспечиваемое обменом информации, реальное равенство людей на планете, поднятие уровня жизни человека как средство обеспечения этого равенства, исключения войны из жизни общества.

ГУМИЛЁВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1912–1992) – советский этнолог, создатель пассионарной теории этногенеза, открыл феномен комплиментарности, выявил фактор развития этнических систем – энергию, которая объясняла законы формирования суперэтноса. Подход, предложенный Гумилевым, отвечает стандартам межпланетарного анализа, так как объясняет процесс этноге­неза выбросами космической энергии. Возникающее на осно­ве этих выбросов явление пассионарного (от лат. passio– страсть) скачкаприводит к возникновению этноса, который существу­ет 12 000-15 000 лет и проходит стадии подъема, акматическую стадию, фазу надлома, инерционную, стадию обскурации и мемориальную стадию. На протяжении исторического процесса происходит неизбежное смешение этносов, которое не всегда позитивно. Наложение друг на друга несовместимых мироощу­щений этносов, ассимиляция разнохарактерных поведенческих стереотипов, негармоничное сочетание двух-трех элементарных этносов рождает такое явление, как «химера» (в биологии это особая форма клеток, возникающая в результате прививок). По выражению Гумилева, «идеологические концепции, порожда­емые химерами, наподобие вампиров, «сосут кровь» из здоро­вых этносов». Теоретическим ядром его концепции является «пассионарность»означает особый вид энергии, «уклонение от видовой нормы» – это биофизический фактор, способность и стрем­ление к изменению окружающей среды или (говоря языком фи­зики) к нарушению информации агрегатного состояния среды, это источник волны, каждый раз заставляющий материю реорганизо­вываться. Пассионарный толчок ведет к мутации. Рождение му­тантов есть, по Гумилеву, рождение пассионариев — индивидов с повышенной энергетичностью. Импульс пассионарности может быть так силен, что носители данного признака не могут рассчи­тать последствий своих поступков. Поэтому пассионарность сле­дует понимать не как атрибут сознания, а как важный признак кон­ституции нервной системы. Пасси­онарность обитает в сфере эмоций, в отличие от активности, связанной с деятельностью сознания. Причем пассионариев мо­гут характеризовать весьма далекие от идеальных качества: амби­циозность, гордость, тщеславие, алчность и пр. «Пассионарность – это характерологическая доминанта, необходимое внутреннее стрем­ление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направ­ленной на осуществление какой-либо цели (чаще иллюзорной). За­метим, что цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни и счастья современников и соплеменников. Степень пассионарности может быть различной, но для того, чтобы явление пассионарности имело явные и фиксируемые в истории проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. пассионарность полагается как признак не только индивидуаль­ный, но и популяционный. Гумилев формулирует весьма любопытный закон, согласно которому работа, выполняемая этническим коллективом, пря­мо пропорциональна уровню пассионарного напряжения, а пас­сионарное напряжение этноса – это количество имеющейся в этнической системе пассионарности, поделенное на количество персон, составляющих этнос. Периоды же стабильного роста культуры и уровня жизни связаны с периодами общего сниже­ния и спада пассионарного напряжения. Теория фазового раз­вития этноса позволяет говорить о рождении нового направле­ния – социоестественной истории. Пассионарность включает в себя два фактора: потерю энергии первоначального толчка (старение) и насильственное воздействие соседних этносов или других сил природы (смещение). Последнее имеет деформиру­ющий характер. Быстрый подъем пассионарности и медленная его утрата – схема, действительная для всех известных этносов. Принцип этногенеза указывает на угасание импульса вследствие энтропии, или (что то же самое) система утрачивает пассионар­ность из-за сопротивления окружающей среды – этнической или природной. В общем плане источник пассионарности связывается с фак­торами космического порядка, в частности с циклическими про­цессами солнечной активности. Гипотеза вариабельного косми­ческого облучения предлагает определенный ответ на вопрос о механизме образования этносов. Поверхность Земли как экран принимает космические лучи, источником которых могут быть либо многолетние вариации солнечной активности, либо вспышки новых звезд. Большая часть их задерживается ионосферой. Ос­тавшаяся часть, деформированная магнитным или гравитацион­ным полем Земли, принимает облик геодезических линий, часть из которых обладает мутагенными свойствами. В облученных ареалах появляются мутанты, но мутанты-уроды устраняются естественным отбором быстро, а пассионарии – медленно, ибо они есть норма. Человеческий разум соотносится с формулами энергопотоков, он обусловливает действия, отвечающие импуль­сам энергопотоков. Если допустить, что человеческий разум – путь к экрану, отбрасывающему биохимические импульсы, как зеркало отбрасывает солнечный луч, превращая его в лик, то обратный путь биохимического импульса, зафиксированный человеческим сознанием, будет тем, что принято называть ми­роощущением, с которым, однако, не следует смешивать созна­ние и мировоззрение. Гумилев подчеркивает, что биогенная миг­рация атомов химических элементов всегда стремится к материальному проявлению в биосфере, т.е. имеет в виду факт повы­шенной активности. Эволюция социогенеза достаточно сложна. Современный этап развития представлений о социальной эволюции вводит поня­тие «мулътикультурные конфигурации»,показывающее не толь­ко известную градацию мира на восток-запад, север-юг, но и взаимодействие над-, меж- и региональных сообществ. Фунда­ментальным основанием мультикультурной эволюции является повсеместная экспансия транснациональной рыночной модели. Она влечет за собой сдвиги в сфере социальных отношений, изменение стереотипов всех видов. Выделяют пять видов специ­фических цивилизационных пространств: атлантическое, тихо­океанское, евразийское, «южное» и транснациональное. Как считают философы, процесс социального эволюциони­рования предполагает становление нового мирового порядка не как покорение одной цивилизации другими, а как возникнове­ние и становление общемировой, общепланетарной цивилизации, субъект которой – человечество в целом. Значимым становится императив «Думать глобально – действовать локально». Отли­чительным симптомом и признаком такой универсализации яв­ляется возможность быстрой сетевой компьютерной связи че­ловека с интеллектуальными ресурсами всего человечества, кол­лективным интеллектом и мозгом планеты.

ДОКУЧАЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (1846–1903) – русский геолог, минералог, основатель науки о почве – почвоведении. Родился в многодетной семье сельского священника. Учился в духовном училище в г. Вязьме, затем закончил с отличием духовную семинарию в Смоленске. Как лучший ученик был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию для бесплатного обучения, но через месяц перешел на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1870 становится хранителем геологического факультета университета, затем избирается доцентом и профессором минералогии. В противоположность господствовавшему тогда эмпирическому подходу к изучению почв, который базировался на опыте применения химических удобрений и связывал свойства почв с характером почвообразующих горных пород, Докучаев стал рассматривать почвы как самостоятельное природное тело, сформировавшееся под воздействием целого комплекса факторов окружающей природной среды. Особое внимание Докучаев уделял исследованию чернозема. Им была составлена программа исследований чернозема европейской России. Результатом исследований по чернозему стал научный труд «Русский чернозем» (1883), которым он заложил основы научного почвоведения. За данную работу Докучаев был удостоен Петербургским университетом степени доктора. В 1888 Докучаев организовал постоянную Почвенную комиссию при Вольном экономическом обществе с целью исследования почв, дальнейшей разработки почвенной классификации и методики составления почвенных карт. Им была создана классификация почв. Среди нормальных почв он выделил три класса:1) сухопутно-растительные; 2) сухопутно-болотные; 3) болотные. В сухопутно-растительных (или растительно-наземных) выделены следующие виды: 1) светло-серые северные; 2) серые переходные; 3) черноземные; 4) каштановые переходные; 5) южные бурые солонцеватые. Это первая естественнонаучная классификация почв, усовершенствованная в дальнейшем Н.М. Сибирцевым и другими почвоведами, используется и сейчас. Взгляд на почву как на динамический комплекс, способный к эволюции, признается сейчас почвоведами всего мира. Докучаевым выделено семь мировых зон: бореальная, северная лесная, лесостепная, степная, сухих степей, аэральная зона пустынь, субтропическая. Много сделал Докучаев для пропаганды основанной им науки – почвоведения. С 1899 по его инициативе стал издаваться первый в мире журнал «Почвоведение».

ЖУКОВСКИЙ НИКОЛАЙ ЕГОРОВИЧ ( 1847-1921) – русский учёный в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Окончил физико-математический факультет Московского университета. Разрабатывал методы аэродинамического и прочностного расчёта самолётных конструкций, в годы I Мировой войны – теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов. Читал курсы по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики. Жуковский заложил основы единой научной дисциплины – экспериментальной и теоретической аэродинамики, оказавшей впоследствии огромное влияние на развитие авиации. Первые исследования Жуковского по теории полёта относятся к 1890. Работа «О парении птиц» (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты и впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в т.ч. «мёртвая петля», и статья «О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов» (1897) послужили основанием для создания методов аэродинамического расчёта самолёта. Рассматривая вопросы тяги винта, изложил открытый им в 1904 принцип образования подъёмной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять её значение. Теорема Жуковского устанавливающая связь подъёмной силы с циркуляцией скорости, является основой прикладной аэродинамики. Он разработал основы аэродинамического расчёта самолётов, расчёта динамичности, продольной устойчивости и прочности самолётов. Жуковский – автор многочисленных оригинальных исследований в области механики твёрдого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Был автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.

КОНДРАТЬЕВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ (1892–1938) – экономист, создатель концепции длинных волн конъюнктуры («кондратьевских циклов»), родился в крестьянской семье в Костромской губернии. Будучи студентом церковно-учительской семинарии, вступил в 1905 в партию эсеров. За революционную деятельность его исключили из семинарии, несколько месяцев он провел в тюрьме. В 1919 Кондратьев вышел из партии эсеров, полностью отошел от политики и сосредоточился на чисто научной деятельности. В 1920 профессор Кондратьев стал директором московского Конъюнктурного института при Наркомате финансов. Одновременно он преподавал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии, а также работал в Наркомате земледелия начальником управления экономики и планирования сельского хозяйства. На годы НЭПа пришелся расцвет его научной деятельности. В 1925 Кондратьев опубликовал работу Большие циклы конъюнктуры, которая сразу вызвала дискуссии сначала в СССР, а затем и за границей. Труды, возглавляемого им Конъюнктурного института, быстро завоевали общемировую известность. Его избрали членом многих зарубежных экономических и статистических обществ, он был лично знаком или состоял в переписке с крупнейшими экономистами своего времени – У. Митчеллом, А.С. Кузнецом, И. Фишером, Дж.М. Кейнсом. В 1920 и в 1922 Кондратьева дважды арестовывали по политическом обвинениям. В 1931 его приговорили к 8 годам заключения, последние свои научные работы он писал в Бутырской тюрьме и Суздальском политизоляторе. В 1938, когда заканчивался срок его заключения, над тяжело больным учёным был организован новый суд, закончившийся приговором к расстрелу. Лишь в 1987 его посмертно реабилитировали. В мировой экономической науке он известен, прежде всего, как автор концепции «длинных волн», в которой он развивал идею о множественности экономических циклов. В рыночном хозяйстве, полагал Кондратьев, помимо общеизвестных среднесрочных циклов (8–12 лет) есть еще и долгосрочные циклы (50–55 лет) – «большие волны конъюнктуры». Им были обработаны статистические материалы (динамика цен, ссудный процент, зарплата, показатели внешней торговли, объемы производства основных видов промышленной продукции) за 1780–1920-е по таким странам, как Англия, Франция, Германия, США, а также в целом по мировому хозяйству. За анализируемый период времени Кондратьев выделил два полных больших цикла (с 1780-х до 1840-х и с 1850-х до 1890-х) и начало третьего (с 1900-х). Поскольку каждый цикл состоял из фаз подъема и спада, то он смог по существу предсказать Великую Депрессию 1929–1933 за несколько лет до ее начала. По мнению Кондратьева, государство может и должно воздействовать на народное хозяйство с помощью планирования. Кондратьева следует считать родоначальником теории и практики индикативного (рекомендательного) планирования, внедренного в послевоенные десятилетия по настоянию кейнсианцев практически во всех развитых странах Запада. Под его руководством был разработан перспективный план развития сельского и лесного хозяйства России на 1923–1928, основанный на принципе сочетания плановых и рыночных начал. Кондратьев считал, что эффективный аграрный сектор способен обеспечить подъем всей экономики, включая промышленность. Поэтому предложенная им концепция планирования предполагала сбалансированный и одновременный подъем как промышленного, так и аграрного сектора. Кондратьев подвергал критике директивное (командно-приказное) планирование.

КОСМИЗМ РУССКИЙ – мировоззренческое направление в русской философской и естественнонаучной мысли конца Х1Х-начала XX в. Общим во взглядах его представителей является стремление понять космос и человека как единую систему. Причем в этом единстве человеку отводится ведущая роль, он осуществляет преобразование космоса на разумных началах. Особенностью его являются: 1) рассмотрение мира, космоса и человека как единого целого; 2) эволюционное понимание космоса на основе творческой активности человека и его преобразовательной деятельности; 3) признание роли науки в преобразовании космоса; 4) подчёркивание необходимости объединения усилий всех людей планеты, «соборность» человечества; 5) преодоление смертности человечества в результате освоения космоса; 6) утверждение роли любви как связующей и преобразующей силы. В отечественном космизме выделяют: религиозно-философский космизм (Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев и традиции Всеединства); е стественнонаучный (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный); художественно-поэтический (В.А. Левшин, С.П. Дьячков, В.П. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин). Основоположником русского космизма является Николай Фёдорович Фёдоров, который оценивал мир с религиозных позиций. Как христианский мыслитель, он вдохновился евангельским сюжетом о спасительной миссии Иисуса Христа, после которой, по мнению Фёдорова, земной мир получил возможность совершенствования и победы над смертью. Оригинальность этой точки зрения в том, что она сочетает веру в религиозное преображение мира с убеждением о его гармонизации посредством науки и техники. «Регуляция природы» по Фёдорову предполагает как управление метеорологическими процессами, так и в перспективе корректировку движения планет, перевод их на оптимальные (для людей) орбиты. При этом он утверждал, что во Вселенной царствует хаос, разрушение, смерть. Их торжество – результат действия слепой силы природы, а стала она слепой потому, что человек, совершивший грехопадение, относится к природе утилитарно. Первыми проявлениями человеческого сознания Фёдоров считал постижение смертности, скорбь по умершим и чувство виновности. Именно неприятие «смерти отцов» оценивалось им как родовая черта человека, а неспособность смириться со смертью – как движущая сила истории. Её целью и смыслом поэтому оказывалась «патронификация», т.е. достижение бессмертия для всех когда-либо живших поколений, воскрешение предков «в духе и плоти». Однако в фактической истории отсутствуют попытки воскрешения, в обществе царствуют «небратство», «неродственность». Это значит, что необходим переход к новому, проективному этапу истории. Смысл данного этапа – активная практическая деятельность, направленная на: а) достижение бессмертия и воскрешения; б) утверждение родственных отношений между людьми; в) регуляцию природы, то есть превращение её в дружественную, не несущую смерти силу. Такая деятельность оценивалась Фёдоровым как «общее дело», в котором должно объе­диниться все человечество – ученые и неученые, верующие и неверующие. Регуляция природы означает, что человек перейдет от утилизации природы к овладению ею. Он будет использовать атмосферные процессы и новые источники энергии, научится управлять движением планет и звездных систем. И, конечно, человеку предстоит населить все миры, а то, что жизнь возникла на одной планете – Земле, как раз и обеспечит родственность будущих обитателей Вселенной. Преобразованная в соответствии с нравственными принципами, она превратится из хаоса в космос, сознание станет силой, управляющей эволюцией. Это будет означать переход к новому, сознательному, этапу развития мира. Именно с Фёдорова в русской мысли появляется идея освоения космоса, которая была развита его учеником К.Э. Циолковским, одним из основателем космонавтики. Другим представителем русского космизма был учёный-энциклопедист В.И. Вернадский, создавший учение о нарастании сил разума во Вселенной и образовании ноосферы. Идеи Фёдорова непосредственно повлияли на художественное творчество В. Брюсова, М. Горького, М. Пришвина, А. Платонова и др.

ЛЕБЕДЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ (1866–1912) – русский физик. Родился в в Москве в купеческой семье. Окончил Московское высшее техническое училище и Страсбургский университет (Германия), где была одна из лучших в то время физических школ. В 1891 написал работу об измерении диэлектрической постоянной паров, за которую получил степень доктора философии. В том же 1891 Лебедев по приглашению А.Г. Столетова возвратился в Москву и стал внештатным лаборантом в физической лаборатории Московского университета, где исследовал влияние электромагнитных, гидродинамических и акустических волн на резонаторы. За эти работы Лебедеву в 1899 была присуждена (без защиты магистерской диссертации) степень доктора физико-математических наук, а в 1900 он стал профессором МГУ. Он создаёт уникальную установку для получения рекордно коротких световых волн и экспериментально подтверждает наличие у электромагнитных волн в этом спектральном диапазоне тех же свойств, что и у волн в видимой части спектра, – дифракции, интерференции, двойного лучепреломления. В 1899 экспериментально доказывает наличие светового давления на твердые тела, а в 1907 – на газы, введя в практику научного эксперимента измерение лучистой энергии вакуумными термопарами. Опыты по световому давлению получили мировое признание как недвусмысленное подтверждение электромагнитной природы света. Одновременно Лебедев начал цикл исследований земного магнетизма. Из школы Лебедева вышли такие выдающиеся физики, как П.П. Лазарев, С.И. Вавилов, Н.Н. Андреев и другие.

ЛЕНИН (УЛЬЯНОВ) ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ (1870-1924) который ответил на следующие вопросы: а) в чем сущность открытий в физике? б) в чем причина кризиса в физике? в) каков выход из кризиса? Он доказывал, что на рубеже XIX-XX столетий произошла ломка основных физических понятий и законов и основанной на них научной картины мира: 1) масса электрона оказалась примерно в две тысячи раз меньше массы атома (отсюда следовал вывод, что атом не может рассматриваться как неделимая частица материи); 2) электрон может двигаться с быстротой, сравнимой со скоростью света (при таких скоростях масса материального объекта изменяется в зависимости от скорости движения; непостоянство массы электрона наталкивало некоторых естествоиспытателей на мысль, что электрон не вещественен, что он «дематериализуется»); 3) открытие радиоактивности разрушало не только представление о неизменности химических элементов, но и свидетельствовало о нарушении закона сохранения энергии, так как при излучении, теряя массу и распадаясь, радиоактивные элементы превращаются в новое качество. В.И. Ленин утверждает: «Суть кризиса современной физики состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом. «Материя исчезла» – так можно выразить основное и типичное по отношению ко многим частным вопросам затруднение, создавшее кризис». Так сформировался физический идеализм. В.И. Ленин обосновывает, что для этого были гносеологические причины: 1) физики не знали диалектики, т.е. они не мыслили диалектически; 2) они были релятивистами, потому что не знали диалектики относительной и абсолютной истины (поскольку их вечная истина о строении материи рухнула, они сделали вывод, что все научное познание необъективно, относительно и зависит от воображения ученого); 3) произошла серьезная математизация научного знания.

ЛОБАЧЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1792-1856) – математик, «Коперник геометрии», деятель университетского образования и народного просвещения. Его труд «О началах геометрии» (1826-1830) стал первой в мировой литературе серьёзной публикацией по неевклидовой геометрии, или геометрии Лобачевского. Лобачевский считает аксиому параллельности Евклида произвольным ограничением. С его точки зрения, это требование слишком жёсткое, ограничивающее возможности теории, описывающей свойства пространства. В качестве альтернативы предлагает другую аксиому: на плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая данную. Разработанная Лобачевским новая геометрия не включает в себя евклидову геометрию, однако евклидова геометрия может быть из неё получена предельным переходом (при стремлении кривизны пространства к нулю). В самой геометрии Лобачевского кривизна отрицательна. Однако научные идеи Лобачевского не были поняты современниками. Его труд «О началах геометрии», представленный в 1832 году советом университета в Академию наук, получил у М.В. Остроградского отрицательную оценку. Среди коллег его почти никто не поддерживал, однако его идеи опередили научную мысль.

ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1711–1765) – ученый-энциклопедист, просветитель, поэт, переводчик. В возрасте 20 лет, выдав себя за дворянского сына, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию, как один из лучших студентов он был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбургский университет, в котором 3 года обучался естественным и гуманитарным наукам, а также изучал химию и горное дело в Горной академии. К этому времени относятся его первые поэтические и литературно-теоретические опыты. По возвращению в Россию был назначен профессором химии (академиком) Петербургской академии наук. Творчество Ломоносова было исключительно разносторонним. В его работах получили освещение почти все отрасли современного ему естествознания, горного дела и металлургии, математики, истории, филологии, языкознания, искусства, литературы. В 1748 он создал химическую лабораторию АН, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Самостоятельно сконструировал приборы для химических исследований, оптические инструменты. Занимался астрономией, мореходным делом, краеведением, географией, метеорологией и другими науками. Ввел в употребление химические весы и заложил основы количественного анализа, опроверг флогистонную теорию горения, аргументы против которой позже изложил Лавуазье. В 1741-1761 в башне Кунсткамеры, построенной в Петербурге Петром I, проводил астрономические наблюдения, химические и физические опыты. В 1742 Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, выступил организатором многих научных, технических и культурных начинаний, сыгравших огромную роль в развитии России. Русский ученый-энциклопедист знал и ценил философское творчество Лейбница и Декарта. Особое значение он придавал опытному познанию. В своих гносеологических воззрениях Ломоносов стремился избегать крайностей сенсуализма, признавая исключительную роль рационального познания, не был склонен к мистицизму в понимании природы, утверждая, что «приписывать... физическое свойство тел божественной воле или какой-нибудь чудодейственной силе мы не можем». Ему казалось возможным и необходимым достижение гармонии между верой и разумом, наукой и религией: «Неверно рассуждает математик, если захочет циркулем измерить Божью волю, но не прав и богослов, если он думает, что на Псалтирье можно научиться астрономии или химии». Само научное познание для Ломоносова было своеобразным служением: «Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято». Один из основоположников новой светской российской культуры, Ломоносов был убежден, что научное и культурное творчество требуют высокого нравственного и даже религиозного вдохновения.

МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1834-1907) – русский химик, физик. Благоприятную почву для развития своих способностей Менделеев нашел в Главном Педагогическом институте. В Санкт-Петербурге в возрасте 23 лет защитил диссертацию «Об удельных объемах» на степень магистра химии и стал доцентом Петербургского университета, где читает сначала теоретическую, потом органическую химию. В 1861 г. издает учебник: «Органическая химия», в котором идеей, объединяющей всю совокупность органических соединений, является теория пределов, оригинально и всесторонне развитая. В1869 он открывает периодический закон, который принёс ему всемирную известность и громкую славу. Согласно закону все свойства химических элементов периодически изменяются, по мере нарастания их атомного веса, так что через определенные интервалы появляются элементы сходственные, или близкие по свойствам. Менделеев не только первый точно формулировал этот закон и представил содержание его в виде таблицы, которая стала классической, но и всесторонне обосновал его, показал его огромное научное значение, как руководящего классификационного принципа и как могучего орудия для научного исследования. Особенно знаменательно, что он сам воспользовался периодическим законом для исправления атомных весов некоторых элементов и для предсказания трех новых элементов, галлия, скандия и германия, дотоле неведомых, со всеми их свойствами. Все эти исправления и предсказания блестящим образом оправдались. Совместно с несколькими сотрудниками, Менделеев сначала изучает сжимаемость газов, затем – исследует растворы, главным образом по отношению к удельному весу. В тесной связи с этими работами по газам он занимается вопросами, касающимися сопротивления жидкостей, воздухоплавания и метеорологии, и публикует по этому поводу две ценных монографии. В 1887 г. он поднимается на воздушном шаре для наблюдения полного солнечного затмения. Другие научные работы Менделеева тоже имели большую научную ценность: работы по капиллярности, которые (до Эндрьюса) привели к обоснованию столь важного понятия о критической температуре (температура абсолютного кипения, по Менделееву); исследования о растворах, в которых развивается и обосновывается на большом числе фактов гидратная теория, ныне получившая полное признание в науке, и, что особенно важно, устанавливаются методы для разыскания гидратов в растворе (особые точки на диаграммах: состав – свойство). Менделеев в широкой мере обладал присущей истинному гению способностью объединять различные стороны научного и вообще духовного творчества и потому охотно работал в пограничных областях между химией и физикой, между физикой и метеорологией, от химии и физики, переходил в область гидродинамики, астрономии, геологии, даже политической экономии. Он глубоко верил в творческие силы науки на практическом поприще. Будучи поборником идеи единения между наукой и техникой. Убежденный враг мистики, он не мог не отозваться на увлечение спиритизмом, охватившее часть русского общества в 70-х годах прошлого века. Критике так называемых «медиумических явлений» он посвящает особое сочинение, вышедшее в 1876 г., излагая в нем результаты работ специальной, по его же инициативе организованной комиссии.

МЕЧНИКОВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ ( 1845–1916) – русский эмбриолог, бактериолог и иммунолог, лауреат Нобелевская премия по физиологии и медицине (1908) за работы по иммунологии. Родился в украинской деревне Ивановке неподалеку от Харькова, учился в Харьковском лицее. Его статья с критикой учебника по геологии, которую он написал в 16 лет, была опубликована в московском журнале. В 1862 г., окончив среднюю школу с золотой медалью, он поступает в Харьковский университет. Мечников становится убеждённым сторонником дарвиновской теории эволюции, доказывая, что у более высокоорганизованных животных должны обнаруживаться в строении черты сходства с низкоорганизованными, от которых они произошли. Он занимался изучением эмбриологии беспозвоночных в различных частях Европы, доказывая, что зародышевые листки многоклеточных животных являются, по существу, гомологичными (демонстрирующими структурное соответствие), как и должно быть у форм, связанных общим происхождением. В возрасте 22 лет за свои научные исследования он был удостоен премии Карла Эрнста фон Баэра. В 1867 г., защитив диссертацию об эмбриональном развитии рыб и ракообразных, Мечников получил докторскую степень Санкт-Петербургского университета. Вслед за убийством царя Александра II в 1881 г. реакционные действия правительства усилились, и Мечников, подав в отставку, переехал в Мессины (Италия), где начал заниматься патологией (наблюдая за личинками морской звезды, он заметил, как подвижные клетки окружают и поглощают чужеродные тела, подобно тому, как это происходит при воспалительной реакции у людей). Блуждающие клетки, которые он назвал фагоцитами (от греческого phagein «есть»), не только окружают и поглощают вторгшийся объект, но также резорбируют и уничтожают другие ткани, в которых организм более не нуждается. Он сделал вывод, что лейкоциты, подобно фагоцитам, в действительности выполняют защитную или санитарную функцию. В 1886 г. Мечников вернулся в Одессу, чтобы возглавить вновь организованный Бактериологический институт, где он изучал действие фагоцитов, разрабатывая вакцины против холеры и сибирской язвы. Преследуемый жаждущими сенсаций газетчиками и местными врачами, упрекавшими его в отсутствии у него медицинского образования, он вторично покидает Россию в 1887 г. Встреча с Луи Пастером в Париже привела к тому, что великий французский ученый предложил Мечникову заведовать новой лабораторией в Пастеровском институте, где он работал там в течение 28 лет, продолжая исследования фагоцитов, что привело к фундаментальным открытиям природы иммунной реакции. Наиболее важный вклад Мечникова в науку носил методологический характер: цель ученого состояла в том, чтобы изучать «иммунитет при инфекционных заболеваниях с позиций клеточной физиологии. Когда представления о роли фагоцитоза и функции лейкоцитов получили более широкое распространение среди иммунологов, Мечников обратился к другим идеям – к проблемам старения и смерти. В 1903 г. он опубликовал книгу, посвященную «ортобиозу» – или умению «жить правильно». «Этюды о природе человека», в которой обсуждается значение пищи и обосновывается необходимость употребления больших количеств кисломолочных продуктов, или простокваши, заквашенной с помощью болгарской палочки. Имя Мечникова связано с популярным коммерческим способом изготовления кефира.

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ XIX в. – период развития естествознания в России, который был связан с обоснованием диалектических закономерностей развития природы. Величайшим достижение в химии является открытие периодического закона Дмитрия Ивановича Менделеева (1834-1907), который1 марта 1869 г. сообщил, что существует закономерная связь между химическими элементами, которая заключается в том, что свойства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов (то есть, качественные свойства элементов зависят от их количественных свойств, причем эти отношения меняются периодически, скачками). Его открытие не долго оставалось на уровне гипотезы (в своей таблице он оставил свободные клетки, где предположил существование в природе элементов пока еще не открытых). В 1875 г. был открыт первый из них – галлий, спустя некоторое время еще два. Таким образом, открытие Менделеева нашло свое практическое подтверждение. В 1954 г. был открыт 101 элемент, который назвали «менделеевиумом» в честь великого русского химика. Одним из первых воспринял необходимость союза диалектического мышления и естествознания Александр Иванович Герцен (1812-1870), который утверждал: «Философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии». В своих произведениях «Дилетантизм в науке» (1842-1843) и «Письмах об изучении природы» (1844-1845), он обращает внимание на потребность естествознания в правильном философском методе: «Метода в науке вовсе не есть дело личного вкуса или какого-нибудь внешнего удобства, что она, сверх своих формальных значений есть самое развитие содержания, – эмбриология истины». Он одним из первых оценил значение диалектики Гегеля для естествознания: «он раскрыл, что природа, что жизнь развивается по законам логики». Но Гегель рассматривал «природу и историю как прикладную логику, а не логику как отвлеченную разумность природы и истории. Вот причина, почему эмпирическая наука осталась так же хладнокровно глухо к энциклопедии Гегеля, как к диссертации Шеллинга». В письме «Наука и природа – феноменология мышления» Герцен замечает: «Жизнь природы – беспрерывное развитие... Это – диалектика физического мира».

ПИРОГОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1810-1881) – российский ученый, врач, основоположник хирургии, как научной медицинской дисциплины (профессор госпитальной хирургической клиники, патологической и хирургической анатомии и руководитель института практической анатомии Петербургской медико-хирургической академии), педагог и общественный деятель. В 1855 году участвовал в Севастопольской обороне (1854-1855). Заложил фундамент топографической анатомии и оперативной хирургии. Разработал принципы послойного препарирования при изучении анатомических областей, артерий и фасций и т.п.; способствовал широкому применению экспериментального метода в хирургии. Впервые в России выступил с идеей пластических операций («О пластических операциях вообще и о ринопластике в особенности», 1835); впервые в мире выдвинул идею костной пластики. Разработал ряд важных операций и хирургических приемов (резекция коленного сустава, перерезка ахиллова сухожилия и др.). Первым предложил ректальный наркоз; одним из первых использовал эфирный наркоз в клинике. Пирогов впервые в мире применил (1847) наркоз в военно-полевой хирургии. Высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноения ран ("госпитальные миазмы"). Выполнил ценные исследования по патологической анатомии холеры (1849). Основоположник военно-полевой хирургии (разработал и ввёл в практику методы иммобилизации конечности, крахмальную, гипсовую повязки, во время обороны Севастополя привлек женщин как сестёр милосердия к уходу за ранеными на фронте).

ПОПОВ АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (1859 – 1906) – ученый и изобретатель, создатель радио. Исследуя природу электромагнитных волн в отличие от большинства ученых, видевших в них только любопытное физическое явление, он сумел оценить их практическое значение. После первых же опытов в 1889 г., выступая с публичной лекцией, он заявил: «Человеческий организм не имеет такого органа чувств, который замечал бы электромагнитные волны в эфире; если бы изобрести такой прибор, который заменил бы нам электромагнитные чувства, то его можно было бы применять в передаче сигналов на расстояние». Это была совершенно новая идея, воплощение которой в жизнь положило начало новой эре в области техники связи – эре радио. Проведя ряд опытов, ученый обнаружил, что присоединение к прибору проволоки, подвешенной наверху, а также проволоки, соединенной с землей, резко увеличивает дальность его действия. Так А.С. Попов изобрел антенну и заземление. 7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества А.С. Попов сделал сообщение о первых результатах своей работы и продемонстрировал сконструированный им радиоприемник (7 мая стал днём рождения радио), а в марте 1896 г. на заседании Русского физико-химического общества он передал первую в мире радиограмму на расстояние около 250 м. С весны 1897 г. А.С.Попов вынес свои опыты на корабли Балтийского флота и летом, выходя в море, получил надежную связь на расстоянии около 5 км между транспортом «Европа» и крейсером «Африка». В 1898 г. новый передатчик был испытан на миноносце №115. Во время этих испытаний изобретатель сделал еще одно очень важное открытие: он обнаружил, что электромагнитные волны отражаются от кораблей. Это открытие явилось основой, на которой затем развилась новая отрасль радиотехники – радиолокация. Окончив опыты по радиосвязи на кораблях, А.С. Попов составил отчет, в котором указывал также на возможность радионавигации и радиопеленгации. Однако морское ведомство мало интересовалось работой А.С. Попова, и только случай помог ему практически реализовать свое изобретение – беспроволочный телеграф.

СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ( 1829 –1905) – выдающийся русский физиолог-материалист, создатель физиологической школы. Родился в селе Теплый Стан Симбирской губернии (Нижегородская область), окончил Главное инженерное училище в Петербурге и медицинский факультет Московского университета. Основные работы: «Рефлексы головного мозга» (1863), «Физиология нервной системы» (1866), «Элементы мысли» (1878), «Очерк рабочих движений человека» (1901), «Предметная мысль и действительность» (1902). В своём основном труде И.М. Сеченов обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, доказав, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Открыл явления центрального торможения, суммации в нервной системе, установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе, обосновал значение процессов обмена веществ в осуществлении возбуждения. Исследовал дыхательную функцию крови. Создатель объективной теории поведения, заложил основы физиологии труда, возрастной, сравнительной и эволюционной физиологии. Установил закон растворимости газов в водных растворах электролитов. Иван Петрович Павлов назвал Сеченова «отцом русской физиологии».

СТОЛЕТОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (1839-1896) – физик, окончил физико-математический факультет Московского университета, где преподавал математическую физику и физическую географию, защитил магистерскую диссертацию по проблемам электростатики (о наведении зарядов на первоначально незаряженном проводнике в присутствии заряженного, воздействии этих зарядов на заряженный проводник и перераспределении зарядов вплоть до наступления электростатического равновесия). Его докторская диссертация была посвящена изучению магнитных свойств железа (в то время электротехники как науки еще не было, поэтому очень важен был теоретический анализ работы электрических машин, и, в частности, определение закономерности в намагничивании железа и его сплавов). Трудолюбие и талант ученого не пропали даром: в 1872 г. Столетов успешно защищает докторскую диссертацию «Исследование о функции намагничения мягкого железа », а в следующем году утверждается в должности ординарного профессора Московского университета. После защиты докторской диссертации Столетов становится всемирно известным ученым. В 1874 г. его приглашают на торжества по поводу открытия физической лаборатории при Кембриджском университете, а в 1881 г. он представляет российскую науку на I Всемирном конгрессе электриков в Париже. На конгрессе Столетов делает доклад о результатах своих исследований по определению коэффициентов пропорциональности между электростатическими и электромагнитными единицами. По его предложению была утверждена единица электрического сопротивления – ом, а также эталон сопротивления. В 1888 г. Столетов начинает исследование фотоэффекта, открытого за год до этого Герцем. Эти исследования принесли ученому мировую известность. После серии многочисленных экспериментов А.Г. Столетов вывел закон, связывающий критическое давление, электродвижущую силу батареи и расстоянием между электродом и сеткой. Выяснилось, что отношение произведения критического давления и расстояния (между электродом и сеткой) к электродвижущей силе есть величина постоянная, названная позднее константой Столетова.
ТИМИРЯЗЕВ КЛИМЕНТ АРКАДЬЕВИЧ (1843-1920) – русский естествоиспытатель, основоположник русской научной школы физиологии растений, окончил физико-математический факультет Петербургского университета, профессор Московского университета и Петровской сельскохозяйственной академии в Москве, где читал лекции по всем отделам ботаники, пока не был оставлен за штатом ввиду закрытия академии (в 1892 г.). В 1875 г. Тимирязев становится доктором ботаники за сочинение «Об усвоении света растением», а в 1877 г. приглашен в Московский университет на кафедру анатомии и физиологии растений. Его работы посвящены: вопросам разложения атмосферной углекислоты зелеными растениями под влиянием солнечной энергии; изучению состава и оптических свойств зеленого пигмента растений (хлорофилла), его генезиса, физических и химических условий разложения углекислоты, определение составных частей солнечного луча, принимающих участие в этом явлении, выяснение судьбы этих лучей в растении; изучению количественного отношения между поглощенной энергией и произведенной работой. Тимирязев первым в России ввёл опыты с культурой растений в искусственных почвах. Первая теплица для этой цели была устроена им в Петровской академии еще в начале 70-х годов, т. е. вскоре после появления этого рода приспособлений в Германии. Выдающиеся научные заслуги Тимирязева доставили ему звание члена-корреспондента Академии Наук, почетного члена Харьковского и Санкт-Петербургского университетов. Среди образованного русского общества Тимирязев пользуется широкой известностью, как популяризатор естествознания. Он боролся против мистики и оккультизма. Считал физиологию теоретической основой земледелия. Теоретические выводы можно сделать, только опираясь на научные методы и на результаты эмпирических исследований. Наука может развиваться, только переходя от простого к сложному. Сведение науки к «коллекции» и классификации фактов, считал метафизическим подходом. Преодолевал одностороннее абсолютизирование роли индукции и дедукции, приходя к выводу, что никакая дедукция не была бы возможна без предварительного индуктивного изучения фактов. Критерием истины считал опыт и практику. Метод может давать плодотворные результаты, если сам будет находиться в соответствии с объективными закономерностями развития природных и социальных процессов. Основным принципом изучения фактов науки считал исторический метод.

УМОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1846-1915) – российский физик профессор Московского университета, основоположник учения об энергии, создатель физико-механической модели живой материи. Н.А. Умова называли русским физиком-философом. Он разрабатывал теорию колебательных процессов, электричества, оптики, земного магнетизма, молекулярной физики. Важным результатом его теоретических исследований было создание учения о движении энергии, которое он изложил в 1874 году в своей докторской диссертации «Уравнение движения энергии в телах». Умов писал (1874): «...количество энергии, протекающее через бесконечно малый плоский элемент в бесконечно малое время, равно отрицательной работе сил упругости, действующих на этот элемент», «эта энергия является эквивалентной массе, как теплота и механическая энергия, и коэффициент эквивалентности представляется квадратом скорости света». В своей речи «Эволюция атома» Умов, опираясь на открытия радиоактивных явлений, решительно выступил против теории тепловой смерти мира: «Не поражало ли Вас, что, несмотря на рост энтропии, на идущее от века рассеяние энергии, наш мир никак не может умереть и небесные светила не могут потухнуть? С законом роста энтропии связан один важный вопрос: если она увеличивается, то должен был существовать момент, когда энтропия была наименьшей; он должен был совпасть с началом мира, и мы пришли бы опять к загадке: к чему было строить и пускать в ход механизм, осужденный с первого же момента своего существования на смерть? Все эти недоумения решаются всплывающими в современной физике новыми пониманиями. Подсчет энергий, который до сих пор делался, касается лишь внешних движений молекул и атомов и внешних, действующих между ними сил. Эти энергии действительно рассеиваются, но не ими одними обусловливается жизнь мира, его энергия. Они составляют лишь ничтожную крупицу той неисчерпаемой энергии, которая запасена в движениях и силах частей атомов, иначе говоря, в эфире...». Он сформулировал «основной закон энергии», который раскрывает связь между количеством энергии, отнесенным к единице времени, втекающим в среду через ее границы, и изменением количества энергии в среде. Основное уравнение движения энергии, полученное им, в математической (дифференциальной) форме фиксирует закон сохранения энергии. Именно в нем выражена основная мысль учёного о непрерывности энергии, о том, что энергия может распространяться, передаваться от одной точки среды к другой только непрерывно. Положение Умова о непрерывности энергии, о том, что энергия распространяется не только в определенном пространстве, но и в определенный промежуток времени, исключает всякую мысль о ньютоновском мгновенном дальнодействии. Он был основателем учения о локализации и движении энергии, занимался термомеханическими явлениями в упругих твердых телах. Ряд его работ объясняют эффекты относительности при физических наблюдениях, экспериментальному изучению поляризационных свойств света, рассеянного мутными средами, земному магнетизму и т.д. Но уникальность его как ученого в том, что наряду с научными изысканиями и экспериментами, параллельно с выработкой новых и развитием уже известных физических теорий его мысль формировала своё, цельное и оригинальное мировоззрение, отражающее эволюцию природы и космоса и место в ней человека. В системе взглядов Н.А. Умова важное место занимала материалистическая идея единства мира. Он высоко ценил учение Ч. Дарвина. Природа, по представлениям Н.А. Умова, бесконечна в пространстве и времени и находится в вечном движении и изменении. Все мировоззрение ученого проникнуто идеей развития. Н.А. Умов говорил о необходимости изучения процессов, явлений, вещей природы и их связи с другими явлениями, вещами. Признание всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности вещей считал одним из основных принципов естествознания: «Все существующее в мире связано между собой». Его взгляды выходили за рамки чисто физического, приобретал всеобъемлющее, этическое значение, становился своего рода манифестом нового человека, homo sapiens explorans (человека разумного исследующего), обоснованием великой его задачи в мироздании.

ЦИОЛКОВСКИЙ КОНСТАНТИН ЭДУАРДОВИЧ (1857-1935) – изобретатель, ученый в области воздухоплавания и авиации, отец космонавтики, положивший начало научной разработке о межпланетных путешествиях. Родился в Рязанской губернии в семье лесничего. В 11 лет после перенесенной скарлатины он практически лишился слуха, а в 13 лет потерял мать. В 22 года после сдачи экзамена экстерном в Рязанской гимназии начал преподавать математику в уездном училище. В 1883 году написал свой первый научный труд «Свободное пространство», в которой описал состояние невесомости. В своём рукописном труде «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлиненную форму» (1986) Циолковский дал теоретическое обоснование конструкции металлического аэростата и доказал возможность управлять им. В 1887 году он написал научно-фантастическую повесть «На луне», которая представляет собой предвидение будущего. В 90-е годы ученый занимается разработкой основ экспериментальной аэродинамики. Для летательных аппаратов он предлагал свою систему автоматического управления (для самолётов, по существу, автопилот), обращая внимание на огромные запасы солнечной энергии и высказывая мысль о том, что человечество сумеет использовать эту энергию лишь в том случае, если преодолеет земное притяжение и вырвется в космос. Приступив к теоретическому решению проблем космических полетов, Циолковский окончательно пришел к выводу, что большую скорость, благодаря которой удастся преодолеть силу земного притяжения, может развить только ракета. Написанный им ещё в 1898 году основной труд «Исследование мировых пространств реактивными приборами» году был опубликован только в 1903. Он предложил конструктивную схему и высказал идеи по поводу управления ракетой, подачи топлива в двигатель и множество других, которые позднее были претворены в жизнь. Работая над проблемами достижения космических скоростей, в 1926 году Циолковский приходит к выводу, что ракета должна иметь две ступени: «земную» и «космическую», при этом первая обеспечивает полёт в плотных слоях атмосферы, используя частично в качестве окислителя кислород атмосферы, вторая – за пределами земной атмосферы. В 1929 году им была предложена конструкция многоступенчатой ракеты. Её теория изложена в работе «Космические ракетные поезда», в которой учёный убедительно доказал реальность космических полётов. Он вывел формулу для определения максимальной скорости ракеты, дал закон движения ракеты с учетом изменения её массы во время полёта. Циолковский также внёс заметный вклад в механику тел переменной массы.

ЧАЯНОВ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (1888–1937) – экономист, основоположник крестьяноведения. Главный труд – «Организация крестьянского хозяйства». В конце 1920-х, когда началось усиление административно-командных принципов управлении, Чаянова подвергли резкой критике как «неонародника». В 1928 его уволили с поста директора Института сельскохозяйственной экономики. В 1930 Чаянов был арестован. На закрытом процессе в 1932 профессора Тимирязевской академии А.В. Чаянова приговорили к 5 годам заключения. В Казахстане он начал работать консультантом в республиканском комиссариате земледелия. Однако пережить «великий террор» конца 1930-х он не сумел – его расстреляли в 1937. В 1987 г. посмертно был реабилитирован. Изучая крестьянство, Чаянов приходил к выводу, что для него свойственны особые закономерности. Главная задача крестьянина – не максимизация прибыли, а удовлетворение потребностей членов семьи. Соответственно, цель производства в крестьянском хозяйстве – это потребление, но не накопление. В «Организация крестьянского хозяйства» он доказал, что крестьянство стремится к увеличению валового дохода, а не к получению максимальной прибыли. Для объяснения хозяйственного поведения крестьян Чаянов использовал модель равновесия предельных выгод и предельных издержек, предложенную экономистами-неоклассиками. Большой вклад Чаянов внес в анализ дифференциации крестьянства. По его мнению, из-за демографических факторов уровень жизни крестьянской семьи меняется волнообразно, делая вывод, что имущественная дифференциация крестьянских хозяйств в основном не носит социального характера. Он считал, что распространенная в советской экономической литературе схема трех классов (кулак, середняк, бедняк) слишком груба, предложив свою классификацию, включающую шесть типов хозяйств – 1) капиталистическое, 2) полутрудовое, 3) зажиточное или семейно-трудовое, 4) бедняцкое, 5) полупролетарское и 6) пролетарское. Основная масса крестьянских хозяйств в России, по его мнению, была представлена хозяйствами 2–4-го типов. Что касается характерных для «чистого» капитализма хозяйств 1-го, 5-го и 6-го типов, то они составляют явное меньшинство и не определяют «лица» деревни. Схожую – некапиталистическую – форму имеет дифференциация крестьянских хозяйств и в современных странах «третьего мира». Для Чаянова характерно большое внимание к сельскохозяйственной кооперации. Хотя трудовое крестьянское хозяйство устойчиво, оно тормозит прогрессивное развитие. По его мнению, для подъема советской агроэкономики надо было объединять в кооперативы всех крестьян, кроме первой и шестой групп, с последующим ограничением и вытеснением экспл


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: