Глава II. Методологические аспекты научного познания

АБДУКЦИЯ (от греч. приведение) – метод поиска объяснительных гипотез, дополняющий общелогические методы индукции и дедукции. Он был предложен основателем прагматизма Ч. Пирсом. Если индукция (метод проверки имеющихся гипотез и теорий: рассматривает теории, измеряя степень их согласия с фактом) не может создать какой-либо идеи, то это может сделать дедукция. Однако все идеи науки возникают посредством абдукции, суть которой заключается в исследовании фактов и построении теории, объясняющей их. Абдукция обращается к фактам, но не для того, чтобы их сравнивать и обобщать, а для того, чтобы на их основе сформулировать гипотезу. Если гипотетико-дедуктивный метод начинается с заранее заданной гипотезы, а затем из неё выводится следствия, которые подвергаются проверке на истинность, то абдукция начинается с анализа и точной оценки установленных фактов, после чего выбирается гипотеза для их объяснения. Пирс формулирует методологические требования к абдуктивным гипотезам: 1) они должны объяснять как эмпирически наблюдаемые факты, так и факты, которые непосредственно не наблюдаются и проверяются косвенным путём; 2) они должны подтверждаться не только наблюдаемыми фактами, но и вновь выявленными.

АБСТРАГИРОВАНИЕ – это способ замещения чувственных данных о наблюдаемом объекте мыслимым конструктом, т.е. абстрактным объектом путём взаимосвязанных мыслительных процедур – отвлечением и объективизацией, в результате которых в содержание конструкта включается только часть эмпирических данных об объекте и это содержание наделяется самостоятельным бытием. выражается в отвлечении от второстепенных, несущественных в данном исследовании свойств объекта (например, при изучении движения планет ученый абстрагируется от сведений об их химическом составе и происхождении).

АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ построения научной теории, при котором в её основу кладутся некоторые исходные положения (аксиомы), или постулаты, из которых все остальные утверждения этой теории должны выводиться чисто логическим путём посредством доказательства. Построение науки на основе аксиоматического метода обычно называют дедуктивным. Этот метод начали использовать при построении геометрии в Древней Греции. Наиболее успешно он реализуется для организации математического знания, где огромный вес в познании принадлежит конструктивно-созидательной деятельности разума. В естествознании, социально-гуманитарных и инженерно-технических науках этот метод занимает подчинённое положение по сравнению с другими когнитивными методами.

АНАЛИЗ – общелогический метод познания, при котором происходит реальное ли мысленное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей могут выступать или вещественные элементы объекта, или его свойства, или признаки, или отношения. Метод анализа применялся с древнейших времён. В науке Нового времени аналитический метод был абсолютизирован, хотя в действительности он является только первым этапом познания, а его продолжение – синтез.

АНАЛОГИЯ – один из важнейших методов эвристического научного познания, основанный на подобии, сходстве каких-то свойств, признаков или отношений у различных в целом объектов. Установление сходства или различия осуществляется на основе сравнения. Степень вероятности получения правильного умозаключения по аналогии будет выше: 1) если известно больше общих свойств у сравниваемых объектов; 2) чем существеннее обнаруженные в них общие свойства; 3) чем глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств. Но аналогию нельзя рассматривать как доказательство. Вывод по аналогии – это перенос информации с одного объекта на другой, где первый объект (который подвергается исследованию) именуется моделью, а второй (тот, на который переносится информация от исследования первого) называется оригиналом, прототипом, или образцом. Между моделью и оригиналом существует сходство и подобие, которые лежат в основе метода моделирования.

ГИПОТЕЗА – обоснованное предложение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых знаний, это высказанное в вероятностной, предположительной форме объяснение изучаемых процессов. Её характеристики: принципиальная проверяемость и максимальная простота. Она проходит три этапа: 1) построение (накопление, анализ и обобщение фактов, выдвижение предложений для их объяснения), 2) проверка (дедуктивное выведение следствий из фактов), 3) доказательство (практическая проверка полученных выводов). Выдвинутая гипотеза должна согласовываться с ранее полученными знаниями, опираться на эмпирически установленные факты, объяснять их и предсказывать новые. Из гипотез выводятся следствия, которые проверяются экспериментально. Если гипотеза подтверждается, она обретает статус теории. В научной практике термин гипотеза употребляется в следующих смыслах: 1) в узком – как обозначение, предположение о закономерном порядке, существенных связях и отношениях объекта; 2) в широком смысле – как система предположений, одни из которых являются исходными посылками вероятностного характера (гипотеза в узком смысле), а другие представляют собой дедуктивное развёртывание этих посылок; 3) предположение о существовании отдельного события или явления. Во всех трактовках гипотеза представляет собой знание недостоверное, а вероятное. Положение получает статус научной гипотезы, если оно удовлетворяет ряду условий: 1) гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам, а её ценность определяется тем, насколько она может объяснить всю совокупность известных фактов и предсказать новые; 2) новая гипотеза не должна противоречить законам и теориям данной научной области; 3) она должна соответствовать общим принципам научного мировоззрения; 4) она должна быть доступна опытно-экспериментальной проверке; 5) она должна обладать возможностью её дедуктивного развёртывания; 6) удовлетворять критериям простоты.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. выведение) – метод познания, основанный на получении частных выводов из общих положений. Дедукция – это движение нашего мышления от общего к единичному, т.е. переход по правилам логики от посылок к их следствиям. Термин «дедукция» появился в средние века и введён Боэцием, но понятие индукции как доказательства какого-либо предложения посредством силлогизма было у Аристотеля. В Новое время развитие дедукции принадлежало Декарту, предложившего точный математизированный способ движения от самоочевидного и простого к сложному и производному, и обосновавшего четыре правила дедукции: 1) принимать за истинное всё то, что воспринимается ясно и отчётливо и не даёт повода к сомнению (т.е. интуиция рассматривается как исходный элемент познания); 2) делить каждую сложную вещь на более простые составляющие не поддающиеся дальнейшему делению умом на составляющие части с целью открытия исходных элементов знания; 3) познание мыслью следует идти от простейших, элементарных и наиболее доступных для нас вещей к вещам более сложным и трудным для понимания; 4) энумерация, т.е. полное перечисление, обзор элементов, создание как можно более полной классификации, приближение к максимальной полноте рассмотрения. В настоящее время используется гипотетико-дедуктивный метод, т.е. выведение (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно, поэтому этот метод получает только вероятностное знание. Гипотетико-дедуктивный метод использовался ещё в античной диалектике Сократом, в Новое время – Галилеем и Ньютоном. Разновидностью этого метода является математическая гипотеза. Близок к гипотетико-дедуктивному методу аксиоматический метод.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД – один из основных методов, разрабатываемых в рамках философии, противоположный метафизическому. Диалектика как метод формируется в античное время. Основателем субъективной диалектики (искусства ведения дискуссии) является Сократ, а объективной диалектики – Гераклит, утверждавший, что всё течёт и изменяется. Большой вклад в развитие диалектики как метода внесли Гегель и К. Маркс. Диалектический метод опирается на следующие принципы: 1) объективность, представленная в следующих требованиях: а) исходит из практики; б) реализует активную роль субъекта познания; в) умение выразить логику вещей в логике понятий; г) умение выбрать адекватную систему методов; д) рассматривать объект в социокультурном контексте; е) подходить к процессам конструктивно-критическим; ж) действовать в соответствии с логикой данного предмета; 2) всесторонность, опирающаяся на признание всеобщей связи явлений действительности и основанная на требованиях: а) вычленении предмета исследования и проведение его границ; б) целостное и многоаспектное рассмотрение; в) изучение в чистом виде каждой из сторон предмета; г) развёртывание исследования вглубь и вширь; д) вычленение сущности, главной стороны субъекта и его субстанционального свойства; 3) конкретность, основанная на требованиях: а) создание идеальной модели явления в виде расчленённого целого; б) рассмотрение общего в единичном, сущности в явлениях, закона в его модификациях; в) учёт места, времени и других обстоятельств, изменяющих бытие предмета; г) рассмотрение предмета в составе более широкого целого; 4) историзм, проявляющийся в следующих требованиях: а) исследование настоящего состояния предмета; б) реконструкция генезиса и основных этапов развития предмета; в) прогнозирование тенденций его дальнейшего развития; 5) противоречивость, основанная на следующих требованиях: а) выявление внутренних и внешних противоречий изучаемого явления; б) анализ каждой из противоположных сторон; в) рассмотрение явления как единства противоположностей в целом; г) определение места отдельного противоречия в системе других противоречий; д) анализ этапов развития этого противоречия; е) исследование механизма исследования противоречия как процесса его развёртывания и обострения. Неверная реализация применения принципов противоречия приводит к объективизму и субъективизму, которые могут выражаться в эклектике (умозаключения, построенные на механическом соединении несоединимого), в софистике (умозаключение, построенное на преднамеренном нарушении правил логики путём абсолютизации отдельных сторон) или в заблуждениях.

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – мысленное конструирование особого рода реальности – теоретического объекта, которое отличается своими свойствами от эмпирического объекта таким образом, чтобы изучаемое свойство было представлено в предельном виде (например, в физике идеализированными объектами являются: абсолютно черное тело, абсолютно твердое тело, несжимаемая жидкость и т.п.). Различают два основных способа идеализации: 1) через предельный переход, как продолжение и дополнении абстрагирования путём максимализации значений отдельных наблюдаемых свойств объекта; 2) путём независимой от абстрагирования, самостоятельной операции, когда идеальные объекты вводятся в виде самостоятельного конструкта.

ИДЕЯ – абстрактная догадка о сущности происходящих явлений, которая является исходным началом для систематизации знаний и построения теорий. Идею следует отличать от эмпирических понятий, которые отражают только явления в абстрактном виде, а логический механизм формирования идеи заключается в сравнении, абстрагировании и обобщении как моментов категориального синтеза. Категориальный синтез – это средство выведения из эмпирического знания идеи. Идея отражает сущность предмета и поэтому становится конкретно-теоретическим знанием тогда, когда превращается в теорию. Поскольку из идеи можно вывести теорию, она представляет собой теоретическое знание, которое ещё не стало теорией. Основное назначение идеи – свести всё многообразие эмпирических знаний к их теоретическому единству.

ИЗМЕРЕНИЕ – это метод, предполагающий использование специальных измерительных приборов, что по­зволяет повысить точность познания, для сравнения двух или более величин, в результате которой устанавливаются отношения между искомыми и эталонными величинами. Введение измерения превращает исследование в строгую науку. Оно дополняет качественные методы познания количественными. В основе измерения лежит сравнение объектов по каким-либо свойствам или сторонам и введения определённых единиц измерения. Единица измерения – это эталон (ему присваивается числовое значение), при помощи которого сравниваются объекты или явления. Единицы измерения подразделяются на основные (базисные) и производные (выводимые из других единиц). В настоящее время в естествознании действует международная система единиц (СИ), принятая в 1960 г. на XI Генеральной конференции по мерам и весам. СИ построена на базе семи основных (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль) и двух дополнительных (радиан, стерадиан) единиц. Международная система единиц физических величин является наиболее совершенной и универсальной из всех существовавших до настоящего времени. Существует несколько видов измерения: 1) определяемые от времени – статические (остаются постоянными от времени) и динамические (изменяющиеся во времени), 2) по способу получения результатов: прямые (получаются путём непосредственного сравнения их с эталоном или выдаются измерительными приборами) и косвенные (искомую величину определяют на основании известной математической зависимости между этой величиной с другими, полученными путём прямых измерений). Технически возможности измерительных приборов отражают уровень развития науки, а решение научных проблем открывает новые пути совершенствованию самих измерений.

ИНДУКЦИЯ (от лат. наведение, побуждение)– метод познания, основанный на формально-логическом умозаключении, когда общий вывод делается на основе частных посылок. Индукция – это движение нашего мышления от единичного к общему. Научная индукция как метод многозначен: используется в эмпирических процедурах и в дедуктивных теоретических рассуждениях. На эмпирическом уровне индукция, как метод, исследовалась Аристотелем и называлась им «интуитивная индукция», т.е. это мыслительный процесс, когда из некоторого множества случаев выделяются общие свойства и отождествляются с каждым отдельным случаем. Интуитивной она называется потому, что сам процесс вывода не является логическим, а скорее похож на «схватывание» отношений и общих свойств предмета непосредственно. Нас просто озаряет понимание некой сути. Интеллектуальная индукция – предмет психологии творчества. Аристотель также рассматривает полную индукцию, т.е. установление общего вывода путём перечисления в форме единичных выводов всех случаев, которые подводимы под него. Такая процедура выведения общего предложения является дедуктивным выводом. Различают также неполную индукцию как эмпирическую процедуру (её и принято называть индукцией в собственном смысле слова). Эта процедура установления общего предложения на основе нескольких отдельных случаев (индукция через простое перечисление). В неизменном виде индукция через простое перечисление просуществовала со времён Аристотеля до XVII в., когда Ф. Бэкон сделал попытку усовершенствования этого метода. Индукция, предложенная Бэконом, и правила, которые он сформулировал в своих знаменитых таблицах «представления примеров разуму», свободно от субъективных ошибок и гарантирует получение истинного знания. Формулировка правил индукции Ф. Бэкона просуществовала более 200 лет, когда Дж.Ст. Миль предложил её дальнейшую разработку и некоторую формализацию.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – это научный метод, основанный на приписывании знакам и словам определённых значений, который был осознан при чётком различении формы и содержании научной теории. Это осознание произошло в начале XX в. по мере использования в науке метода формализации и теоретизации сначала в математике, а затем в естествознании. Различают эмпирическую и семантическую интерпретацию. Первая – это приписывание (идентификация, отождествление) терминам теории определённых эмпирических значений («планета Солнечной системы», «озоновая дыра» и др.). Вторая – означает приписывание терминам не обязательно эмпирических значений. Отличие научной теории от её интерпретации возникает потому, что одна и та же теория может иметь несколько эмпирических интерпретаций, относительно которых она получает опытное подтверждение, причём на опыте проверяется, подтверждаясь или опровергаясь, не сама по себе теория, а теория в связи с её эмпирической интерпретацией.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД – способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, когда основное внимание уделяется формированию, развитию и динамике изучаемых объектов. В основе метода лежит историзм – принцип научного познания являющийся методологическим выражением са­моразвития действительности, который включает в себя: 1) изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования; 2) реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения; 3) предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета. Абсолютизация принципа историзма может привести к: а) некри­тической оценке настоящего; б) архаизации или мо­дернизации прошлого; в) смешению пре­дыстории предмета с самим предметом; г) подмене основных этапов его развития с второстепен­ными; д) предвидению будущего без анализа прошлого и настоящего.

ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД – это способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, основанный на изучении закономерностей и раскрытия объективных законов, на которых базируется данная сущность. Объективной основой логического метода является то обстоятельство, что сложные высокоорганизованные объекты на высших стадиях своего развития сжато воспроизводят в своей структуре и функционировании основные черты своей исторической эволюции. Логический метод является эффективным средством раскрытия закономерностей и тенденций исторического процесса. Логический метод в сочетании с историческим выступают как приёмы построения теоретических знаний. Ошибочно отождествлять логический метод с теоретическими построениями, также как отождествлять исторический с эмпирическими описаниями: на основе исторических фактов выдвигаются гипотезы, которые проверяются фактами и превращаются в теоретическое знание о закономерностях исторического процесса. Если применяется логический метод, эти закономерности выявляются в очищенном от случайностей виде, а применение исторического метода предполагает фиксацию этих случайностей, но не сводится к простому эмпирическому описанию событий в их исторической последовательности, а предполагает их особую реконструкцию и раскрытие их внутренней логики.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ – процедура создания особой знаковой структуры, мате­матической модели, позволяющей изучать количественные характеристики и закономерности самых разнообразных объектов.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАРХИЗМ – концепция философии науки П. Фейерабенда, согласно которому нет единого научного метода, а сама наука не является привилегированной формой познания мира. Научная рациональность сочетается с мистикой, шаманством, элементами восточных традиций, обыденным здравым смыслом, которые могут быть источниками новых идей. Согласно методологическому анархизму научный метод реализуется по двум принципам: 1) «пролиферация» (увеличение количества идей), требующая выдвижения бесконечного числа гипотез, объяснительных схем, альтернативных господствующим теориям; 2) «упорство» – последовательность в защите выдвинутых гипотез несмотря ни на что и вопреки любым аргументам. Основанием возникновения концепции методологического анархизма является действительная формализация научной методологии, поскольку наука ориентирована на новизну, а стандарты научной рациональности имеют конкретно-исторический характер и достаточно широко варьируются.

МЕТОД – совокупность определенных правил, при­емов, норм познания и действия, основная функция которого – организация и регуляция любой деятельности, а не только научной. Нельзя недо­оценивать или отвергать роль метода (методологичес­кий негативизм), так же как и абсолютизировать его (ме­тодологическая эйфория). Многообразие видов че­ловеческой деятельности позволяет различать методы познания и методы практики. Среди методов познания выделяют вненаучные и научные, которые разделяются на эмпирические и теоретические. Принято различать три основные группы методов: философские, обще­научные и частно-научные (дисциплинарные и меж­дисциплинарные).

МЕТОДОЛОГИЯ (учение о методах) область знания, прежде всего философского, в котором изучаются средства, предпосылки и основные принципы организации познавательной и практической деятельности, общая теория метода, это сложная, динамическая, целостная, субординированная система методов, приёмов, принципов получения знания на разных уровнях. Существует два основных направления методологи­ческих исследований – философское и внутринаучное. Частные науки изучают, прежде всего, методы постижения объектов и их свойств. Философия исследует методологию в плане её применимости к конкретным наукам. Кроме того, праксиология исследует её как сферу практики. Сегод­ня задачей методологии является: конструирова­ние и преобразование схем деятельности, внедрённость их в повседневную жизнь.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (от греч. путь)– это совокупность применяемых в науке средств получения, обоснования и применения научного знания, специфичных для различных типов наук, т.е. это средства, при помощи которых осуществляется процесс познавательной деятельности, это совокупность определенных правил, при­емов, норм познания и действия, основная функция которого – организация и регуляция научной деятельности. В современной науке сложилась многоуровневая концепция методологического знания, согласно которой все методы научного познания по степени общности и широте применения делятся на основные группы: 1) философские методы (диалектический и метафизический, а также метафизический, интуитивный, феноменологический и др.) – это система принципов, операций и приёмов, носящих всеобщий универсальный характер при самом высоком абстрагировании, который задают самые общие регулятивы исследования и их генеральную стратегию; 2) общенаучные методы (системный, структурно-функциональный, синергетический, наблюдение, дедукция и др.) – это промежуточная методологи между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук; 3) частно-научные методы (механики, физики, химии, биологии и социально-гуманитарных наук) – это совокупность способов, принципов познания, исследовательских приёмов и процедур, которые применяются в той или иной специальной науке; 4) дисциплинарные методы – это система приёмов, свойственных для той или иной научной дисциплины, входящей в отрасль науки или появившейся на стыке наук.

МЕТАФИЗИКА (от греч. после физики)– 1) в широком смысле слова «метафизический» означает идеальную сторону предмета, его смысл; 2) в переносном смысле обозначает само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, т.е. указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений. 3) раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового (философия в этом смысле есть синоним теоретической метафизике); 4) иногда онтология считается синонимом метафизики (поскольку имеет один и тот же предмет – сущее); 5) в настоящее время термин также используется для обозначения предметов, находящихся за пределами физического мира, представляя собой учение о сверхчувственном («ноуменальном»), то есть лежащем за пределами физических явлений. 6) но главное определение метафизики – философское учение, отрицающее развитие в мире, обществе и человеке; Метафизический метод сформировался в античности в трудах Парменида и ориентирован на познание явлений вне развития, вне противоречий, как устойчивых и неизменных. Он нашёл своё применение в классической науке XVII-XVIII вв., но затем потерял своё ведущее значение и стал побочным в методологии науки.

МОДЕЛИ НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это организация научной деятельности, которую выбирает исследователь для получения знания. В истории науки различают три основных модели научной деятельности: 1) Эмпиризм (индуктивная модель научно-познавательной деятельности) рассматривают источником, основой и критерием истинности научного знания эмпирические данные (данные наблюдения и эксперимента), которая начинается с фиксации эмпирических (опытных) данных о конкретном предмете научного исследования, переходит к выдвижению на их основе эмпирических гипотез (обобщений), осуществляет их проверку и отбирает наиболее доказанные. Сторонниками такой модели научной деятельности были Ф. Бэкон, Г. Рейхенбах, Р. Карнап и др.; 2) Теоретизм (дедуктивная модель научно-познавательной деятельности) считает источником, основой и критерием истинности научного знания мышление (рассудок, разум, интеллектуальная интуиция, дедукция, мысленное конструирование). Научная деятельность этого типа осуществляется как развертывание имплицитного содержания неких идей, принятых как постулаты (или аксиомы). На данных позициях стояли Р. Декарт, В. Лейбниц, И. Кант, и др. 3) Проблематизм как модель научного исследования, у истоков которой стоял Г. Галилей, наиболее четко сформулировал К. Поппер, признает равноправие и взаимосвязь эмпирического и теоретического знания в общей структуре научного знания, наука понимается как специфический способ решения познавательных проблем, составляющих исходный пункт научной деятельности, а научная проблема рассматривается как эмпирический или теоретический вопрос, ответ на который требует получения новой эмпирической и/или теоретической информации. Таким образом, научная деятельность заключается в движении от менее общей и глубокой проблемы к более общей и более глубокой и т.д.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – один из методов научного познания, включающийся в воспроизведение свойств, структуры и функций объекта познания на специально устроенной его модели, на его «заменителе». В зависимости от характера моделей, используемых в научном исследовании, различают: 1) физическое моделирование, цель которого – воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу; по результатам исследования физических свойств моделей судят о явлениях, происходящих в естественных условиях; 2) идеальное (мысленное) моделирование – это различные мысленные представления в форме тех или иных воображаемых моделях; 3) символическое (знаковое) моделирование – основано на условно знаковом представлении каких-либо свойств оригинала (топологических, графических и др.); 4) математическое моделирование, как разновидность символического, основанное на возможностях средствами математики описывать объекты и явления самой различной природы; 5) вещественно-математическое моделирование, которое применяется как сочетание математического и физического моделирования; 6) численное моделирование на ЭВМ, основанное на ранее созданной математической модели изучаемого объекта и применяется в случаях больших объёмов вычислений, необходимых для исследования данной модели.

МОДЕЛЬ (от лат. мера, образец, норма) – некая мысленно представляемая или материально выраженная система, которая замещает некоторую другую, находится с ней в отношении сходства. Благодаря этому сходству, изучение модели дает возможность получить новую информацию об исследуемом объекте. Таким образом, модель – это аналог изучаемого объекта, зачастую создаваемый искусственно на основе предшествующих знаний. В этом смысле модель выступает как овеществленная абстракция. За построением модели следует ее экспериментальное исследование и перенесение полученных данных на изучаемый объект, так называемая модельная экстраполяция. Модель могут быть как материальными, или вещественными, так и идеальными, или мысленными. Особое значение в современной науке имеет компьютерное моделирование.

НАБЛЮДЕНИЕ НАУЧНОЕ – исходный метод научного познания, связанный с преднамеренным, организованным, систематическим, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира с целью решения определенных научных задач. Оно основано на использовании органов чувств человека для получения информации о фактах исследуемого объекта в соответствии с поставленной познавательной задачей. Научное наблюдение отличается чётко поставленной целью, систематичностью, использованием различного рода приборов и средств для фиксации количественных измерений и оценок качества поступившей информации. Это метод эмпирического познания позволяет получить первичную информацию об объектах и обеспечивает объективность, воспроизводимость, точность и однозначность результатов исследования. По способу проведения наблюдения могут быть: 1) непосредственные (это отражение свойств и сторон предмета при помощи только органов чувств – визуальное наблюдение), 2) опосредованные (исследование объектов при помощи определённых технических средств), 3) косвенные (это наблюдение не самих исследуемых объектов, а результатов их взаимодействия на другие объекты). Наблюдения могут играть важную эвристическую роль в научном познании и требуют участия в теоретическом мышлении, при помощи которого оформляется в виде определённых научных терминов, графиков, таблиц, рисунков и др. Научное наблюдение обязательно сопровождается описанием.

ОБЩЕЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – 1)Анализ – ре­альное или мысленное разделение объекта на составные части, синтез – их объединение в единое органи­ческое целое, результатом чего является совершенно новое образование; 2) Абстрагирование – процесс мысленно­го отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемо­го явления с одновременным выделением интересую­щих исследователя свойств (прежде всего существен­ных, общих); 3) Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связанный с абстрагированием; 4) Идеализация – мыслительная процедура образования абстрактных (идеализирован­ных) объектов, принципиально неосуществимых в дей­ствительности («точка», «идеальный газ» и т.п.), которые представ­ляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них; 5) Индукция – движение мысли от единичного (опыта, фактов) к об­щему (их обобщению в выводах) и дедукция – вос­хождение процесса познания от общего к единично­му; 6) Аналогия (соответствие) – установле­ние сходства в некоторых сторонах, свойствах и отно­шениях между нетождественными объектами. На ос­новании выявленного сходства делается умозаклю­чение по аналогии. При выводе по аналогии, знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («мо­дели»), переносится на другой, менее доступный для исследования объект; 7) Моделирование – метод исследова­ния определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительно­сти. Формы моделирования: предметное, (физическое) и знаковое (математическое, ком­пьютерное); 8) Системный подход – со­вокупность методологических требований, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. 9) Вероят­ностно-статистичес-кие методы – основаны на учете дей­ствия множества случайных факторов, которые харак­теризуются устойчивой частотой. Это позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивает­ся» через совокупное действие множества случайнос­тей.

ОПИСАНИЕ – фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, полученных в результате наблюдения, поэтому его можно рассматривать как завершающий этап наблюдения, когда чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем и др., приобретая удобную для рациональной обработки форму. Описание бывает качественное и количественное (на основе измерительных приборов). Описание результатов наблюдения является эмпирическим базисом науки, на основе которого создаются эмпирические обобщения, сравниваются изучаемые объекты, проводится их классификация. Описание должно отвечать следующим требованиям: а) быть максимально полным, б) точным, в) объективным, г) давать достоверную и адекватную картину объекта, д) использовать понятия, имеющие однозначный смысл. Все науки в своём развитии проходят «описательную стадию». Если меняются средства описания, то это ведёт к смене парадигмы.

ПАРАДИГМАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ НАУКИ – модель понимания научной деятельности и механизмов научных революций в концепции Т. Куна, согласно которой в основе любой научной дисциплины лежит парадигма, принимаемая всеми учеными, работающими в рамках этой дисциплины. Например, парадигма физики определяет класс объектов, которые считаются физическими объектами; совокупность приборов и методов, адекватных задачам физического исследования; способы интерпретации фактического знания и т.д. Отсутствие единой парадигмы свидетельствует о ненаучности (или донаучности) данной области знания. Становление любой науки связано с формированием ее фундамента, образца (для физики эту роль выполняла механика Ньютона, для химии – работы Лавуазье и т.д.). Исследовательская работа в рамках парадигмально упорядоченной дисциплины заключается в открытии новых областей применения парадигмы, в выводе из нее всех возможных следствий, а также в поисках путей согласования с парадигмой «неудобных» фактов. В последнем случае научная деятельность понимается как защита парадигмы, «решение головоломок» – построение частных теорий, позволяющих интерпретировать фактический материал в соответствии с принятой парадигмой. Революции в науке связаны с появлением и распространением в дисциплинарном научном сообществе новой парадигмы. Разные парадигмы являются принципиально несовместимыми – отсутствует возможность «критического эксперимента», опровергающего ту или иную парадигму, коль скоро каждая из них дает свою интерпретацию факта. Выбор научного сообщества в пользу той или иной парадигмы основывается на внеэмпирических критериях. В этом смысле концепция парадигмальной структуры науки стала точкой разделения неопозитивизма и постпозитивизма.

ПОНИМАНИЕ – 1) основной метод философской герменевтики как искусства и теории истолкования текстов; 2) логическая процедура, основанная на приписывании определённого смысл изучаемым наукой объектам, явлениям и процессам. Приписывание осуществляется путём идентификации наблюдаемого явления с уже изученным эмпирическим объектом на основе аналогии или путём его интерпретации с определённым объектом некоторой теории. Понимание не тождественно познанию, объяснению, хотя они и связаны между собой. Оно свя­зывается с осмыслением, то есть выявлением того, что имеет для человека какой-либо смысл. Понимание как реаль­ное движение в смыслах, практическое владение этими смыслами сопровождает всякую конструктивную познавательную деятельность. Оно может выступать в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человечес­кой деятельности и как смыслообразование. Понимание связа­но с погружением в «мир смыслов» другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и пережи­ваний. Оно неотделимо от самопо­нимания и происходит в стихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональ­ный акт. Его нельзя также смешивать с «озарением», «инсайтом», интуицией. Феномен понимания является специальным предметом исследования в особом философском течении – герменевтике (М. Хайдеггер, Г. Гадамер, П. Рикер и др.). Сторонники этого течения считают, что человек живет в мире, где всему дается название, все описывается в языковой форме. Поэтому познание всегда имеет диалогический и интерпретационный характер: человек познает мир путем диалога с авторами текстов, которые он должен интер­претировать и понять. При этом познающий субъект (интерпретатор) основывается на а) знании утвердившихся значений слов, а также тех значений, которые они имели ранее; б) представлении о личностных особенностях и намерениях автора. Однако любые тексты, в том числе написанные в предшествующие эпохи, человек воспринимает сквозь призму идей современной ему культуры (сквозь призму «исторической традиции»). Это обусловливает наличие предубеждения (предрассудка, предпонимания) и ставит под вопрос возможность абсолютно точного понимания текста. Из этого следует, что в ходе интерпретации субъект вносит в текст новые смыслы, что способствует развитию познания. Особое решение вопроса о возможностях понимания предложено в философии пост­модернизма, сложившейся во второй половине XX века (Ж. Деррида, Р. Барт, Ж. Лиотар и др.). Основой анализа текстов здесь становится «деконструкция», то есть выявление внутренних противоречий и «остаточных смыслов» (не замечаемых ни автором, ни читателем). Слово больше не представляет объект, оно связано не со значением, а с «обозначающими следами». Их число столь велико, что возможности интерпретации становятся бесконечными. Но это значит, что познание самого объективного мира, его объяснение, как и понимание накопленных знаний, фактически невозможны. Любое, даже естественнонаучное, знание оценивается в постмодернизме как «повествование», своего рода литературная история. Таким образом, «познающий разум», которым восхищались философы Нового и Новейшего времени, заменяется «интерпретативным разумом». В итоге, сторонники постмодернизма приходят к выводу, что в современном обществе, захлестнутом избыточной информацией, субъект «скользит» по поверхности текстов и явлений, не проникая и не пытаясь проникнуть в их сущность.

ПОСТУЛАТ – положение или принцип некоторой научной теории, принятый в качестве исходного и недоказуемый в её рамках. В логике и методологии науки понятие постулата обычно тождественно понятию «аксиома».

ПРЕДВИДЕНИЕ НАУЧНОЕ – обоснованное предположение: о будущем состоянии явлений природы и общества, неизвестных в настоящий момент.

ПРИБОР (в научном познании) – любой естественный или искусственный материальный предмет, позволяющий открыть и зафиксировать количественные или качественные свойства познаваемого объекта. С помощью прибора формируется предмет познания (та сторона объекта, которая интересует ученого). В классической науке (XVII-XIX вв.) прибор трактовался как сугубо нейтральный посредник между субъектом и объектом познания. В современной науке (физика микромира, социология) возникает проблема учета воздействия прибора на изучаемый объект. С точки зрения современного (неклассического) понимания научной рациональности ученый имеет дело не с объектом как таковым, а с системой объект – прибор.

ПРИНЦИП (от лат. основа, первоначало) – основная руководящая идея, составляющая методологическую основу теории, предметной области или науки в целом. В логическом смысле принцип – обобщение и распространение каких-либо положений на все явления данной области.

ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИКИ – фундаментальные требования диалектического метода. Наиболее важными являются: 1) принцип противоречия, ориентирующий на выявление объективных противоречий, присущих изучаемому предмету, и синтез противоположных теоретических положений (см. триада); 2) принцип всеобщей взаимосвязи явлений; 3) принцип развития, требующий рассмотрения предмета в его истории, выявления источников и направленности его развития; 4) принцип детерминизма; 5) принцип системности, требующий понять предмет в его системной целостности. В совокупности принципы диалектики создают методологическую базу глубокого и всестороннего познания действительности.

ПРОБЛЕМА НАУЧНАЯ (от греч. преграда, трудность, задача) – форма научного знания, в которой фиксируется некое реальное или мнимое противоречие в структуре знания (например, между предсказанием теории и фактическим материалом) или наличным научным знанием и целями практики. Проблема – это ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, существенный вопрос относительно конкретного предмета научного исследования. Постановка научной проблемы помимо формулировки основного, исходного вопроса включает в себя ряд процедур (расщепление проблемы на подпроблемы, обоснование её реальности, выявление связи с другими проблемами, возможностей и способов решения и т.д.). Тщательное выполнение этих процедур призвано отсечь мнимые проблемы и конкретизировать реальные проблемы. В качестве научного исследования впервые была обоснована К. Поппером, который рассматривал научное познание как процесс выдвижения проблем и отбора их решений. Научная проблема возникает при следующих условиях: 1) когда наука имеет факты, но есть задача их теоретического объяснения; 2) когда теория уже существует, но появляются новые факты, необъяснимые в её рамках. Стадии развития знания: а) постановка проблемы, намечающая её решение, б) само решение проблемы. Проблема – это переходная форма в развитии знаний от эмпирического к теоретическому, это знание о незнании. Из фактов возникает проблема, которая содержит в себе необходимость движения к теоретическому знанию.

РЕДУКЦИЯ (от лат. сведение) - методологический прием, широко используемый в научном познании как средство понимания и объяснения. В процессе редукция неизвестное сводится к известному, сложное – к простому, свойства и специфические проявления какого-либо предмета – к его основанию, субъекту, сущности и т.д. Поскольку в процессе редукции реальные, объективные связи и соотношения явлений заменяются логическими отношениями и связями, а специфика редуцируемого явления во многом утрачивается, данный прием имеет ограниченное значение. Абсолютизация редукции, её философское обоснование как главной методологической основы научного познания называются редукционизмом.

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – совокупность принципов, основой которой является рассмотрение объектов как самоорганизующихся систем (подробная характеристика синергетики, в рамках которой разработаны принципы синергетического подхода к исследованию объектов, рассмотрено в разделе 3.8). Синергетика (от греч. сотрудничество, содружество) – междисциплинарное научное направление, изучающее связи между элементами структуры, которые образуются в открытых системах благодаря интенсивному обмену вещества и энергии с окружающей средой в неравновесных условиях, где наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности (т.е. уменьшается энтропия) – происходит самоорганизация системы. Основные принципы синергетического подхода: 1) объекты – это развивающиеся сложные открытые нелинейные системы (открытость означает способность к обмену энергией, веществом, информацией с внешней средой, а нелинейность означает наличие многих случайных направлений развития, обусловленных внутренними или внешними случайными воздействиями); 2) самоорганизация системы начинается с хаоса (т.е. неустойчивости), когда в существовании системы возможны флуктуации (колебания) – отклонения от средних значений процессов, характеризующих систему; 3) существует альтернативные пути развития системы, которые формируются в точках бифуркации (раздвоение) – точках выбора траектории (стратегии) дальнейшего развития; 4) будущее состояние системы (аттрактор – притягивать) как бы притягивает, организует, формирует, изменяет наличное ее состояние, где аттракторы выступают как цель (направленность развития системы).

СИНТЕЗ – общелогический метод изучения объекта в целостности на основе анализа его отдельных сторон в процессе анализа. Причём синтез – это не простое механическое соединение в единую систему разъединённых анализом элементов, а установление места и роли каждого элемента в системе целого. Анализ и синтез используются и на эмпирическом и на теоретическом уровнях научного познания, причём это не оторванные друг от друга мыслительные операции, а две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ – 1) в широком смысле – синоним системного подхода; 2) в узком смысле – совокупность методологических средств, которые используются для обоснования решений по сложным проблемам различного характера. Основные принципы системного анализа: 1) принятие решений должно начинаться с формирования конечных целей; 2) рассмотрение проблемы как целого, как единой системы, выявляя взаимосвязи каждого частного явления и их последствия; 3) определение и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; 4) недопущение, чтобы цели отдельных подразделений вступали в конфликт с целями всей программы. Основной процедурой системного анализа является построение общей модели, которая отражает все реальные ситуации, которые могут появиться в процессе осуществления решений, после чего выявляются возможные альтернативные варианты действия и сравниваются затраты ресурсов по каждому из вариантов и уточняются нежелательные внешние воздействия. Системный анализ опирается на прикладные математические операции и методы (информационные системы, ЭВМ). Этот метод применяется, когда принимать решения приходится в условиях неопределённости.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД (система от греч. целое, состоящее из частей ) – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как системы. Исследование систем начинается в 40-50-х гг. XX в. на основе концепции «общей теории систем» австрийского биолога Л.фон Берталанфи. Этот принцип имеет важное эвристическое значение в науке, так как позволяет при характеристике любого объекта, как системы, переносить на него общие системные закономерности любой системы. Эти особенности изучает такой раздел математики как «общая теория систем». Системный принцип опирается на следующие требования: а) выявление отдельных элементов, входящих в систему и выявление его места и функций в данной системе; б) признание, что свойства системы не сводимы к сумме свойств его элементов; в) исследование иерархии системы элементов; г) анализ поведения системы в зависимости от особенности её элементов; д) описание всесторонности и многоаспектности системы; е) рассмотрение системы как динамичной и развивающейся целостности. Различают следующие системы: 1) открытые (обмениваются со средой энергией и информацией; стационарным её состоянием является подвижное равновесие, когда все макроскопические величины неизменны, а макроскопические процессы непрерывно продолжаются), закрытые (обмениваются со средой только энергией; согласно второму закону термодинамики она достигает состояния равновесия, при котором остаются неизменными все макроскопические величины системы и прекращаются все макроскопические процессы) и самоорганизующиеся (сложные открытые, динамические саморазвивающиеся системы, связи, между элементами которых имеют не жёсткий, а вероятностный характер, системы, способные корректировать своё состояние); 2) динамические (относительно простые системы, состоящие из небольшого числа элементов, когда причины вызывают соответствующие следствия, поэтому возможны точные предсказания) и статические (сложные системы с большим количеством элементов и случайных факторов, когда причины вызывают следствия с определённой долей вероятности и предсказания приобретают вероятностный характер); 3) материальные (представлены в неорганической природе физическими, геологическими, химическими системами, а в неорганической природе – живой клеткой, организмом, видами, экосистемой; особый вид материальных систем – социальные системы) и абстрактные (продукты человеческого мышления – гипотезы, теории, научные знания в целом).

СОМНЕНИЯ ПРИНЦИП – установка мышления, связанная с неуверенностью в отношении тех или иных истин. Является основным мотивом философии скептицизма, отвергающего всякое достоверное познание. В философии Декарта принцип сомнения играет конструктивную роль и служит для достижения подлинного знания посредством устранения всего недостоверного и нахождения бесспорного положения. Применяемый в разумных границах принцип сомнения способствует очищению знания от устаревших недостоверных положений и содействует движению к истине.

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ (СТРУКТУРНЫЙ) МЕТОД – разновидность системного принципа, который ориентируется на выявление структуры системы, т.е. совокупности устойчивых отношений и взаимосвязи между её элементами и их роли (функции) относительно друг друга. При этом структура понимается как нечто неизменное при определённых изменениях, а функция – как предназначение каждого элемента для определённого действия. Этот метод требует: 1) исследование структуры (строения) системного объекта, 2) анализ её элементов и их функциональных особенностей, 3) исследование изменения этих элементов и их функций, 4) рассмотрение развития системного объекта в целом, 5) представление объекта как гармонически функционирующей системы, все элементы которой поддерживают эту гармонию.

СОФИСТИКА – это метод рассуждений (выводов, доказательств) основанный на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, на употреблении ложных доводов и аргументов, выдаваемых за правильные. Это сознательное нарушение логических правил, применяемое в споре с целью достичь превосходства над оппонентом, ввести его в заблуждение. Исторически восходит к софистам – древнегреческим философам (Протагор, Горгий, Продик), профессиональным учителям мудрости и красноречия. Софисты подчеркивали относительность знания, отсутствие объективной истины и поэтому считали оправданным прибегать к приёмам, впоследствии получившим название софистики. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика коренится в абсолютизации относительности познания. Спекулируя на фактах изменчивости, противоречивости и сложности объектов познания, софистика отрицает абсолютные моменты в процессе постижения истины. В своих построениях софистика использует подмену понятий, различные логические ошибки, неверные формы вывода, а также словесные уловки и ухищрения, многозначность понятий и терминов.

ТЕОРИЯ – качественная форма научного знания, существующая как система логически взаимосвязанных предложений, отражающих закономерные, общие и необходимые внутренние связи определённой предметной области, т.е. это истинное знание, изложенное в виде системы. Основные особенности теории: 1) теория – это совокупность целостная, органически развивающаяся система научных положений; 2) чтобы тать теорией, знания должны достигнуть определённой степени зрелости (когда оно не просто описывает факты, а когда вскрывает причины, противоречия и закономерности явления); 3) для теории обязательным является обоснование и доказательство входящих в неё положений (если нет обоснований, значит нет и теории); 4) теория стремится к объяснению наиболее широкого круга явлений и непрерывному углублению знаний о них. Гносеологическая структура теории: основные специальные понятия, принципы и законы, идеи, язык, математический аппарат, логические средства. В соответствии с логической структурой различают следующие виды теорий: 1) аксиоматические теории (исходные предложения принимаются без доказательств, а все остальные дедуктивно выводятся из них); 2) генетические теории (указывают пути получения исходных предложений, которые развиваются в индукции); 3) гипотетико-дедуктивные теории (из гипотетически выдвигаемого общего положения дедуктивно выдвигаются все другие предложения). На основании форм движения материи выделяют соответственно – физические, химические, биологические, социальные теории. По степени общности теории делятся на специфические (отражающие отдельные стороны материального и духовного мира), общие (действие их распространяется либо на всю природу, либо на общественные явления, либо на мышление) и всеобщие (распространяются на все явления без исключения). В зависимости от того, насколько та или иная теория поддаётся математической обработке, теории делятся на формализованные и неформализованные. В зависимости от того, какой метод или логический способ господствовал при формировании той или иной теории, они бывают сравнительные, аналитические и синтетические. Теории также делят на фундаментальные и прикладные, а также различают естественнонаучные и технические теории. Теория выполняет следующие функции: предсказательную; синтезирующую, методологическую и практическую.

ФАКТ НАУЧНЫЙ – форма научного знания, в которой фиксируется некоторое конкретное явление, событие. Событие составляет объективную основу факта. Субъективной его стороной является деятельность учёного по фиксации, описанию событий. Научный факт должен удовлетворять следующим требованиям: 1) отнесённость к определенной предметной области науки; 2) содержательное описание процедуры и обстоятельств фиксации события; 3) усреднённость результатов наблюдений и измерений; 4) воспроизводимость в научной деятельности других исследователей; 5) соотнесённость с некоторой совокупностью, системой родственных или схожих фактов.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ ( от лат. подделываю ) – 1) проверка ложности теории в результате эксперимента или теоретического знания. 2) методологический принцип, лежащий в основе критического рационализма, разработанный К. Поппером в противовес принципу верификации, сущность которого заключается в опровержимости любого научного утверждения, ибо научное знание подвержено ошибкам и в связи с выдвижением новых гипотез оно опровергается, в результате чего формируются всё более глубокие научные проблемы. Согласно фальсификации лишь те теории могут быть научными, которые в принципе не могут быть опровергнуты. Прогресс науки заключается в том, что любые положения опровергаются и заменяются новыми. Данный принцип лежит в основе концепции К. Поппера о росте научного знания.

ФИЗИКАЛИЗМ – одна из концепций логического позитивизма, которая разрабатывалась Р. Карнапом, О. Нейратом в рамках проблематики верификации. Истинность любых теоретических положений рассматривалась в связи с возможностью их перевода на язык физики – физикалий. Предложения, не поддающиеся такому переводу, объявляются лишенными научного смысла. В Ф. язык физики толкуется как универсальный язык научного познания вообще. Попытка редукции (сведения) всего массива научного знания к терминам физики была несостоятельной, что привело к компрометации данной программы.

ФИЛОСОФСКИЕ МЕТОДЫ – это методы, разрабатывающиеся рамках философии и задающие исследованию самые общие установки, генеральную стратегию, но не заменяющие специальные методы и не определяющие (прямо и непосредственно) окончательный результат). Наиболее общими философскими методами являются диалектический (см.: статью «диалектический метод») и метафизический (см.: статью «метафизика»). В последнее время разрабатываются другие философские методы: герменевтический (герменевтика), аналитический (логический позитивизм), феноменологический (феноменология), интуитивный (интуитивизм) и др.

ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ – историческисложившиеся компоненты научного знания, различающиеся способом отражения действительности и функциями в общей системе науки. К ним относятся:факт, проблема, закон, (в том числе эмпирический закон), гипотеза, теория, принцип и т.п. Каждая форма научного познания характеризуется специфическими для неё критериями научности.

ФОРМАЛИЗАЦИЯ – это перевод получаемых знаний на язык знаков, математических формул, что позволяет превратить содержание построенной теории в систему материализованных символов, т.е. развёрнутую теорию свести в схеме, определённому порядку.

ФУНКЦИЯ – внешнее проявление свойств каких-либо элементов или частей в рамках определённой системы. Характер функционирования, набор функций, определяется структурой системы. Нарушение нормального функционирования (появление дисфункций) свидетельствует о старении, деградации структуры.

ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ – по­следовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более ра­циональных и новых конструктивных решений. Эвристические методы обычно противопостав­ляют формальным методам решения, опирающимся на точные мат. модели. В психологической и кибернетической литературе под эвристическими методами понимаются любые мето­ды, направленные на сокращение пере­бора, или индуктивные методы реше­ния задач. Впервые учение об эвристических методах раз­работано и введено в практику Сокра­том. Архимед в «Учении о методах ме­ханики» подробно описал способы рас­смотрения и решения новых задач. От него искусство решения трудных про­блем получило своё название «Эври­стика». Известно несколько десятков эвристических методов, использование которых позволяет решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности и общении. В основе каждого эвристического метода за­ложен базальный методологический принцип, требующий, чтобы в творческом про­цессе осуществлялось сложное двухстадийное движение мыслей: от исходной определенности к неопределенности и от неопределенности в область контек­ста проблемной задачи. Первая стадия обеспечивает выход за пределы исход­ной информации, вторая – привнесение новой информации в поиск решения за­дач. Под неопределенностью здесь пони­мается широкий круг явлений: недоста­точная известность, несовершенство, не­точность, случайность, расплывчатость, размытость, неясность, неоднозначность, полисемия понятий и т.п. Множество известных эвристических методов имеет иерархическую структуру, первичными элементами которой являют­ся две методологемы – правило и принцип. Методологическое правило – это предписание, разрешение или запрет выполнения операции или предметного действия. Методологический принцип – целенаправленная руководящая идея для выполнения определенной методо­логической деятельности. К наибо­лее распространенным эвристическим методам относятся эвристический метод синтеза, метод эвристических приемов, обобщенный эвристический алгоритм, методы морфологического анализа и синтеза, алгоритм решения изобретательских задач и др.

ЭКЛЕКТИКА (от греч. выбираю) – разновид­ность метафизического метода мышления, характеризующаяся произвольным выхватыванием отдельных сторон предмета, а также мыслей, взглядов, фактов и их меха­ническое соединение. Результатом этой процедуры яв­ляется хаотическое соединение элементов, а не целост­ная, развивающаяся система в единстве всех своих сторон и связей. Основанием эклектики является многообразие и противоречивость явлений объективного мира, фрагментарность и неоднозначность существующих знаний. В отличие от диалектики, эклектика – бессистемное, произвольное соединение противоположностей как результат неумения выделить главные закономерности изучаемого явления. Наиболее распространенная манера рассуждений в эклектике определяется формулой: «с одной стороны, но с другой сторо­ны…». Эклектика как методологический приём мо­жет быть полезной на начальных сту­пенях процесса познания.

ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. проба, опыт) – метод эмпирического познания, характеризующийся вмешательством в течение изучаемых процессов, исполь­зование разнообразных приборов. В ходе эксперимента исследователь, воздействуя на предмет в специально разработанных условиях, целенаправленно акцентируя внимание на нужном состоянии, изучая его на качественном и количественном уровнях. Эксперимент позволяет изолировать познаваемый объект от влияния случайных или второстепенных факторов, многократно воспроизводить ход процесса в постоянных условиях. Особенности научного эксперимента: а) позволяет изучать объект в «очищенном» виде (без побочных факторов); б) при нём могут создаваться специальные условия, при которых удаётся обнаружить неожиданные свойства объектов и тем самым постигнуть их сущность; в) многократная воспроизводимость позволяет получать достоверные результаты; г) изучая процесс, экспериментатор может включать в него всё, что считает нужным для получения истинного знания об объекте. Эксперимент всегда включает в себя: 1) определённые допущения о свойствах моделируемых материальных процессов; 2) допущения о характере интересующих исследователя объектов, их свойств и отношений, которые должны в ходе эксперимента или подтвердиться, или опровергнуться, или уничтожиться; 3) приборы, измерительную технику и знания, лежащие в основе принципов их действия. В зависимости от характера поставленных задач научные эксперименты бывают следующих видов: измерительные, поисковые, проверочные, контрольные, исследовательские и др. В зависимости от области проведения эксперименты подразделяются на: фундаментальные, прикладные, промышленные, социальные, в области гуманитарных наук. Любой научный эксперимент – это не чисто материальная деятельность, а материально-когнитивная, опирающаяся на определённую систему знания, удостоверенную в прошлом опыте.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНА­НИЯ – а) наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на дан­ные органов чувств; б) эксперимент – активное и це­ленаправленное вмешательство в протекание изучае­мого процесса, его воспроизведение в специально со­зданных и контролируемых условиях; в) сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта); г) описание – фиксирование наблю­дения или эксперимента с помощью определенных си­стем обозначения, применяемых в науке; д) измере­ние – совокупность действий, выполняемых при по­мощи средств измерений с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения. Эмпирические методы научного познания направляются определенными кон­цептуальными идеями. В социально-гуманитарных на­уках (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социальной психологии и др.) кроме философских и общенаучных применяются специфи­ческие методы: а) идиографический – описание индиви­дуальных особенностей единичных исторических фак­тов и событий; б) диалог («вопросно-ответный метод»); в) понимание; г) интроспекция (самонаблюдение); д) эмпатия (вчувствование) – восприятие внутреннего мира дру­гого человека; е) тестирование; опросы и интервью; ж) про­ективные методы; з) биографический и автобиографичес­кий методы; и) социальный эксперимент и социальное мо­делирование; к) ролевые и имитационные игры.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ФАКТ – это полученное в результате экспериментальных исследований обоснованное научное высказывание об определенных явлениях реальности. Он лежит в основе построения эмпирических или теоретических систем знания. Факт – это некая эмпирическая реальность, которая отображается информационными средствами (текстами, формулами, фотографиями, видеоплёнками и др.) и имеет многомерную структуру, где выделяются четыре слоя: 1) объективная составляющая (реальные процессы, события, свойства); 2) информационная составляющая (информационные посредники, которые обеспечивают передачу информации от источника к приемнику); 3) практическая составляющая факта (обусловленность факта, возможными в данную эпоху способами наблюдения, измерения, эксперимента); 4) когнитивная составляющая факта (зависимость способа фиксации и интерпретации фактов от системы понятий, абстракций, теорий, парадигмы, а также психологических и социально-культурных установок).

ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЗАКОН представляет собой обобщение эмпирических фактов. Он имеет опытный характер и не выявляет сущности и причин изучаемого процесса. Эмпирические законы подтверждены непосредственно эмпирическими наблюдениями. Учение об эмпирических законах разработал Р. Карнап, который утверждал, что основным признаком закона является повторяемость или регулярность явлений, которая обнаруживается в систематических наблюдениях. Если такая регулярность наблюдается во все времена и во всех местах без исключения, тогда она выступает в форме эмпирического закона.

ЯЗЫК НАУКИ – это специфическая знаковая система, служащая материальным выражением полученных результатов научной познавательной деятельности, в качестве которой может выступать как естественный язык (язык непосредственного общения), так и искусственный (знаки, символы, математические выражения, химические формулы и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: