Виды обращений граждан

Конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу­дарственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ), к сожалению, не получило своего развития в федеральном законодательстве.

Под обращениями понимаются изложенные в устной или пись­менной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан.

Предложение обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти го­рода и органов местного самоуправления, предприятий, органи­заций и учреждений вне зависимости от организационно-право­вых форм в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни.

Заявление - обращение гражданина по поводу реализации при­надлежащих ему прав, закрепленных Конституцией Российской Федерации, иными законами Российской Федерации.

Жалоба - обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездей­ствием), решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностными и выборными лица­ми, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.

Вопросы, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, определяются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с данным законом граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Право на обращение реализуется свободно и добровольно. Однако осуществление права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

В ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложения, заявления или жалобы, а также устные обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Статья 7 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" закрепляет основные реквизиты обращения.

1. В вводной части обращения указывается адресат (государственный орган, орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностного лица, которому подается обращение и его должность). Далее гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество. Относительно последнего, закон содержит своеобразный подход, указывая обязательность его указания лишь при наличии. Как правило, гражданин России имеет отчество. Думается, данный подход реализован для случаев подачи обращения гражданами стран, в которых отчество не используется. В вводной части указывается так же адрес гражданина. Это необходимо для последующего направления гражданину ответа или уведомления о переадресации. Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоны гражданина.

2. В основной части обращения излагается суть проблемы, с которой обращается гражданин, доводы на которых основываются просьбы и предложения, а так же сами просьбы и предложения.

3. Завершая обращение, гражданин ставит свою подпись (как правило, в скобках указывается расшифровка подписи), а так же указывается дата подачи обращения.

4. В подтверждение изложенных в обращении обстоятельств и требований, гражданин может приложить к обращению копии любых документов и материалов или оригиналы документов. В обращении о наличии таких документов или их копий свидетельствует список приложений.

5. Письменные обращения желательно подготовить в двух экземплярах - на втором экземпляре ставится подпись принявшего обращение лица (как правило, работника секретариата или канцелярии государственного органа, органа местного самоуправления), а так же дата принятия. Впоследствии, данный экземпляр обращения может служить письменным доказательством при обращении в суд.

На одном экземпляре поступившего обращения в нижнем свободном углу на первой странице ставится штамп с указанием даты, номера служебного телефона и полной фамилии принявшего обращение сотрудника; данный экземпляр обращения возвращается заявителю. На втором экземпляре поступившего обращения в правом нижнем углу ставится штамп с указанием даты и регистрационного номера. Обязательные реквизиты регистрации вносятся в учетную карточку: фамилия, имя, отчество заявителя, дата поступления, подробный адрес заявителя, регистрационный номер обращения, состоящий из индекса структурных подразделений органов местного самоуправления города и порядкового номера, краткое содержание вопроса, фамилия руководителя органа местного самоуправления в соответствии с распределением обязанностей между руководителями органов местного самоуправления города.

Гражданин вправе обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном или судебном порядке либо вправе обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Преследование гражданина в связи с его обращением запрещается. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Срок рассмотрения письменного обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, составляет 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение. Они могут запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. Они обязаны принять все меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, рассматривающие обращение, вправе направить запрос в другой государственный орган, орган местного самоуправления или другому должностному лицу. По такому запросу в течение 15 дней предоставляются документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

По окончании рассмотрения гражданину дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов либо гражданин уведомляется о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Ответ на обращение направляется по почтовому адресу, указанному в обращении и подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: