Тема 1. Особенности обучения социальной работе (объем в академических часах: 8 – очная форма обучения, 9 – очно-заочная форма обучения, 12 – заочная форма обучения)

Задание 1 к теме:

1) Прочитайте раздел «Зарубежный опыт подготовки социономов».

2) Выберите наиболее интересные с Вашей точки зрения разделы, которые должны быть включены в Ваш индивидуальный учебный план.

3) Проведите консультацию с преподавателем по тем разделам, которые значимы для Вашего образования.

Большинство зарубежных программ обучения в области социальной работы включает в себя следующие разделы.

Ценности социальной работы и этика.

Программы обучения социальной работе основываются на достоинствах и этических принципах Кодекса этики Национальной Ассоциации социальных работников. Преподавательский опыт позволяет студентам раскрыть собственные достоинства, развивать профессиональные навыки, анализировать этические дилеммы и пути воздействия на социальные службы и клиентов.

Программы.

Разнообразие программ социальной работы интегрируют содержание, которое стимулирует понимание и уважение к людям разного происхождения. Их содержание подчеркивает комплексную природу культуры. Это гарантирует высокий уровень социально-бытового обслуживания, удовлетворяющего нужды обслуживаемых социальных групп. Программы обучают студентов признавать разнообразие между группами, с которыми они работают. И это разнообразие может влиять на оказание помощи, планирование, вмешательство и исследование. Студенты изучают, как определять, проектировать и претворить в жизнь стратегии практической помощи лицам разного происхождения.

Группа риска, социальная и экономическая справедливость.

Программы по обучению социальной работе уделяют внимание рассмотрению групп риска, исследуя факторы, которые приводят к такому положению. Программы обучают студентов выделять, как принадлежность к группе влияет на личность, выявлять коэффициент риска и разрабатывать стратегию по исправлению ситуации.

Программы рассматривают социальную и экономическую справедливость как основу для понимания законов, человеческих и гражданских прав и глобальных проявлений несправедливости. Программы включают информацию о стратегиях по борьбе с дискриминацией, гнетом, экономическим неравенством для развития социальной и экономической справедливости.

Человеческое поведение и социальная среда.

Программы по социальной работе рассматривают взаимоотношения между человеческим поведением человека и социальной средой. Их содержание включает эмпирические теории, фокусирующиеся на взаимодействии между личностями, группами и обществом. Рассматриваются уровни биологического, социального, культурного, психологического и духовного содержания человеческой жизни; анализируются разновидности социальных систем, в которых живут люди (индивидуальная, семейная, групповая, организационная и общественная); разбираются пути социального стимулирования людей для поддержания здоровья и благосостояния.

Политика социального благосостояния и социальные службы.

Программы дают представление об истории социальной работы, прошлых и настоящих структурах социальных служб бытового обслуживания. Разбирается роль политики в отношении доставки социального сервиса, практики социальной работы, достижения индивидуального и социального благосостояния. Содержание курса обеспечивает знаниями, умениями и пониманием основы, формирующих организацию социального благосостояния. Студенты приучаются анализировать организационные, локальные, государственные, национальные и международные стратегии проблемы социальной стратегии благосостояния и демонстрировать практические навыки в использовании их для влияния и защиты значимости социальной работы.

Практика социальной работы.

Содержание практики по социальной работе сосредоточивает внимание на воле, стойкости и ресурсах клиента. Студенты изучают технологии, которые совершенствуют мастерство работы с человеком, семьей, группой, организациями и сообществами. Такое содержание настраивает студентов на соответствующие рабочие отношения с клиентами, сбор и анализ информации об их проблемах, нуждах, ресурсах, планирование системы доставки услуги до клиента. Студент должен уметь использовать навыки коммуникации, контроля и консультирования. Содержание практики также включает анализ ситуации и путей осуществления вмешательства для решения проблем клиента. Студент должен продемонстрировать навыки применения эмпирического знания и технологических нововведений, уметь дать оценку результатов программы и эффективности практики.

Исследование.

Сочетание качественных и количественных методов исследования обеспечивает понимание научных, аналитических и этических подходов в получении знаний, необходимых для практического применения. Содержание программ подготавливает студентов для эффективного развития и использования полученных знаний, включая доказательные вмешательства. Они используются студентами для обеспечения высококачественных услуг, инициализации изменений; улучшения условий, стратегии и практики доставки услуги клиенту; оценивания их собственных ресурсов.

Полевое образование.

Полевое образование, основанное на достижениях и образовательном уровне программы – неотъемлемый компонент обучения социальной работе. Оно позволяет студентам усвоить этику будущей профессии и стимулирует разработку профессиональной компетентности. Полевое образование систематически обновляется, контролируется, координируется и оценивается в соответствии с целями программы.

Предполагаемая литература.

Задание 2:

1) Проанализируйте развитие школ социальной работы в международном опыте.

2) Выпишите незнакомые термины для словаря «Социальная работа – моя профессия».

Предшественники современных школ социальной работы появились в странах Европы и США в конце XIX – начале XX в. Их возникновение было инициировано духовенством, представителями благотворительных организаций, рабочих и женских движений, опыт которых убеждал в необходимости постепенного перехода от добровольческих дел к профессиональной деятельности. Так, в Германии все школы социальной работы были открыты под церковным патронажем в годы Первой мировой войны или сразу по ее окончании. И сегодня влияние церкви остается значительным. Такая жизнеспособность определяется тем, что школы социальной работы, созданные церковью, готовят социальных работников и для светских учреждений. Все 16 религиозных школ социальной работы в Германии, принадлежащие разным конфессиям, дают признанные государством квалификационные степени по социальной работе и социальной педагогике.

На подготовку социальных работников в европейских странах также значительное влияние оказывала светская благотворительность. В Великобритании, в Лондоне, в 90-е гг. XIX в. в рамках Общества организованной благотворительности его активистки инициировали обучение тех, кто участвовал в оказании помощи бедным. Именно в русле филантропической традиции была открыта первая школа социальной работы в 1896 г. в Амстердаме, в Голландии, при Центре народного образования, которая в профессиональном смысле считается первой в Европе. Открытие этой школы было связано сдвижением образования для взрослых, известным под названием «народных домов», и являлось частью международного жилищного движения (ранней формы «развития сообщества»), В образовательной деятельности внутри этого движения акцент был сделан на «практическое обучение», что наложило отпечаток на всю систему образования в области социальной работы, которая имеет ярко выраженный прикладной характер.

Развитие социального образования в начале XX в. сопровождалось ростом новых школ социальной работы и появлением структуры, координирующей их деятельность. В 1928 году в Париже была создана Международная ассоциации школ социальной работы (IASSW). Уже к 1937 году функционировало 179 школ в 32 странах, но их международное сотрудничество было прервано Второй мировой войной и последующим разделением Европы.

Дальнейшая профессионализация практики социальной работы проходит в условиях послевоенной реконструкции, экономической экспансии и расширения государственных социальных служб. Однако все эти тенденции были нарушены экономическим кризисом 70-гг. XX в., который разразился в западных странах, и его последствиями. К середине 90-х гг. XX в. насчитывалось около 1,7 тыс. школ социальной работы в 100 странах мира. Ежегодный набор в европейские школы составлял около 29 тыс. человек. Социальное образование вновь возродилось в Китае, в странах Восточной Европы, в России и республиках бывшего Советского Союза. Так, в нашей стране на сегодняшний день около 200 вузов осуществляют подготовку специалистов в области социальной работы. По данным на 2000 г., школы США за время своего существования подготовили 28 тыс. квалифицированных специалистов по 580 аккредитованным программам, тогда как в Великобритании лишь за один год было выпущено 4,5 тыс. специалистов по 96 программам. Во многих странах большая часть квалифицированных специалистов – женщины. К примеру, в США и Великобритании они составляют 75%.

Задание 3:

1) Подготовьте письменно краткое сообщение о системе подготовки социальных работников.

2) Отметьте, мировые тенденции в развитии социального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: