Тенденции и стратегии социального образования в современном мире

Центром координации сотрудничества, оценки и обмена идеями, организации обучения социальной работе в разных странах мира является Международная ассоциация школ социальной работы (IASSW). Совместно с Международной ассоциацией социальных работников (IASW) она разработала Глобальные образовательные стандарты по подготовке специалистов социальной работы (2004) – документ, отражающий универсалии работы с ключевыми проблемами, роли и цели социальной работы. Основная задача этого документа – усилить обучение и практику социальных работников на международном уровне, через развитие межрегиональных и межнациональных практик. Глобальные стандарты представляют собой не жесткие требования, а некие идеалы, к которым должны последовательно стремиться школы социальной работы, чтобы обеспечить высокий интеллектуальный уровень образования и обучения. Открытый и рекомендательный характер стандартов позволяет использовать их в качестве своеобразного ориентира при разработке национальных стандартов.

Общая стратегия развития социального образования позволяет выделить ряд универсальных элементов, присущих каждой отдельно взятой образовательной системе практически в любой стране. К таким универсалиям можно отнести следующие задачи:

§ диагностика профессиональной пригодности к социальной работе и научно обоснованный отбор будущих специалистов;

§ структурное единство системы отбора, допрофессиональной базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов;

§ функциональная насыщенность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений;

§ взаимосвязь научной, методологической, специальной психолого-педагогической подготовки специалистов;

§ формирование стиля мышления, необходимого для профессионального самосовершенствования и роста;

§ управление качеством подготовки специалиста.

В разных странах степень централизации или самостоятельности социального образования варьируется, однако везде, где существуют государственные или национальные властные образовательные структуры, ответственность за принятие решений в сфере образования всецело возлагается на них.

В социальном образовании, несмотря на культурные различия, можно выявить и общенациональные тенденции:

1. Влияние американской методологии практики и методики обучения социальной работе, или, как принято говорить в среде специалистов, американской школы социальной работы. Однако в последнее время в профессиональной среде все чаще стали высказываться сомнения в универсальности и эффективности американской модели профессиональной подготовки специалистов. Теперь некогда доминирующая американская модель становится лишь одной из многих, поэтому ее следует оценивать по соответствию с местными и глобальными проблемами.

2. Радикальные и постмодернистские подходы проявляются также в деятельности школ социальной работы стран Азии, Африки, Центральной и Южной Америки, Восточной Европы. Они стремятся развивать собственные подходы к педагогике, формируют образовательные программы с учетом местного политического и культурного контекста, что, по мнению специалистов, позволяет усилить или заменить западные модели отечественными. На этом пути каждая страна вправе выдвигать собственные идеи национального социального образования.

3. Активное использование в образовательном процессе радикальных и постмодернистских альтернатив, в которых особое внимание уделяется социальной обусловленности поведения и роли социальных институтов, а также подвергается сомнению безусловность существующего социального порядка. На смену универсальным моделям объяснения и описания реальности приходит плюрализм в подходах и ценностях, отрицаются универсальные принципы и абсолютные истины. Под влиянием радикализма и идей постмодернизма образовательные программы включают современные теории и нацелены на развитие критического мышления и критической рефлексии.

4. Формирование нового облика профессии социальной работы, придание ей статуса международной. Социальная работа функционирует в четырех измерениях глобального контекста, важнейшим из которых выступают ее политико-идеологические условия. Происходящие в данном контексте изменения оказали существенное влияние на все аспекты социальной практики, равно как и на саму профессию, и особенно на ее обязательство по формированию политического процесса. Социальная работа на всех своих уровнях восприимчива к ключевым глобальным социальным проблемам: глобальная нищета, глобальный терроризм, недоверие между глобальными цивилизациями, ухудшение глобальной экологии и вынужденная миграция населения. Эти проблемы воздействуют на политику каждого государства, на представителей каждой страны, а также на помогающие профессии на всех уровнях – местном, национальном и глобальном.

Актуальной задачей социального образования за рубежом становится не только совершенствование содержательного компонента учебных программ с учетом изменяющегося мира, но и создание условий для приобретения студентами международного опыта в процессе подготовки к профессиональной практике. Здесь можно выделить несколько реальных направлений, в которых эта задача осуществляется:

§ расширение пространства образовательной практики: создание площадок образовательной практики за рубежом;

§ международный обмен студентами: учеба за рубежом в течение семестра или стажировка на практике;

§ создание совместных межуниверситетских программ, в которых представлены университеты различных стран; успешный опыт европейских университетов доказал эффективность данного направления;

§ международный обмен преподавателями и студентами, который способствует расширению и углублению содержательных аспектов учебных дисциплин в различных контекстах.

Тема 2. Цель и миссия социальной работы в обществе (объем в академических часах: 7 – очная форма обучения, 10 – очно-заочная форма обучения, 12 – заочная форма обучения)

Задание:

1) Сделайте краткий конспект статьи Солодковой М.В. «Основные принципы добровольческого движения с позиции общечеловеческих ценностей».

2) Разработайте мероприятия для добровольцев, улучшение жизненной среды в Вашем микрорайоне.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ С ПОЗИЦИИ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

Солодкова Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, заведующая воспитательной работы, Липецкий институт развития образования, г. Липецк

Когда посеяно зерно

Добра и правды, и свободы –

Придет пора, и даст оно

Благие всходы

О. К. Чумина

Двигатель развития государственных и общественных институтов – это инициативные духовно-нравственные, думающие личности. Правительство РФ, формируя систему добровольчества в России, обращает внимание на тот факт, что необходимо не декларативно строить цивилизованное гражданское общество.

Президент страны Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию от 12 ноября 2009 года сказал: «Настало время нам, сегодняшнему поколению, сказать свое слово поднять Россию на более новую, более высокую ступень цивилизации. Это буде первый в нашей истории опыт модернизации, основанный на ценностях. Станем обществом умных, свободных и ответственных людей». С этими словами созвучны строки Всеобщей декларации добровольчества, принятой на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий: «Добровольчество – фундамент гражданского общества, оно воплощает в жизнь устремление человечества к достижению мира, свободы, безопасности, справедливости и реализации возможностей для всех людей. Добровольчество – будь это индивидуальное или коллективное действие, это способ, посредством которого в обществе поддерживаются и усиливаются человеческие ценности, забота о ближнем и служение людям».

Липецкая область – одна из немногих территорий, где власть уделяет первостепенное внимание развитию добровольчества, понимая, что это важный ресурс для развития региона и его граждан.

Добровольчество – уникальный способ самовыражения личности (неважно – большой или маленькой), ее самореализации, саморазвития, формирование личной инициативы, гражданской ответственности, лидерских качеств, которые могут объединить, сплотить людей в совместных добрых усилиях, связанных с решением мировоззренческих вопросов жизни общества. Сегодня, в первую очередь, наша помощь, забота и внимание необходимы ветеранам, людям с ограниченными возможностями здоровья, пожилым людям, детям-сиротам, беспризорным детям, ВИЧ-инфицированным, больным алкоголизмом и наркоманией, т. е. социально уязвимым группам наших сограждан. Во всех значимых сферах жизни общества, а это – образование, здравоохранение, спорт, культура, экология, защита прав интересов граждан – поле деятельности добровольцев.

«Пока мы боль чужую чувствуем, Пока живет в нас сострадание, Пока мечтаем мы и действуем, – Есть нашей жизни оправдание», – говорит в своей книге «Я живу открыто» поэт Андрей Дементьев.

Явление добровольчества способствует морально и духовно-нравственному обновлению общества, возвращению в нашу жизнь таких забытых общечеловеческих ценностей, как добро, милосердие, справедливость, долг, совесть, человеколюбие, отзывчивость.

«Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом», – писал А.Н. Радищев.

Существует четыре наиглавнейшие общечеловеческие ценности:

1. Человек – самая высшая ценность на Земле.

2. Жизнь.

3. Общество.

4. Природа.

«В них заложена мера всех вещей», – утверждал древнегреческий философ Протагор еще в IV веке до н.э.

В 90-е годы XX века в нашей стране произошли глубокие социально-экономические процессы, которые привели к потере духовных ценностей и ориентировали граждан на западный образ жизни без учета российского менталитета. На первое место вышли деньги, эгоизм, стяжательство, потребительское, прагматичное отношение к жизни и людям, равно­душие, «черствость», агрессия, а добро, любовь, бескорыстие, взаимопомощь стали мешать личному обогащению.

Известный шведский ученый-психолог, философ Маршалл Розенберг объясняет этот факт тем, что в каждом человеке живут два животных: волк – хищник, когда человек в. своих) поступках проявляет агрессию, злобу, ненависть, и жираф, имеющий самое огромное сердце по весу и объему из всех живых существ на Земле, когда человек оказывает в своих действиях сочувствие, милосердие, толерантность, желание помочь другому.

Не менее известный философ Сенека писал: «Жизнь есть не благо и не зло, а только вместилище блага и зла».

В людях, которые живут для себя, живет хищник. А те, кто способен больше отдавать другим, для кого не бывает чужого горя, обладают любящим, добрым сердцем, проявляют эти качества в своей деятельности. Деятельность воспитывает только тогда, когда объектом ее будет ценность.

Ценность и цена. Дадим определение этим понятиям:

Ценность – то, что значимо для человеческой души, жизни, общества.

Ценность – отношения, которые мы проживаем, т.е. содержание жизни.

Цена – это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Так трактует данные понятия доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии педагогических наук Н.Е. Щуркова и характеризует их.

Цена

1. Материальна.

2. Измерима (1 кг, 2 машины, 3 квартиры и т.д.).

3. Исчерпаема всегда. Изнашивается (крыша протекла, платье сносилось, машина сломалась, дрова сгорели).

4. При обмене не увеличивается (квартира, машина, дача и т. д.).

5. Захватывается, экспортируется (заводы, фабрики, природные ресурсы и т. д.). Это рейдерский захват.

6. Жизнь для себя, эгоизм, стяжательство.

Ценность

1. Духовна.

2. Неизмерима (совесть, любовь, добро, милосердие, сопереживание, память и т. д.).

3. Не изнашивается. Ценность вечна! (Пушкин, Бетховен, Толстой и т. д.). «Заговори, чтоб я тебя увидел». Сократ, IV век до н.э.

4. При обмене увеличивается (чем больше отдаешь, тем больше получаешь любви, добра, счастья, дружбы, общения и т. д.).

5. Свободна от экспроприирования (идея, на свободна в моей голове).

6. Жизнь с заботой о других.

Для реализации ценностей порой необходимо обратиться к цене, выражающей средство жизни, но не саму жизнь. Об этом шел живой и конструктивный диалог на переговорной площадке «Практика добровольческой деятельности и перспективы ее развития в Липецкой области». У добровольцев есть желание оказать помощь людям с ограниченными возможностями здоровья, детям в детских домах, пенсионерам, городу в уборке территорий, парков, скверов, набережной, но для реализации этих и многих других добрых дел требуется не только энтузиазм, но и материальные ресурсы. Важно объединить усилия власти, бизнеса, добровольцев – всех структур общества, чтобы получить качественный результат социального плана и масштаб добровольческого движения.

Отношение к системе ценностей каждого человека определяет его образ мыслей, поведение в обществе, отношение к другим людям и к самому себе. Н а вопрос «Зачем люди помогают друг другу?» ребенок отвечает: «Чтобы быть людьми». В этом заключается самовоспитание, саморазвитие, самореализация, самоопределение личности в жизни.

Чем выше обобщение, тем выше ценность. Она захватывает больше всего явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: