Раздел 6. Глоссарий

2. Бедность — показатели критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточной степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей.

3. Бездомность — отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным, как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование.

4. Безработица — незанятость в производстве трудоспособного желающего работать населения.

5. Волонтёры (от англ. Volunteer — доброволец) — это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.

6. Гарантии социальные — материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном обществе, отдельной стране.

7. Институт социальный — элемент социальной структуры общества, понимаемой в самом широком смысле слова, исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.

8. Инфраструктура социальная — материально-вещественные элементы, обеспечивающие условия жизнедеятельности человека в обществе — в производственной, политической и духовной сферах, в семье и быту. Степень развития социальной инфраструктуры — важный показатель того, как человек живет, в какой степени он социально защищен.

9. Кадры социальной работы — это люди, работающие в системе органов и учреждений социальной защиты, помощи и обслуживания, выполняющие должностные задачи и наделенные для этого определенными обязанностями, правами и ответственностью.

10. Качество жизни — категория, выражающая качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей: качество питания, качество одежды и ее соответствие моде, комфортность жилища, качественные характеристики в сфере здравоохранения, образования, обслуживания населения.

11. Клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в этой связи предоставляются социальные услуги.

12. Конфиденциальность — этический принцип, в соответствии с которым социальный работник или другой представитель это профессии не имеет права раскрывать информацию о клиенте без согласия последнего.

13. Методы социальной работы — совокупность технологий, исследовательских и терапевтических процедур, способов деятельности, с помощью которых осуществляется социальная работа.

14. Потребительская корзина — совокупность товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение самых насущных потребностей человека.

15. Практика социальной работы — совокупность принципов организации и реализации социальной работы на индивидуально-личностном, групповом и общественном уровнях, основы научного построения технологии социальной помощи нуждающимся людям или группам, эффективных технологий деятельности социальных работников и служб.

16. Прожиточный минимум — понятие, характеризующее минимум средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и развития личности.

17. Профессиограмма — описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию, включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

18. Профессиональная компетентность — знания, опыт в определенной профессиональной области.

19. Профессия — род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки (опыта работы).

20. Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой.

21. Социальная защищенность — целостная система законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий граждан, противодействующих дестабилизирующим факторам жизни и в первую очередь таким, как безработица, инфляция, бедность и др.

22. Социальная поддержка — система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшихся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.).

23. Социальная политика — взаимоотношения основных элементов социальной структуры общества по поводу сохранения или изменения положения социальных групп и общества в целом. Более узко — система мер, реализуемых государством для улучшения положения населения, реинтеграции индивидов или социальных групп в общество. В современном понимании цель социальной политики — согласование интересов всех социальных субъектов для достижения устойчивого развития общества. Может рассматриваться одновременно как структурируемый и структурирующий социальный институт, создающийся за счет средств номинации и кодификации, определяющих гражданско-правовой статус различных групп населения.

24. Социальная помощь — система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

25. Социальная работа — специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

26. Социальные службы — совокупность, государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющие преодолеть или смягчить сложную ситуацию.

27. Специалист по социальной работе — специалист в области социальной работы, обладающий высоким общекультурным, интеллектуальным и нравственным потенциалом, профессиональной подготовкой и необходимыми личностными качествами, позволяющими эффективно выполнять профессиональные функции.

28. Технологии социальной работы — совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы.

29. Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность, дающая право попавшему в нее человеку на социальное обслуживание (инвалидность, неспособн6ость к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное) которую он не может преодолеть самостоятельно.

30. Этика социальной работы — относительно самостоятельный раздел этической науки, изучает особенности морально-нравственной стороны социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: