Стратегия антикризисного управления

Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготорвиться к изменениям можно считать кризисной. Чтобы этого произошло, необходимо вовремя понять причины кризиса экономики предприятия и принять меры еще до внешнего проявления трудностей (финансовых сложностей).

Причины, в силу которых предприятие попадает в кризис, можно разделить на две группы:

внешние, которые не зависят от предприятия или на которые предприятие может повлиять в незначительной степени (табл. 9.1);

внутренние, которые возникли в результате деятельности само­го предприятия.

В настоящее время для выживания на рынке и сохранения кон­курентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Стратегия антикризисного управления позволяет установить:

каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо);

С помощью каких предварительных мер можно сохранить свою Жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно по­стоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих по­требностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризис­ные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, вы­бирается соответствующая антикризисная стратегия.

Кризис ликвидности означает реальную потерю платежеспособ­ности. В этом случае стратегия антикризисного управления - это прежде всего стратегия выживания: необходимо сохранить ядро тру­дового коллектива, основные фонды, ключевые технологии, удер­жать производство, т.е. стабилизировать положение организации, при этом не потеряв перспективу и просчитывая все действия, ис­ходя из реальных возможностей. Выход из кризиса есть всегда.

Элементарная задача предприятия в случае кризиса ликвиднос­ти — сократить расходы. В докризисной ситуации на большинстве российских предприятий наблюдалась избыточность персонала. В условиях кризиса сокращение его численности становится необ­ходимостью, в противном случае результаты могут быть плачевны­ми. Действия менеджера должны быть в этом случае взвешенными и рациональными. Вместе с тем экономия на заработной плате при ее умелом проведении может стать действенным фактором антикри­зисного управления.

Внешние условия ок­ружающей среды меняются быстро, поэтому весьма важно получе­ние оперативной обратной связи с внешним миром в виде показа­телей, которые характеризовали бы будущее — например, показате­лей роста доли рынка, роста удовлетворенности покупателей. Ведь упреждающее воздействие гораздо эффективнее, нежели воздей­ствие по устранению последствий.

Разработка и реализация антикризисного стратегического управ­ления предприятием — ключевые проблемы стабилизации россий­ской экономики. Стратегия антикризисного управления дает воз­можность вовремя распознать кризис и, учитывая его особенность, снизить его остроту.




double arrow
Сейчас читают про: