Диагноз и его типы в антикризисном управлении

Употребляя слово «диагноз» (от греч. diagnostikos — способный распознавать; учение о методах и принципах распознавания болез­ней и постановки диагноза; процесс постановки диагноза), мы име­ем в виду, во-первых, констатацию результатов исследования кого-то или чего-то, во-вторых, заключение по этим результатам на ос­новании показателей, нормативов, характеристик. Возможность установить диагноз нам позволяет такая исследовательская категория, как диаг­ностика - определение состояния объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического) посредством реализации комплекса исследовательских проце­дур, выявление в них слабых звеньев и «узких мест».

Диагностика — представляет собой одноразовый акт, а процесс, который осуще­ствляется во времени и в пространстве. Процесс диагностики — это исследовательский, поисковый, познавательный процесс, т.е. диагностика - это определенные способы, методы, приемы, с помощью которых она реализуется как исследовательский процесс.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорга, низованная динамическая система (вся экономика страны, отдель. ная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы соб­ственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функ­ции, организационная структура, себестоимость и др.).

Основу управления объектом диагноза составляют конкретные управленческие процедуры.

Цель диагностики — установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения этого иссле­дования и на перспективу, после чего можно откорректировать эф­фективную экономическую (политическую, социальную) полити­ку, стратегию и тактику.

Задачи диагностики - определение мер, направленных на ко­ординацию работы всех составляющих элементов системы. Профес­сиональное управление на любом уровне невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта.

Поскольку диагностирование является исследовательским процес­сом, на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к научному исследованию:

аутентичность, т.е. основанность на первоисточниках (Ш первичной достоверной информации любого вида и любой формы представления);

объективность: перед началом диагностирования его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить програм­му исследования объекта. Данная процедура должна учитывать три обязательных условия: кто проводит исследование; где оно прово­дится; четкое определение базовых параметров, по которым прово­дится исследование.

точность — необходимое требование к правильности диагноза.

Существует и такое требование, как воспроизводимость исследования, но это, скорее, желаемое его качество, так как если это не хронометраж, не фотография рабочего дня или кинопленка, воспроизвести «один к одному» проведенное исследование невозможно —хотя бы в силу того, что с течением времени обязательно изменятся один два или все три обязательных условия процедуры и оценки исследования.

Цель, задачи и соответствие требованиям, предъявляемым к про­цессу диагностирования, осуществимы, если все исследование пла­нируется, организуется и контролируется согласно логике диагноза. Базовые параметры — это система критериев, способных адек­ватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показа­телей, качественных характеристик, шкал и т.д.).

В общем виде проведение диагностических исследова­ний обычно предполагает сравнение состояния выбранного объек­та с нормой или эталоном с целью выявить наличие отклонений и определить их характер — положительный или отрицательный. Этот первый тип определяется как диагноз, устанавливающий отклоне­ние от нормы или деформацию развития. Он применим в тех случа­ях, когда необходимо получить заключение о соответствии техни­ко-экономических и других параметров диагностируемого объекта имеющимся отечественным аналогам.

Второй тип диагноза дает возможность определить принадлеж­ность исследуемого объекта к конкретному классу, конкретной груп­пе или совокупности. Применение этого типа диагноза позволяет Упорядочить и систематизировать изменения, происходящие в ре­зультате проведения конкретных исследований. Пример – деление результатов на принципиально новые и модифицирующие.

Третий тип диагноза позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Он используется в ситуациях, когда невозможно провести сравнительные оценки и сопоставление из-за отсутствия базовых параметров.

Итогом любого исследования является результат – диагноз состояния объекта. Результат — это соответствие диагностируемого объекта како­му-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или от­клонение от базы сравнения. Результаты представляются в виде ста­тистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объек­те во времени.

Особое место в деятельности менеджера занимает проблема уп­равления кризисными ситуациями, решение которой позволяет из­бежать непредвиденных тенденций и минимизировать негативные последствия. Диагностика проблемы -первый шаг на пути ее решения или локализации. Диагноз проблемы в ряде случаев становится процедурой состоящей из нескольких эта­пов, предусматривающих принятие промежуточных решений. Диаг­ностирование напрямую связано с такими понятиями, как «прибыль», «анализ», «прогнозирование» и «принятие решения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: